Литература
-
Развитие коммуникативной компетентности учащихся через урок словесности 2010
Уроки литературы и русского языка призваны создать условия, при которых процесс развития коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно. Этому способствуют интегрированные уроки, уроки словесности, которые получают все большее распространение в школе.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любовная лирика Пушкина и ее воплощение в музыкальных произведениях" 2010
Цель урока: показать, как красивы, благородны, искренни любовные чувства поэта; познакомить с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина, а также с музыкальными произведениями, которые являются откликами на изумительные стихотворения поэта; развивать творческие способности учащихся через исполнение романсов и декламацию поэтических произведений.
-
Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5–11-х классах 2010
Обобщая опыт работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), показывается решение следующих проблем: изучение больших художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы по литературе; как уберечь обучаемых от соблазна списать массово тиражируемые сочинения.
-
Конспект урока по литературе в 7-м классе на тему "Внимая ужасам войны…" Героизм и патриотизм русского народа при обороне Севастополя в рассказе Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2010
Центром "Севастопольских рассказов" Л.Н.Толстого является человек. Изображая человека в условиях военного времени, писатель предлагает нам осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. Он доказывает, что в любой войне главное место занимает человек. Приём "диалектика души", используемый Толстым, показывает сложную душевную жизнь человека в её динамике.
-
Урок литературы в 9-м классе "Русская классицистическая комедия. Денис Иванович Фонвизин – русский комедиограф" 2010
Урок входит в систему уроков по изучению темы «Классицизм в мировой и русской литературе», развивает умения учащихся применять знания в новой учебной ситуации, формирует навыки «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2010
Автор помогает учащимся осознать личностную значимость данного произведения. Создает содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст. Содействует развитию у ребят чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по теме "О войнах. Бессмысленных. Долгих. Жестоких. В которых всю жизнь поколения растратили…" 2010
Основная задача урока заключается в том, чтобы показать учащимся непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, доказать, что суть повести не только в отрицании зла, насилия и жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.
-
Урок по теме "Художественное своеобразие "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина" 2010
Урок коммуникативно-развивающего типа с элементом телепередачи. Для организации урока была организована мини-исследовательская работа для отдельных учащихся. Автор считает, что материал, предложенный для урока, поможет не только понять содержание «Песни...», но и увидеть художественное своеобразие, окунуться в мир истории, искусства и летописания.
-
Открытый урок "Русская душа… Какая она?" 2010
Урок-исследование особенностей русского национального характера на основе художественных произведений второй половины XIX века (драмы А.Н. Островского «Гроза", романа И.А. Гончарова и очерка-хроники Н.С. Лескова «Очарованный странник»). Проводится сравнительная характеристика героев.
-
Сценарий литературной интеллектуальной игры "Своя игра" для обучающихся 9–10-х классов 2010
Интеллектуальная игра направлена на развитие мышления (формулирование понятий, выполнение основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и др.)). Но эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании).
-
А.А. Фет и эстетика "чистого искусства" (урок-опровержение) 2010
Цель урока – формирование понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
-
Путешествие в сказку 2010
Время от времени провожу с детьми уроки-путешествия. Для того чтобы урок носил творческий, развивающий характер, приглашаю детей в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир и позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности.
-
Учебный проект "О христианских традициях в современной прозе" 2010
Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову – основе духовной жизни народа, приобщает старшеклассников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.
-
Урок-презентация по литературе "Анна Ахматова" 2010
Презентация поможет увеличить интенсивность подачи материала и представить материал в более наглядной и доходчивой форме.
-
Информационные технологии на уроках литературы по теме "Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли"" 2010
Урок предусматривает анализ лирического произведения, где определяется выяснение чувств, настроений, непреходящих общечеловеческих ценностей путем погружения в текст, поиска ключевых слов, выразительных средств языка. На уроке идет обучение выразительному чтению.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворениях поэта XX века Н.М. Рубцова" 2010
Урок формирует навыки художественного анализа стихотворения. Вырабатывает умение выразительного чтения стихотворения и воспитывает в детях любовь к Родине, к природе.
-
Читательские интересы учащихся гимназии г. Верещагино и проблема формирования культуры чтения 2010
В 90-е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и психологические причины. Прошло почти два десятилетия, выросло новое поколение. Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать для формирования культуры чтения?
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Анализ идейно-художественного своеобразия повести Ф.Абрамова "Поездка в прошлое" 2010
Урок направлен на развитие умений старшеклассников анализировать литературное произведение малой формы при подготовке к самостоятельной работе над сочинением.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
В статье представлен урок литературы, относящийся к региональному компоненту государственного стандарта общего образования Архангельской области, на тему "Север стоит, чтобы его любили..." по творчеству северных поэтов.
-
Творческая мастерская "Пишем стихи" (нетрадиционный взгляд на стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье…") 2010
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Наибольший интерес в этом плане представляет технология мастерских, где главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
-
Комплекс "Современная русская драматургия" 2010
Предоставленный материал поможет учителю при объяснении нового материала по современной русской драматургии. На уроке, посвященном пьесе А.Вампилова «Утиная охота», учащиеся анализируют произведение, совместно с учителем работают над теорией драматургии, составляют портрет главного героя.
-
Литературная игра-викторина по теме "Мифы Древней Греции" 2010
Данная викторина предназначена для систематизации знаний учащихся по мифам Древней Греции, выявления уровня знания и понимания текста. Форма игры-викторины помогает активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивает умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения.
-
Разработка урока-исследования "Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века" 2010
Одной из ключевых проблем современности является проблема воспитания толерантности. Урок-исследование, во время которого учитываются, выслушиваются и обсуждаются все точки зрения, критически исследуется действительность, формирует по-настоящему толерантное отношение к другому мнению. Как правило, исследовательская работа проводится во внеурочное время.
-
"Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева") 2010
Урок-игра с целью расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, познакомить с формой составления синквейна; развить навыки грамотной речи, творческие способности, обогатить словарный запас; воспитывать умение ценить и беречь чувство любви и дружбы.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе "Не гасите свет своей души" (А.Платонов. "Юшка") 2010
Этот урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. Ведь никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств.
-
Тема урока "Л.Н. Толстой. "Детство" 2010
Урок литературного чтения знакомит учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого, историей появления повести «Детство». Занятие развивает навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Литературная игра подходит для итогового повторения романа Пушкина, состоит из двух презентаций (вопросы по игре и подсказка "50х50"), содержит богатый иллюстративный материал и позволит девятиклассникам глубже познакомиться с романом "Евгений Онегин".
-
Программа элективного курса по литературе "Современная литературная ситуация. Русская литература последнего десятилетия" 2010
Цель курса заключается в том, чтобы помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде.
-
Жанр басни в мировой литературе 2010
Это 3-й, заключительный урок по теме, который позволяет проверить знания учеников по предыдущему материалу, уровень понимания басен и владения ключевыми понятиями, уровень выразительного чтения. Основная идея – знакомство детей с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни, расширение читательского кругозора.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2010
Интегрированное мероприятие является формой внеурочной деятельности по предмету. Это проектная работа одиннадцатиклассников. Одна группа учащихся подбирала информацию по теме, другая группа - стихотворения, третья - готовила презентации к мероприятию.