Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5–11-х классах. Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики

Разделы: Литература

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Описание успешной педагогической практики

Номинация 3. «Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5-11 классах».

Подноминация: «Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики».

Методическая разработка внеурочного занятия по теме «Создание буктрейлера по книге А.Маринова «Детский дом» (работаем с экспонатом школьного музея) для 8 класса.

Теоретическая часть

Внеурочное занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности, направление «Проектно-исследовательская деятельность», является вводной частью системы занятий по изучению нового материала в разделе «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике».

Целью занятия является развитие читательской грамотности:

  • готовность обучающегося к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, интерпретации и обобщению представленной в них информации),
  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью.

Задачи:

  • интерпретировать знания о жизни и творчестве А.Маринова, выпускника Пушкинской 5 школы-колонии для беспризорников (ныне школа № 606), ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры РСФСР, кандидата исторических наук, генерала в отставке, автора повести «Детский дом».
  • интегрировать знания о жизни и творчестве писателя в создание буктрейлера по прочитанной повести А.Маринова «Детский дом».

Развитие читательской грамотности рассматривается как составляющая развития функциональной грамотности школьников. Педагогическая практика формирования функциональной грамотности реализуется на основе ряда принципов, среди них: обучение в активной познавательной деятельности; практико-ориентированность обучения, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач - планирование деятельности, поиск нужной информации.

Создание буктрейлера («бук» (вook) - книга, «трейлер» (trailer) - след) - проектная работа, которая осуществляется в условиях школьного музея и предполагает использование музейного экспоната.

Занятие строится на основе использования технологии проектной деятельности, которая позволяет каждого ученика вовлечь в активную самостоятельную и коммуникативную деятельность, поскольку «проект - это «обучение через делание» (1).

Ученые и педагоги-практики в целом единодушны в позитивной оценке создания буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков (2). Создание буктрейлера может быть новой для обучающихся формой представления результатов проектной деятельности, способствуя повышению интереса у обучающихся к книге и чтению через творческую самореализацию, развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления, развивая самостоятельность и формируя навыки планирования проекта, умение работать в группе, в паре, в коллективе.

Обновленные ФГОС ООО одной из приоритетных задач учителя рассматривают максимальное сближение обучения и воспитания, интеграцию учебной и воспитательной работы. Благоприятные условия для этого могут быть созданы, если конкретное занятие по внеурочной деятельности проходит на площадке школьного музея, а его воспитательные возможности используются учителем. Формирование российской идентичности личности школьника средствами музейной педагогики представляется наиболее успешным, поскольку способствует приобщению к истории и культуре родного края.

В ходе работы над экспонатами в зале «История школы» школьного Музейного комплекса ученики обратили внимание на стенд с фото и боевыми наградами выпускника Пушкинской 5 школы-колонии для беспризорников (ныне ГБОУ СОШ № 606), ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры РСФСР, кандидата исторических наук, генерала в отставке, автора книги «Детский дом».

Подготовительный этап: создание рабочих групп, постановка задач в группах. За месяц до занятия были даны задания: чтение книги А.Маринова «Детский дом», подготовка рисунков по содержанию книги, проведение исследования, подготовка презентации по результатам исследования; изучение информации о жизни и творчестве А.Маринова; (проблемный вопрос): подбор содержательного материала, определение средств.

Ожидаемыми результатами и критериями читательской грамотности являются читательские умения, соответствующие читательским действиям:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  • использовать информацию из текста для решения практической творческой задачи.

Важнейшим ожидаемым результатом рассматривается интерес к изучению истории Отечества через историю школы и жизни человека.

Библиографический список:

  1. Дьюи Дж, авт. Карачев А.А., Каплин Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии, 7 с., 1 стр.
  2. Мохунь О.А. Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: Сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. 2016. № 76-80, 1 стр.

Практическая часть

Технологическая карта внеурочного занятия «Создание буктрейлера по книге А.Маринова «Детский дом» (работаем с экспонатом школьного музея)