Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Традиции русской и мировой литературы в рассказе К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2007

    Автор: Клыкова Елена Валентиновна

    На уроке литературы в 5-м классе учащиеся знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга". Данный рассказ помогает вспомнить одно из правил поведения - отношение ко всему живому.

  • Использование информационных технологий на уроках литературы 2007

    Автор: Супрунова Анна Витольдовна

    Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа- и Интернет-ресурсов.

  • Тема урока: "Край родной, навек любимый…" 2007

    Автор: Измайлова Светлана Николаевна

    Настоящее и будущее нашей страны во многом зависит от нравственных ориентиров молодежи. Сама жизнь требует, чтобы наш ученик чувствовал ответственность за общее дело. Это является необходимым условием формирования духовно-нравственных потребностей учащихся. На примере данного урока мы хотим показать один из путей решения данной проблемы.

  • Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов" 2007

    Автор: Шемякина Светлана Юрьевна

    Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.

  • Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова" 2007

    Автор: Зайцева Марина Георгиевна

    Разрабатывая данный урок хотелось достичь определенных результатов, так как ученики шестого класса, можно сказать, находятся на одной из первых ступеней в овладении речью и анализа художественных произведений. Более того, важен и сам процесс овладения грамотной, образной, логической речью. Анализируя тексты произведений поэта, ребята учатся внимательному чтению, приобщаются к великому, могучему русскому слову, приобретают навыки анализа лирического произведения, задумываются о значимости языка в нашей жизни, говорят о многообразии средств, подчеркивающих и доказывающих живость и неповторимость языка.

  • Литературно-музыкальная композиция "А все-таки жаль…", посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина 2007

    Автор: Бочарова Людмила Михайловна

    Литературно-музыкальная композиция знакомит с основными этапами жизни и творчества великого поэта, помогает понять атмосферу противоречивого XIX века. Такое художественно-театральное творчество у учащихся естественным образом развивает способность чувствовать "душу" предмета или явления, "встав на его место"; способность выразить характер, ситуацию, учит анализировать литературный материал. Данная разработка рекомендуется для внеклассной работы: музыкально-поэтических вечеров, литературных салонов и т.д.

  • "Сохрани мою речь…" (О.Мандельштам). Литературно-музыкальная композиция, посвященная Серебряному веку русской поэзии 2007

    Автор: Баранова Юлия Петровна

    Композиция даёт возможность закрепить понятие "Серебряный век", проникнуться атмосферой Серебряного века русской поэзии, ощутить его живую связь с современностью, способствует формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывает интерес к музыкальной культуре.


  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам" 2007

    Автор: Щербакова Наталья Михайловна

    Урок проводится в форме семинара, получившего в литературе название "Конференция однородных групп". Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Здесь школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.

  • Игра "Заглянем в прошлое" 2007

    Автор: Исаева Татьяна Павловна

    Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.

  • Мифопоэтическая символика образа главной героини в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2007

    Автор: Латышева Юлия Римовна

    В статье предлагается культурологический подход к изучению произведения И.А. Бунина "Чистый понедельник". Цель данного урока состоит в том, чтобы показать софиологический подтекст в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник". Урок разработан в соответствии с базовыми компонентами литературного образования, с применением новых технологий.

  • Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока" 2007

    Автор: Харченко Ирина Анатольевна

    Цели проекта: постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока; создание речевого художественного видеообраза стихотворений; овладение приемами обработки информации; совершенствование навыков компьютерного дизайна.

  • Этнографическое положение России и разнообразие культурных миров. Интегрированный урок (география + литература) в 9-м классе "Население и хозяйство России" 2007

    Автор: Баева Виктория Эдуардовна

    География-наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащегося правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга. Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.

  • "Я испытываю жалость ко всему человечеству". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.С. Улицкой "Дочь Бухары" 2007

    Автор: Чупрынина Галина Васильевна

    Цели урока: научить учащихся интерпретировать текст через высокую степень объективного повествования; развитие аналитических умении в процессе художественного текста; формирование нравственных качеств у школьников.

  • Творческая проектная работа "Поэтические листы. Серебряный век" 2007

    Автор: Сивкова Елена Васильевна

    Представлен опыт создания проекта: поэтические листы о поэтах Серебряного века. На каждом – портрет поэта, высказывание, отражающее особенности его творчества и личности, сведения о биографии и творческом пути, стихотворение-"визитка". Описание листов можно использовать как слово учителя или сообщение ученика. Поэтические листы – это наглядное пособие на уроках литературы, оформление кабинета. Они, безусловно, помогут школьникам закрепить в памяти образ поэтов Серебряного века.


  • Урок-портрет. "Речевая характеристика героев произведения И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007

    Автор: Чобану Ольга Владимировна

    Данный урок по развитию речи является продолжением изучения произведения И.С.Тургенева "Бежин луг" и предполагает использование составления психологического портрета. Обращаясь к художественным средствам выразительности, шестиклассники учатся работать с текстом по плану, развивают языковую наблюдательность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.

