Литература
-
Урок литературного чтения "Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"" 2012
Цель урока: познакомить учащихся со сказочным образом мира, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.
-
Сценарий игры "Умники и умницы" 2012
Итоговая игра изучает жизнь и творчество А.С. Пушкина. В течение учебного года на пушкинских уроках изучались темы: «Родословное древо А.С. Пушкина», «Детских лет люблю воспоминания…», «Наперсница волшебной старины», сказки А.С. Пушкина, «Отечество нам – Царское Село!». Игра дает возможность детям проявить интеллектуальные способности, наглядно продемонстрировать развитие творческих способностей
-
Посвящение женщине 2012
Интегрированное мероприятие для широкого круга слушателей. Обращаясь к лучшим произведениям мировой художественной культуры, авторы стремились показать роль женщины – матери, невесты, жены, дочери – в жизни общества, ее высокое предназначение: «…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
-
Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в балладе В.А. Жуковского "Светлана" 2012
Урок знакомит учащихся с личностью В.А. Жуковского, жанром баллады. Школьники учатся анализировать прочитанное. Воспитывает уважение к традициям своего народа, интерес к творчеству и личности писателя.
-
Урок-игра "Счастливый случай" (к 200-летнему юбилею Царскосельского лицея) 2012
В ходе проведения урока детям представляется возможность открыть для себя мир пушкинского лицейского братства и познакомиться с особенностями обучения и преподавания в Лицее. Урок успешно апробирован на практике и рассчитан на детей 12‒15 лет..
-
Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина 2012
Устный журнал посвящен 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Есть даты, которые неизменно объединяют миллионы сердец в радости или печали, например трагический день гибели Александра Сергеевича Пушкина. Обратиться к последним дням жизни А.С. Пушкина поможет необычная форма урока ‒ устный журнал.
-
Урок литературы по теме "Н.Якутскай "Телке"" 2012
Цель: привить ученикам нравственные качества на примере романа "Телке" якутского писателя Николая Якутская.
-
Урок-коллоквиум "С.Есенин и В.Маяковский – два лица одного времени" 2012
На уроке сравнивается творчество С.Есенина и В.Маяковского. Ученики глубже понимают стиль поэтов, учатся писать сочинение в форме сравнительной характеристики, расширяют свои знания по литературе.
-
Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе 2012
Электронное пособие для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форматах ГИА и ЕГЭ экономит время на поиски необходимой информации. Может быть полезно учителям русского языка и литературы, а также выпускникам, готовящимся писать часть (С) ЕГЭ по русскому языку и решившим сдавать ГИА или ЕГЭ по литературе.
-
Творчество А.С. Пушкина. Любовная лирика. 9-й класс 2012
Урок использует презентацию. Ученики знакомятся с адресатами произведений великого поэта, а также с некоторыми музыкальными произведениями на его стихи. Им будет интересно взглянуть на изображения женщин, вдохновлявших Александра Сергеевича и ставших бессмертными благодаря его творчеству.
-
Урок литературного чтения. 2-й класс. Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою…"" 2012
Урок развивает речь; формирует навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное; учит чувствовать и понимать язык произведения, развивает образное мышление; воспитывает любовь к чтению; прививает любовь к природе.
-
Роль портрета и пейзажа в художественном осмыслении прозы С.К. Никитина 2012
Цель занятия: приобщение учащихся к нравственно-этическим ценностям. Компоненты занятия развивают навыки исследовательской деятельности и образное мышление.
-
Войны России в литературе, истории кино. Тема Кавказа 2012
Предлагается презентация интегрированного проекта (литература, история, психология) по теме «Войны России в истории, искусстве, сознании человека», подготовленная учащимися 10-го класса.
-
Интегрированный урок "русская литература и английский язык" по теме "Байронизм в русской литературе" 2012
Творчество Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Неудовлетворенность результатами Французской революцией, усиление политической реакцией в странах Европы повлекли за собой развитие романтизма. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.
-
Урок литературы в 7-м классе "Детство – счастливая пора" 2012
Цель урока: знакомство учащихся с биографией М. Горького, совершенствование навыков анализа текста при комментированном чтении 1-й главы повести "Детство". Используются способы развития критического мышления.
-
Сценарий вечера. Пресс-конференция "Встреча с поэтом Николаем Рубцовым". 10–11-й классы 2012
В содержании пресс-конференции прослежен творческий путь поэта Николая Рубцова, привлечены воспоминания современников. Полно и многообразно представлено поэтическое творчество, в котором отражена любовь к Родине, красота родной природы, прославление доброты и человечности, связь с родной землей. Анализируются отдельные стихотворения, проводится беседа с учащимися.
-
Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения 2012
Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.
-
Научиться любить, делать добро 2012
После прочтения рассказа «Яшка-лось» используется такой метод, как эстетическая беседа. Цель: не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После беседы дети представляют, что хорошо и плохо в отношении людей и тех, кого они приручили.
-
Методические приемы изучения духовных стихов в школе 2012
В статье предлагаются возможные варианты методических приёмов, которые могут быть использованы при проведении уроков литературы по изучению духовных стихов. Внимание уделяется творческим и групповым заданиям, которые будут в большей степени способствовать расширению учебного потенциала обучающихся.
-
Литературная игра "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" 2012
Игра по форме представляет собой «Поле чудес», где, называя определенную букву, учащиеся отгадывают зашифрованное слово. Каждый отборочный тур состоит из пяти вопросов. Ученик, набравший большее количество баллов за правильные ответы, выходит в полуфинал.
-
Урок литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" "Самые уязвимые" 2012
Цель урока: обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя; развивать умение комплексного анализа художественного образа (в единстве портретной, речевой поведенческой характеристик).
-
Урок литературы по теме "Анализ "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева в специфике жанра". 8-й класс 2012
Обращение к "Путешествию..." А.Н. Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской литературы. Учитель может подготовить и провести урок внеклассного чтения или занятие по факультативному курсу, посвященное анализу произведения в специфике жанра. Важно, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей развития отечественной литературы, материал помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.
-
"…Мой жребий пал: я лиру избираю…" Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений А.С. Пушкина. Ученики наблюдают за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина; сопоставляют произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Цель урока: отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений; учить систематизировать, выделять главное, обобщать; обогащать словарный запас, работать над художественными средствами языка.
-
Внеклассное мероприятие "В мире цветов мы желали б остаться…" 2012
Сценарий мероприятия сопровождается презентацией. При проведении мероприятия использованы различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
-
"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 2012
На уроке объясняется литературоведческое понятие «лишний человек». Формулируются предпосылки появления лишних людей и указываются их общие черты. Учащиеся знакомятся с представителями лишних людей на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
Урок-обобщение по литературному чтению "И.А. Крылов "Басни"". 4-й класс 2012
На уроке учащиеся работают в группах, которые в течение предыдущих двух уроков провели исследовательские работы по жизни и творчеству писателя. Каждая группа представляет свой результат – сообщение исследования. В игровой форме обобщаются полученные ранее знания о писателе и его творчестве. В конце урока каждая команда самостоятельно выставляет отметки своим членам.
-
Изучение карело-финского эпоса "Калевала" 2012
Урок формирует представление о рунах как жанре фольклора, заинтересовывает учащихся в устном народном творчестве, воспитывает бережное отношение к традициям.
-
Эволюция основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения "Выхожу один я на дорогу" 2012
На уроке учащиеся находят в тексте мотивы, присущие поэзии М.Ю. Лермонтова и прослеживают их эволюцию. Разбирают своеобразие лирического героя. Развивают навык целостного анализа лирического произведения. Воспитывают любовь и уважение к родной литературе.
-
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" 10-й класс 2012
Автор знакомит учащихся с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа произведения. На уроке у учащихся развивается воображение, ассоциативное мышление. Учитель создает условие для социализации обучающихся через организацию работы в парах и в группах.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе: "А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Презентация к уроку "А.И. Куприн. Страницы жизни и творчества" 2012
Урок для работы с учащимися 4-го класса. В начале урока можно использовать презентации «Страницы жизни и творчества. А.И. Куприн» как момент актуализации знаний и как «мостик» к изучению нового произведения данного писателя. Знакомясь с рассказом Куприна, учащиеся закрепляют умения работать с текстом: анализировать поступки героев, выявлять и формулировать основную идею произведения, осознавать свои чувства, сопереживать героям произведения.