Конспект занятия по теме «Что такое дружба?» для учащихся 2-х классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: дружба


Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • исследовать самооценку учащихся;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы;
  • воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Мы попробуем разобраться:

- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

  • Как «пахнет» дружба?
  • Какая она на ощупь?
  • Какая она на вкус?
  • С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
  • С какими животными можно связывать слово «дружба»?

Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?

Учащиеся дают свои определения понятию "дружба".

- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: "Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении". На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Прежде чем приступить к работе с понятием «дружба», давайте устроим интеллектуальную разминку.

Интеллектуальная разминка

- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание.

  • «Нет друга - ищи (а нашел - береги)»
  • «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
  • «Один - за всех (и все за одного)»
  • «Человек без друзей (что дерево без корней)».

Молодцы!

II. Основная часть

Качества друга

Ребята! По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. Где проявляются эти качества? (В поступках).

Исследование самооценки

- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.

Каждому учащемуся раздается бланк.

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

Имитация мимики

Представь себе, что ты увидел что-то красивое. (Ты улыбнулся).

Сзади на тебя подул холодный ветер. (Ты рассердился).

На разные события мы реагируем по-разному.

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игра "Пусть встанут те, кто…."

Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: "Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п."

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?

Сказка о дружбе и её потере

(модификация сказки И.В.Вачкова из книги "Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек").

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову - колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? - спросила Сова.

- Мы уверены - что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? - спросила Сова. - Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! - настаивали Мур и Рум. - А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание.

"Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!".

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

Психолог: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:

"Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!".

"Теперь точно поссорятся!" - подумала Сова.

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти ("кто главнее?"), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

- Одно только уничтожит их дружбу ...

Психолог: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

"Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах - неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!".

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает - даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

Психолог: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы - выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно - не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства? Какие личностные качества разрушают дружбу? Давайте их запишем в отдельный столбик. (Эгоизм, недоверие, жадность, неуважение и т.д.)

Физкультминутка

Ребята, у нас есть только начало слов, а конец этих слов потерялся. Но известно, что все эти слова заканчиваются одинаково (на одни и те - же буквы).

Давайте попробуем отгадать, что это за слова?

(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку. Например: "одна - печёт, вторая - течёт, третья - горит").

Молодцы! Вы правильно угадали!

Печёт печка,
Течёт речка,
Горит свечка.

А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.

Когда я скажу слово "речка" - вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке (психолог демонстрирует данное действие).

Когда я скажу слово "печка" - вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь (психолог демонстрирует действие).

Когда я скажу слово "свечка" - вам нужно встать прямо и замереть.

Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.

Моделирование ситуации

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то …

На экране фрагмент из мультфильма "Маша и Медведь" - "Ловись рыбка".

- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?

Практическое задание "Дружные мы"

- Ребята, а сейчас, посмотрите на свою руку: мы видим 5 пальчиков: они все разные, но в тоже время вместе. Так и друг, который у вас уже есть и еще обязательно будет - пусть каждый из вас нарисует рядом с собой своего друга.

Во время выполнения задания можно включить песню "Про дружбу" из мультфильма "Маша и Медведь".

III. Подведение итогов

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, кто такой настоящий друг. Какие задания вам понравились больше других? Какие задания были для вас трудными? (Ответы детей)

Если вы будете соблюдать правила дружбы, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей.