Литература
-
Урок доброты по произведениям В.Распутина "Уроки французского" 2013
Урок-обобщение подробно анализирует рассказа В.Распутина «Уроки французского» в форме беседы. Повторяются понятия "автор" и "авторская позиция", "характеристика героев", "портрет" и его виды, "композиция" и ее составные части. Соприкосновение с текстом активизирует у ребят душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Литературная игра "Знатоки басен" 2013
Игра проводится в параллели 6-х классов во время месяца, посвященного русскому языку и литературе. Также ее можно использовать для итогового повторения по теме "Басни", а некоторые фрагменты игры включить в урок при изучении басен И.А. Крылова.
-
Краеведческий материал на уроке литературы 2013
Учитывая современные требования государственного стандарта и программы Г.С. Меркина (5–9-е классы) и С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (10–11-е классы) использует краеведческий материал в преподавании литературы, очных или заочных экскурсиях, беседах, диспутах, вечерах, различных конкурсах, творческих мастерских, на часах поэзии, в устных журналах, презентациях.
-
Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ" 2013
На уроке учащиеся учатся анализировать произведение и вычленять главное; давать оценку поступкам героев; выявить роль пейзажных зарисовок в произведении. Учитель располагает учеников к прямоте и доверительности высказываний; заставляет задуматься о ценности человеческой жизни; воспитывает чувство уважения к истории, любовь к родине.
-
"Жизни блаженство в одной лишь любви…" Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2013
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, с некоторыми страницами биографии Ф.И. Тютчева; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Ф.И.Тютчева; развивать устную речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы, слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой; воспитывать бережное отношение к чувствам, лирике и живописи.
-
Малые формы фольклора 2013
Урок кубановедения знакомит с загадками, пословицами, поговорками, открывает мудрость кубанского народа. Ученики изучают особенности диалектного произношения, на котором говорят представители старшего поколения.
-
Анализ главы "Понтий Пилат" из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2013
На уроке учащиеся пытаются объяснить причины поступков Понтия Пилата в наблюдении за его душевными переживаниями. Анализируют свои чувства при чтении произведений, описывают их.
-
Научно-проектная конференция по краеведению 2013
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края».
-
Внеклассное мероприятие "Судьбы, опаленные войной". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о судьбах, лишенных счастливой жизни, о стремлении советского народа приобрести свободу для будущего поколения любой ценой. Цель: показать значимую роль поэзии того времени в жизни русского солдата; формировать уважение к истории, героям Великой Отечественной войны. Поэты и писатели, испытав на себе ужасы войны, пропустив через себя все лишения, передают современному поколению свои переживания и чувства.
-
Сценарий праздника "День матери". Литературная композиция 2013
Мероприятие воспитывает уважительное отношение к матери, желание помогать, любовь к литературе и чтению; учит видеть средства художественной выразительности в тексте; развивает речь учащихся; учит понимать смысл произведения.
-
Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Память народная о поэте и поэзии". 9-й класс 2013
Интегрированный урок литературы и МХК знакомит учащихся с творчеством А.С. Пушкина и других поэтов XIX–XX веков, посвященных теме памяти народа о поэте и поэзии. Цель: вспомнить классификацию всех памятников культуры, познакомить учащихся с памятниками Москвы великим поэтам и писателям.
-
Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Счастливый принц" "Счастье делать добро". 5-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с биографией Оскара Уайльда и вызывает интерес к его творчеству, формирует точку зрения на личность художника. Цель: формировать и развивать у учащихся нравственные качества: чувства сострадания, милосердия, гуманности.
-
В гостях у В.М. Васнецова 2013
Урок готовит учащихся к сочинению по картине В.М. Васнецова; Формирует речевую компетенцию для работы с произведением живописи, расширяет представления учащихся по теме «Жизнь и творчество В.М. Васнецова; совершенствует коммуникативные умения.
-
Урок литературы "Тема родины в поэзии Сергея Есенина". 11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к родине в лирике поэта, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики; исследовать творчество С.Есенина; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях; выяснить, какое место тема родины занимает в лирике поэта.
