Рабочая программа учебного предмета "математика" "Решение задач практической направленности"

Разделы: Математика

Классы: 10, 11


1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения элективного курса

Изучение математики позволяет достичь следующих результатов.

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

2. Содержание программы учебного курса

1. Понятие математического моделирования - 2 часа

Понятие и этапы математического моделирования. Виды текстовых задач и составление алгоритма их решения Уметь выделять и составлять этапы мат. моделирования. Распознавать виды задач и уметь составлять алгоритм их решения.

2. Задачи на проценты - 11 часов

Формулы расчета доли в процентном отношении и расчета процента от числа.

Формулы увеличения и уменьшения числа на заданный процент. Формула вычисления исходной суммы. Формула расчета простых процентов. Две формулы расчета сложных процентов. Задачи на «принцип сохранения сухого вещества».

Задачи на смеси и сплавы. Задачи на растворы и концентрацию вещества Читать и записывать процентное отношение; Находить часть числа и число по его части. Уметь решать задачи химического содержания составлением математической модели.

3. Задачи на движение - 8 часов

Классификация задач на движение. Движение навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение по реке. Движение тел по кольцевым дорогам. Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки.

Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке. По кольцевым дорогам Используя формулу пути решать задачи на сближение или удаление объектов движения.

4. Задачи на работу - 8 часов

Классификация задач на работу. Понятие «производительности» в задачах на работу. Задачи на выполненную работу. Задачи на совместную работу. Задачи о наполнении объемов работа. Определять объем выполненной работы. Находить временя, затраченное на выполнение объема работы. Уметь решать задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно, задачи на планирование.

5. Разные задачи - 4 часов

Задачи на применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. На интерпретацию результата, учет реальных ограничений. Задачи, в которых неизвестных больше чем уравнений.

Задачи с целочисленными неизвестными. Задачи, решаемые с помощью неравенств.

Исследование, устная прикидка и оценка возможных результатов, вариантов решения и неоднозначности ответов в текстовых задачах.

Уметь составлять математическую модель зависимости цен. Уметь объяснять практическую значимость понятий прямой и обратной пропорциональности величин; решают задачи на пропорциональные величины с помощью пропорции.

6. Обобщающее повторение - 2 час

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3. Тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате изучения курса на базовом уровне учащиеся должны знать/ понимать:

  • Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • Значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
  • Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять математические модели реальных ситуаций, решать задачи выделением этапов математического моделирования;
  • Решать текстовые задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин;
  • Решать практические расчетные задачи;
  • Делать устную прикидку и оценку результатов вычислений;
  • Интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

  • ориентация в системе требований при обучении математике;
  • позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
  • умение выбирать желаемый уровень математических результатов.

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • анализировать условие задачи;
  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять алгоритмы вычислений и построений;
  • применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
  • формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
  • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные образовательные результаты

Ученик научится:

  • выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом.
  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
  • решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма;
  • выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
  • понимать существо понятия алгоритма.
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций.
  • уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики.