Литература
-
Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Изучение текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» у учащихся 9-х классов вызывает затруднение. Подобного рода сложности восприятия текста комедии обусловлены жанровой принадлежностью. И от того, как пройдет первый урок изучения текста комедии, зависит понимание содержания всего произведения, поддержание интереса к чтению следующих действий и, несомненно, осознание вечной современности русской классики.
-
Использование синквейна на уроках литературы 2011
Статья рассказывает об использовании синквейна на уроках литературы. Очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. В статье описана система работы с синквейном на уроках литературы с 5 по 11-й класс. В качестве примера приведен урок подготовки к ЕГЭ в 11-м классе по теме «Мысль семейная в русской литературе» с использованием синквейна.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) "Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте" 2011
Урок призван рассмотреть проблему «диалога» человека и природы как проблему общечеловеческую, повторить наречие как часть речи, развивать эмоционально-этические чувства учащихся, творческую аналитическую мысль учащихся по поднятой проблеме, внимание учащихся к художественному слову, воспитывать бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».
-
Литературная игра "Веселая семейка" (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского) 2011
Сделать общение со своими детьми интересным и "ненапряжным", найти серьезные и актуальные темы для обсуждения помогут совместные литературные игры. Литературная игра является одним из действенных средств формирования интереса к чтению. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
-
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.
-
Урок словесности по теме "Сердце отдают детям". 8-й класс 2011
Урок направлен на развитие речи учащихся через работу с художественным текстом.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества" 2011
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения.
-
Интегрированный урок математики и литературы по теме "Арифметическая прогрессия и стихотворные размеры". 9-й класс 2011
Данный бинарный урок позволяет обобщить знания учащихся 9-го класса по темам «Арифметическая прогрессия» и «Стихотворные размеры» и применить их в конкретных ситуациях. Урок показывает учащимся, что некоторые особенности стихотворной речи требуют применения математических знаний. Также урок нацелен на понимание практической значимости математики, способствует расширению кругозора учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция "Чтоб сердце не было жестоко" 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящён первой встрече членов кружка «Лира» с местным поэтом и интересным человеком: депутатом областного Законодательного собрания, создателем клуба «Соратник», членом Литературной студии г. Белогорска Амурской области, лауреатом премии им. Гр. Федосеева – Н.Т. Дегтярёвым. Стихи Николая Трифоновича разнообразны по тематике: это и пейзажная, и философская, и гражданская лирика.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) "Поэзия пейзажа" 2011
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) знакомит обучающихся с жанром пейзажа в литературе и изобразительном искусстве, способствует развитию творческого воображения, любви к природе. Важное место в ходе урока отведено региональному компоненту, изучению творчества зауральского художника Г.А. Травникова и поэта В.П. Кветкова. Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса.
-
Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах 2011
Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту.
-
Урок литературы по теме "Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»" 2011
Урок литературы знакомит учеников с греческим эпосом и его легендарным автором. Анализируя текст поэмы, они видят отвагу и сметливость хитроумного Одиссея, его преданность товарищам, которых он готов спасти ценой собственной жизни. Материал урока даёт представление о быте, нравах, верованиях древних греков, дополняет знания детей о греческих богах.
-
Литературный вечер, посвященный И.С. Тургеневу 2011
Цели мероприятия: ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя, развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях 2011
В работе раскрывается последовательность создания вместе с детьми электронного учебного пособия в качестве проектной работы. Применяется технология создания многоуровневой мультимедийной презентации PowerPoint с внутренними и внешними гиперссылками.
-
Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая" 2011
Урок предполагает знакомство с Софроном Тотышем, писателем, собирателем, сказителем шорского фольклора и его сборником «Сказки Шапкая». В процессе урока учащиеся узнают о быте, культуре и обычаях шорцев, коренной народности Кузбасса; углубляют знания о видах сказок; обучаются выразительному чтению, актерскому мастерству, лингвистическому анализу текста.
-
Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс 2011
Урок направлен на глубокое изучение произведения «Кладовая солнца». М.Пришвин – мастер природы, и ученики должны понять особенности изображения автором мира природы, увидеть ее тайны. На уроке через анализ эпизодов о природе ученики постигали эти особенности, переживали вместе с героями, автором. Чтение наизусть прозаических отрывков воспитывает любовь к слову, делает урок эмоциональным.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого 2011
В современной действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Автор пытается показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.
-
Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация) 2011
Учащиеся повторяют, закрепляют и углубляют знания о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявляют особенности изображения былинного героя; описания его подвигов.
-
Изучение романа "Преступление и наказание" на уроках литературы. "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2011
В статье автор показывает, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных. Учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
-
Интегрированный урок "Трагедия Холокоста" 2011
Тема Холокоста мало изучена, хотя и является самой кровавой и бесчеловечной страницей в истории. Данную тему можно изучать как в ходе интегрированного урока по истории, литературе и обществознанию в 9–11-х классах, так и на классном часе. Ход урока и его структура зависит от уровня подготовки и возраста обучающихся. Для создания эмоционального настроя авторы рекомендуют применять музыкальные композиции.
-
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе 2011
Статья отвечает на вопросы: что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?
-
Урок-исследование по теме "В творческой мастерской Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2011
В статье мы не аппелируем к Интернету и его возможностям (они всем известны, хотя для учителя данные, добытые учениками из Интернета, представляют определенную трудность в плане достоверности и качественной переработки их учащимися). А вот учебник по-прежнему актуален, удобен. Приведем несколько примеров (9, 11-е классы) использования информации учебника или хрестоматии по литературе как способа самостоятельно ее отбирать и перерабатывать.
-
Урок-представление "В этом мире я только прохожий" 2011
Творчество такого поэта как Сергей Александрович Есенин является одним из основополагающих факторов, формирующих национальное самосознание, гордость за свою страну. Чтобы выпускник школы стал развитым, разносторонне образованным человеком, достойным членом общества, его необходимо знакомить с творчеством таких поэтов. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок стал открытием, а для этого необходимо сотрудничество учителя и учащихся.
-
Игра "Умники и умницы" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Данное мероприятие является обобщающим при изучении комедии Грибоедова "Горе от ума". Игровая форма способствует лучшему закреплению материала, вызывает больший интерес к изучению литературы, имеет большое воспитательное значение.
-
Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне 2011
Внеклассное мероприятие по литературе призвано познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого, служит развитию в студентах творческого начала, овладению навыками выразительного чтения, воспитанию средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
-
Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь 2011
Урок помогает детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких; подводит к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде. Это урок раздумья над такими нравственными понятиями, как доброта и зло, жестокость и милосердие, и о многом другом.
-
Урок-спектакль по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок обобщает и систематизирует запас знаний школьников по творчеству классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Пробуждает интерес к его творчеству, обучает устному высказыванию в форме монолога и диалога. У учеников прививается любовь и уважение к литературе.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад". Продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
-
Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс 2011
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра, зла, жестокости, равнодушия. Для урока литературы важно привлечь ученика к чтению, привить любовь к книге, к творчеству писателя. В этом отчасти помогает создание учащимися тестов к прочитанным произведениям. Работа по созданию таких тестов всегда увлекательна для шестиклассников, учит внимательному чтению художественного произведения.
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.