-
Урок-исследование ""Толстый и тонкий": почему герои чеховского рассказа не имеют фамилий?" 2013
Цель урока: определить авторскую позицию и смысл названия произведения; на основе анализа рассказа «Толстый и тонкий» выяснить особенности чеховского юмора; развивать навыки аналитической работы с текстом; развивать образное видение, творческие способности учащихся; воспитывать высокие нравственные идеалы на примере личности писателя.
-
"Борис Пастернак. Очерк жизни и творчества". 11-й класс 2013
Урок-лекция посвящен жизни и творчеству великого поэта Бориса Пастернака, сопровождается презентацией.
-
"Разрешите представиться: И.Бродский" 2013
В презентацию вошли фотоматериалы о жизни И.Бродского разных лет, аудиозаписи стихотворений в авторском исполнении. Урок создает проблемные ситуации, требующие осмысления учащимися. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не только проговаривают строчки, но и наполняют своим пониманием.
-
Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс 2013
Цель урока: показать, что героиня Н.А. Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Образ родины в произведениях шатурских поэтов 2013
Цель урока: расширить представления детей о малой родине.
-
Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (роман "Преступление и наказание") 2013
Цель урока-практикума: первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работают в группах, собирают и анализируют материал по теме «Посмотрим на томские серединные улицы глазами Раскольникова».
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет). 10–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие – размышление о любви на примере стихотворений современных авторов, жизненных ситуаций и «воздушных, нежных звуков» прекрасных стихов А.А. Фета.
-
Воспитание памятью о войне 2013
Аналитическая статья по теме, не претендующая по словам автора на обстоятельное исследование, но высказывающая авторскую точку зрения, основанную на практическом опыте работы.
-
Урок внеклассного чтения "Тихая моя Родина". Донская природа в поэзии и живописи. 6-й класс 2013
Урок развития творческих способностей учащихся изучает стихотворения донских поэтов. Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и математики "Стать с веком наравне…" 12-й класс 2013
ИКТ-технологии на уроках русского языка и математики повышают знания и отрабатывают навыки выполнения тестовых работ в формате ЕГЭ на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
-
Сценарий устного журнала "Тебе, певцу" Тебе, герою!", посвященного герою Отечественной войны 1812 г. Денису Давыдову 2013
Устный журнал посвящен человеку, еще при жизни ставшему национальным героем, поэту, увековеченному кистью Д.Доу и пером Л.Н. Толстого, воспетому поэтами Золотого века: В.Жуковским, К.Батюшковым, П.А. Вяземским, Е.Баратынским, Н.Языковым и, конечно, А.С. Пушкиным, – знаменитому прозаику и поэту, легендарному гусару и партизану, Денису Васильевичу Давыдову.
-
Интегрированный урок по теме "Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов" 2013
Цель урока: показать, как поэты понятия и факты облачили в стихотворную форму; проанализировать стихотворения с точки зрения художественно-изобразительных средств, используемых авторами произведений; объяснить природные явления, описанные в поэтических произведениях; развивать образное мышление; расширять кругозор учащихся.
-
Аналитический разбор драмы А.Н. Островского "Гроза" 2012
"Гроза" – одна из лучших пьес А.Н. Островского, крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г. Автор обращается к той же проблеме, что и в "москвитянских" пьесах, но мир патриархальной семьи получает иное освещение. В комедиях предшествующего периода драматург показывал в первую очередь положительные стороны патриархального миропорядка: крепость семейных уз, религиозность и ведущую роль мужчины-хозяина.
-
Интегрированный урок "литература + история" по теме "Современный облик "послепожарной" Москвы"" (по страницам комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2012
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г.
-
А.А. Фет – поэт "чистого искусства" 2012
Сущность творчества А.А. Фета – прозрение основ мирового бытия, которые проявляют себя в окружающих природных явлениях, человеческой душе и самом интимном общении двух людей – в любви. Поэт в лирической концепции Фета всемогущ, он способен мир в словах "пересоздать", приоткрыть завесу тайны, говорить о запредельной сущности необъяснимых явлений.
-
Путешествие за "золотым руном" Андрея Белого 2012
Цель урока: дать представление о личности и творчестве Андрея Белого, показать особенности его поэтики.