История и обществознание
-
Политический строй России в XVII веке 2009
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
-
Политическое развитие России в начале XVII века. Первые Романовы: ужесточение самодержавия 2010
В данной статье вы найдёте методические рекомендации и дополнительный материал в помощь учителю истории при подготовке и проведении уроков по истории России в 7 и 10-х классах (первый и второй концентр) на заявленную тему. В презентации и приложениях содержится рассказ об исторических и государственных деятелях, событиях, связанных с воцарением первых Романовых.
-
Политическое развитие России в начале ХХ века: новые веяния и старые подходы 2017
К началу XX века Россия подошла с разбалансированной социально-экономической системой. Это выразилось в первом в истории России политически осознанном конфликте «власть и общество». В политической системе России нарастало противоречие между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью.
-
Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг. (9-й класс) 2009
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий.
-
Полицейский в штатском 2019
Статья повествует о жизни и деятельности одного из наиболее известных представителей политического сыска Российской империи – начальника Особого отдела Департамента полиции надворного советника Сергея Васильевича Зубатова. Он внес значительный вклад в разработку теории и практики сыскного дела, который лег в основу развития оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов России. По сути, С.В.Зубатов являлся основателем и идеологом системы полицейского социализма.
-
Положение о проведении открытого урока по физике и истории среди студентов 1-х курсов по теме «Блокада Ленинграда» 2021
В основе урока лежит документальный фильм о блокаде Ленинграда. Хронологию событий прерывают стихи. Проходит минута молчания. Заключительная слово – ведущего или речь человека, участника событий. В начале и в конце урока звучат песни.
-
Положение тружеников в Древнем Египте 2012
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду.
-
Полтавская битва 2011
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства.
-
Польша и Чехия: время расцвета. 6-й класс 2012
Урок с элементами лабораторной работы, учащиеся получат обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в XIV–XV веках. Презентация с анимацией и гиперссылками максимально активизирует внимание учащихся на уроке.
-
Понятие "Цивилизация" 2012
У учащихся формируется понятие «цивилизация». Показываются различные точки зрения на понятие «цивилизация», их модификация в трудах ученых XIX и ХХ века. Раскрывается два подхода к понятию «цивилизация»: стадиальный и локальный.
-
"Понятие и признаки правового государства". 10-й класс 2014
Цель урока: введение учащихся в круг общих представлений о правовом государстве, его основных признаках, отражении признаков в Конституции РФ; развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать с текстом; формировать правовую культуру учащихся, воспитывать уважительное отношение к основам государственности.
-
Понятие рынка 2012
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение.
-
Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны? 2011
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ.
-
Портфолио методического объединения 2011
В статье рассказывается об общих принципах построения и структуре портфолио методического объединения учителей гуманитарных предметов, призванного систематизировать результаты работы педагогов в течение учебного года, проанализировать степень реализации программы развития образовательного учреждения и оценить успешность педагогов при представлении анализа работы администрации в конце учебного года.
-
Послевоенная Европа на страницах газет 2014
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией.
-
Послевоенные репрессии в СССР 2014
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление.
-
Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории 2013
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей.
-
Потребительский экстремизм 2012
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей.
-
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян" 2009
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика.
-
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века" 2009
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему.
-
Поход Александра Македонского на Восток 2008
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого.
-
Поход персов в Скифию 2013
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье.
-
Поход Святослава на Кубань 2009
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
-
Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс 2009
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
-
Поэт и власть 2011
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся.
-
Появление «человека разумного» 2010
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития.
-
Появление казачества на Дону 2016
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском.
-
Пояснительная записка к уроку обществознания "Формы культуры". 9-й класс 2014
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов.
-
Права и обязанности гражданина РФ: осуществление воинской обязанности 2012
Урок в 11-м классе призван сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии; познакомить с особенностями прохождения военной службы в вооруженных силах других государств; углубить формирование системы правовых знаний учащихся, активизировать познавательную активность.
-
Права и свободы человека и гражданина 2021
Цели урока: выявить качества и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;