Организация проектной деятельности в образовательном учреждении

Разделы: Руководство учебным проектом


Нормативно-правовая база

Необходимость широкой организации проектной деятельности в современной школе регламентируется целым спектром нормативных документов, принятых в последние годы:

  • Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе ФГОС общего среднего образования;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (ФОП СОО)
  • Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
  • "Национальный проект "Образование": Федеральные образовательные проекты, входящие в его состав: "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Успех каждого ребенка", "Учитель будущего" и др.

В частности, ФОП СОО в п.25.2.4 говорит о том, что:

  • ФГОС СОО определяет индивидуальный проект как особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • 25.2.4.2. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
    • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
    • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
    • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
    • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  • 25.2.4.3. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
  • 25.2.4.4. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, призванную обеспечивать формирование у них опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми, на уровне среднего общего образования, имеет свои особенности.
  • 25.2.4.5. На уровне среднего общего образования исследование и проект выполняют в значительной степени функции инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Более активной становится роль самих обучающихся, которые самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и другое. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. Важно, чтобы проблематика и методология индивидуального проекта были ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных предметов одной или нескольких предметных областей.

В настоящее время во всех учебных заведениях проводятся индивидуальные исследовательские проекты, однако методическая база для их проведения и сопровождения еще недостаточна. Учителя нуждаются в рекомендациях по консультированию старшеклассников при выборе темы проекта, разработке его структуры, а также в критериях оценки каждого этапа работы и итогового результата.

На среднем уровне образования проектная деятельность становится инструментом учебной деятельности, необходимым для понимания социальной жизни и культуры.

ИП представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, направленную на удовлетворение их индивидуальных потребностей, развитие их творческих способностей, формирование инициативности и познавательной активности, а также обучение навыкам самостоятельной работы с информационными системами и ресурсами и решению задач.

Работа над ИП является одним из способов организации учебного процесса и внеурочной деятельности, целью которой является повышение качества образования и демократизация общения между учителями и обучающимися. Деятельность над ИП подразумевает организованную работу творческих групп обучающихся и учителей по решению актуальной социальной или учебной проблемы, в ходе которой обучающиеся самостоятельно осваивают комплексные научно-практические знания и ключевые компетенции и создают собственный интеллектуальный продукт для дальнейшего использования в различных сферах деятельности.

Деятельность обучающихся над ИП является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученных в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкретным, жизненно важным проблемам.

ИП является основным объектом оценки личностных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения ООП СОО. Оценка метапредметных результатов освоения ООП СОО представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП СОО в части формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»).

Выполнение ИП обязательно для каждого ученика 10 класса, обучающегося по ФГОС СОО.

Цели, задачи и принципы проектной деятельности

ИП представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

В процессе изучения предмета «Индивидуальный проект» реализуются следующие цели: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию личности лицеистов, а именно: адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира, проявлять социальную ответственность, самостоятельно добывать новые знания, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, научить рассматривать различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Основными задачами реализации содержания обучения настоящей программы являются:

  • обучить навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и подпроблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
  • обучить приёмам работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ,
  • интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простым формам анализа данных;
  • развить навыков целеполагания, планирования деятельности и контроля;
  • обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • обучить методам творческого решения проектных задач;
  • развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • сформировать умение представления отчётности в вариативных формах;
  • развить навыки конструктивного отношения к работе;
  • развить навыки публичного выступления.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации данного процесса:

  • Индивидуальность: каждый проект должен быть уникальным и разработан с учетом интересов и способностей ученика.
  • Разнообразие: проекты могут быть различными по тематике и методам выполнения.
  • Актуальность: проекты должны быть связаны с реальными проблемами и задачами, которые стоят перед учениками.
  • Практическая значимость: результаты проектов должны быть применимы в реальной жизни.
  • Сотрудничество: ученики должны работать в группах, чтобы обмениваться идеями и навыками.
  • Оценка: проекты должны быть оценены учителем или экспертами, чтобы ученики могли получить обратную связь и улучшить свои навыки.