Первые цари из дома Романовых

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: урок-игра


Класс: 7 класс.

Название раздела: «Россия в ХVII веке».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в ХVII веке» изучается в курсе «История России» 7 класс - учебник «История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2024».

Цели и задачи урока:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в ХVII веке».
  • Способствовать сохранению исторической памяти, формированию патриотических и нравственных качеств.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • Научатся: актуализировать и обобщать знания по истории России ХVII века;применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в ХVII в.; соотносить события истории России ХVII века по хронологическому признаку; доказывать, что история России является частью мировой истории.
  • Получат возможность научиться:соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий; высказывать собственное мнение, суждения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий.

3. Личностные УУД:

  • Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их. Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Овладевают способами обобщения и систематизации знаний. Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Первые Романовы»;
  • выставка книг «История династии Романовых»;
  • фрагмент документального исторического фильма «Романовы» (фильм 1) (реж. М.Беспалый) https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 (дата обращения: 27.04.2024);
  • фрагмент видеоролика М.И.Глинка Финал («Славься») из оперы «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») https://www.youtube.com/watch?v=i7vGnKXrVYI (дата обращения: 27.04.2024);
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: самодержавие, челобитная, приказы, судебник, церковный раскол.

Форма проведения урока: интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание: Составьте план экскурсии по Москве ХVII века.

При составлении плана экскурсии используйте цифровые образовательные ресурсы:

  1. Большая российская энциклопедия: [сайт]. URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения 27.04.2024).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
  3. История.РФ: главный исторический портал страны: [сайт]. URL: https://histrf.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).
  4. Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 27.04.2024).

Этапы урока-игры:

  1. Представление команд.
  2. Конкурс «Разминка (История в датах)».
  3. Конкурс «История в лицах».
  4. Конкурс «Домашнее задание».
  5. Конкурс «Историческая картина».
  6. Конкурс «Исторические ребусы».
  7. Конкурс капитанов.
  8. Конкурс «Исторический документ».

Ход интеллектуальной игры

Организационный момент

Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Первые цари из дома Романовых», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.

Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 7 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний [1].

Вступительное слово учителя: Проблемой урока является вопрос: «В чём проявилось укрепление самодержавной власти первых Романовых»? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.

Этапы интеллектуальной игры

I. Представление команд (название, эмблема, девиз)

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org - «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

II. Конкурс «Разминка (История в датах)»

На интерактивной панели с сенсорным экраном соотнесите исторические даты и события, которые произошли в ХVII веке.

Задание для команды №1: Соляной бунт в Москве; Переяславская рада. Переход под власть России земель Войска Запорожского; Церковная реформа патриарха Никона, начало старообрядческого раскола; Царствование Алексея Михайловича Романова.

Задание для команды №2: Медный бунт в Москве, Принятие Соборного уложения; Царствование Михаила Федоровича Романова; Восстание Степана Разина.

Ответ:

Команда №1:

  1. 1648 г. - Соляной бунт в Москве.
  2. 1654 г. - Переяславская рада. Переход под власть России земель Войска Запорожского.
  3. 1653-1655 гг. - Церковная реформа патриарха Никона, начало старообрядческого раскола.
  4. 1645-1676 гг. - Царствование Алексея Михайловича Романова.

Команда №2:

  1. 1662 г. - Медный бунт в Москве.
  2. 1649 г. - Принятие Соборного уложения.
  3. 1613-1645 гг. - Царствование Михаила Федоровича Романова.
  4. 1670-1671 гг. - Восстание Степана Разина.

III. Конкурс «История в лицах»

Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Прочитайте описание исторических деятелей ХVII века. Назовите их имена.

Соотнесите изображения этих исторических личностей и их имена на интерактивной доске.

Задание для команды №1:

  1. Он венчался на царство в возрасте 17 лет. Во время его царствования ввёл новую систему управления - воеводскую. Созывались Земские соборы, основные политические вопросы царь решал совместно с Боярской думой. (Михаил Романов).
  2. Он провел церковную реформу. Царь Алексей Михайлович позволил ему именоваться наравне с ним «государем». (Патриарх Никон).
  3. «Великий мятежник был доставлен таким образом: впереди шел конвой из 300 пеших солдат. Позади его тем же порядком шло почти то же число солдат… А сам он на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи…», - так англичанин Хебдон описывал в 1671 году ритуал его ввода в Москву. (Степан Разин).

Задание для команды №2:

  1. Он был прозван «Тишайшим», любил охоту, лето проводил в селе Коломенском, где строил свой деревянный дворец. (Алексей Михайлович).
  2. Он был самым непримиримым противником церковной реформы середины ХVII. За свою веру был сожжен на костре. (Протопоп Аввакум).
  3. Он был отцом Михаила Романова. Он был высшим церковным иерархом России. Он получил титул «великий государь», и все официальные документы писались на имя или от имени отца и сына. (Патриарх Филарет).

Демонстрируется фрагмент документального исторического фильма «Романовы» (фильм 1) (реж. М.Беспалый) https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 (дата обращения: 27.04.2024)

IV. Конкурс «Домашнее задание»

Для оформления задания используется модуль «Аудио/видео контент» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Задание для команд №1, 2: Представьте план экскурсии по Москве ХVII века с демонстрацией мультимедийной презентации.

Ответ команды №1: Церковь Рождества Богородицы в Путинках (образец каменного шатрового зодчества).

Ответ команды №2: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (образец раннего московского барокко).

V. Конкурс «Историческая картина»

Рассмотрите картину, назовите её автора. Расскажите о каких событиях в истории ХVII века повествует картина? Какой архитектурный памятник изображен на картине?

Задание для команды №1:

Задание для команды №2:

Ответ:

Команда №1:

Художник Э.Э.Лисснер. Соляной бунт в Москве.

На картине изображен штурм Никольской башни Московского Кремля.

Команда №2:

Художник Э.Э.Лисснер. Медный бунт в Москве.

В центре картины изображена Церковь Вознесения Господня в Коломенском, первый каменный шатровый храм в России.

VI. Конкурс «Исторические ребусы»

Задание для команд №1, 2:

Отгадайте исторические ребусы [8]:

1. Переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

2. Движение, возникшее в середине ХVII века в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.

3. Индивидуальное или коллективное письменное прошение.

4. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

5. Торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определенное время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень.

6. Монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Ответ:

  1. Парсуна.
  2. Раскол.
  3. Челобитная.
  4. Мануфактура.
  5. Ярмарка.
  6. Самодержавие.

VII. Конкурс капитанов

Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Капитаны! Найдите современников, личностей, которые жили в одно и то же время в России и в Западной Европе, и занимались одним и тем же видом деятельности.

Задание для команды №1: Михаил Федорович Романов, Патриарх Никон, Семён Иванович Дежнёв, Карл I Стюарт, Джулио Мазарини, Абел Янезон Тасман.

Ответ:

  1. ПРАВИТЕЛИ: Михаил Федорович Романов (1596-1645) и Карл I Стюарт (1600-1649).
  2. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ: Патриарх Никон (1605 - 1681) и Кардинал Джулио Мазарини (1602-1661).
  3. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ: Семён Иванович Дежнёв (1605-1673) и Абел Янезон Тасман (1603-1659).

Задание для команды №2: Алексей Михайлович Романов, Богдан Хмельницкий, Симон Ушаков, Людовик ХIV, Оливер Кромвель, Рембрант Харменс ван Рейн.

Ответ:

  1. ПРАВИТЕЛИ: Алексей Михайлович Романов (1629-1676) и Людовик ХIV (1638-1715).
  2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ: Богдан Хмельницкий (1595 - 1657) и Оливер Кромвель (1599-1658).
  3. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ: Симон Ушаков (1626-1686) и Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).

VIII. Конкурс «Исторический документ»

Для оформления задания используется модуль «Заполнить пропуски» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Исследуйте исторический документ и ответьте на вопрос: «О какой форме государственного правления ХVII века говорится в отрывке из сочинения В.О. Ключевского?».

Задание для команды №1: «Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчёта в своих действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных». Эта форма правления называется: ____________ .

Ответ: самодержавие, абсолютная монархия.

Задание для команды №2: «По описаниям иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своей превосходит всех монархов на свете… Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны пред его волей». Эта форма правления называется: ____________ .

Ответ: самодержавие, абсолютная монархия.

Итог урока

А теперь давайте сформулируем ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока: «В чём проявилось укрепление самодержавной власти первых Романовых»?

Укрепление самодержавной власти состояло в том, что:

  • верховное право в принятии законов принадлежало царю,
  • царь управлял страной,
  • царь руководил армией и флотом,
  • царь определял содержание внутренней и внешней политики,
  • появился Приказ тайных дел, который контролировал все государственные учреждения,
  • прекратились созывы Земского собора с 1653 г.

Все это свидетельствовало об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.

Демонстрируется фрагмент видеоролика М.И. Глинка Финал («Славься») из оперы «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») https://www.youtube.com/watch?v=i7vGnKXrVYI (дата обращения: 27.04.2024)

На сегодняшнем уроке, который проводился в форме интеллектуальной игры, мы систематизировали и обобщили изученный материал. Интеллектуальная игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали свои компетенции при анализе исторических событий и в работе с историческими документами. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Рефлексия

Игра «Светофор»: Выразите свое мнение о сегодняшнем уроке, поднимая цветные флажки:

  • Красный флажок - побольше таких уроков, урок был полезный и интересный.
  • Желтый флажок - понравилось, но не всё.
  • Зеленый флажок - не понравилось, сложно.

Домашнее задание: составьте синквейн по теме урока.

Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.

Команда-победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». - №1. - 2018. - с. 15-20.
  2. Гурьянова С.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 января 2022 г.). - Петрозаводск: МЦПН «Новая наука», 2022. - с. 15-24. DOI: 10.46916/12012022-2-978-5-00174-441-2.
  3. История России. Конец ХVI-ХVIII века. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной / авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2005. - 447 с.
  4. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2012. - 208 с.
  5. Сорокина Е.Н. История России.7 класс. Поурочные разработки. К УМК под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Вако, 2022. - 288 с.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей / Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. - 670 с.
  7. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 27.04.2024).
  8. Квестодел: [сайт]. URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 27.04.2024).