  • "Из-под каких развалин говорю, из-под какого я кричу обвала" (Поэзия А.А. Ахматовой) 2007

    Автор: Швырева Любовь Архиповна

    "Она заслужила глубокое признание мужеством души и величием таланта", – сказал об А.А.Ахматовой поэт Е. Евтушенко. Точнее не скажешь!

  • Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" 2007

    Автор: Митюкова Наталья Эдуардовна

    Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" проводился в 7-м классе, где литература изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой. Учащимся было предложено придумать окончание романа, но, понимая всю трудность этого, мы дали возможность детям проследить судьбы лишь трёх главных героев произведения А.С. Пушкина. Каждая группа обучающихся получила карточки с вопросами, помогающими выполнить это задание, при этом предлагалось выдержать стиль автора (работа над стилем проводилась в процессе изучения романа). Проведённое в конце урока-мастерской сочинение по выбранному афоризму позволило нам оценить продуктивность работы над романом, выяснить, как усвоена проблематика произведения, его идейный смысл.

  • Урок литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" на тему: "Дуэль". Анализ эпизода (гл. 24) 2007

    Автор: Цой Екатерина Григорьевна

    Анализ эпизода "Дуэль Базарова и Павла Петровича" обычно не рассматривается на отдельном уроке. Но обращение к этому материалу, на мой взгляд, необходимо. Интерактивный урок позволяет привлечь внимание учащихся к художественным особенностям текста, к различным способам раскрытия характеров персонажей, к особенностям композиции романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Поиск ответов на свои же вопросы, желание поделиться своими маленькими открытиями, серьезная работа с текстом помогают глубже осмыслить идейное содержание произведения, понять авторскую позицию. Учитель на таком уроке выступает в роли координатора, обозначая только главные направления беседы, помогая прийти к самостоятельным выводам.

  • Урок чтения "Урок поэзии" 2007

    Автор: Ивлева Эмма Иосифовна

    Урок чтения в 4-м классе с использованием технологии коллективного способа обучения позволяет раскрыть идею и смысл стихотворений, познакомить с литературоведческими терминами и выучить одно стихотворение наизусть за один урок.

  • Тема урока: "Крушение теории Раскольникова" 2007

    Автор: Ли Венера Евгеньевна

    Учебная и воспитательная цели урока взаимосвязаны: крушение безнравственной теории Раскольникова есть ненавязчивая беседа учителя, целью которой является формирование терпимого отношения к людям, отличающимся интеллектуальным уровнем и социальным статусом. Результаты социологического опроса, проведённого среди подростков, свидетельствуют о том, что учителю словесности необходимо усилить воспитание таких качеств, как толерантность, т.к. сегодня молодёжные настроения отличаются агрессивностью. Логическое переплетение результатов социологического опроса с нравственными принципами Достоевского и применение информационных технологий на уроке является мощным эмоциональным фактором, усиливающим восприятие нравственного уровня класса. В данном случае речь идёт о том, что современная техника является не украшением урока или данью моде: таким видится современный урок литературы, о чем свидетельстует проведение после развенчания теории Раскольникова повторного социологического опроса и подведения его итогов в присутствии учащихся.

  • Программа элективного курса "Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития" 2007

    Авторы: Костылева Татьяна Александровна, Немцева Светлана Равиновна

    Современное переломное время вызвало расцвет жанра очерка, поэтому его изучение сегодня является востребованным и актуальным. Данная программа знакомит учащихся с историей появления и развития очерка в русской литературе, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений авторов от древнерусской литературы и до наших дней. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений жанра.


  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!" 2007

    Автор: Бабенко Любовь Петровна

    Урок открывает силу таланта В.Фёдорова - огромный поэтический мир. Мотивы лирики актуальны. Лексика темы "родина" представлена многопланово. Звучание патриотических строк подчеркивает общечеловеческую значимость стихотворения, в котором предстаёт образ Кузбасса, его величие и красота. Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Решение тестовых задач направлено на выявление восприятия поэзии В.Федорова.

  • Проектная деятельность на уроках литературы в 5-м классе. Устное сочинение на тему: "Главный герой повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" - это…" 2007

    Автор: Балахнина Галина Александровна

    В данной статье раскрывается применение проектного метода обучения. Показано, каким образом ученики развивают у себя исследовательские умения и навыки, учатся работать в группах, самостоятельно приобретают дополнительные знания, готовят и защищают проект на уроке.

  • Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева (на материале повести "Иуда Искариот" и рассказа "Правила добра") 2007

    Автор: Осмоловский Максим Владимирович

    Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.

  • Урок по литературе "Урок-обобщение по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2007

    Автор: Морозова Татьяна Юрьевна

    Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной для 8-го класса. Занятие предполагает работу в группах, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Урок рассчитан на 2 академических часа. Урок может быть использован при работе с программами других авторов. Методы, используемые на уроке: работа с текстом, работа в группах, заполнение таблицы.

  • "Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях) 2007

    Автор: Хафизова Наталья Гурбазаровна

    Урок проводится в 8-м классе после работы над рассказом В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Учитель заранее даёт список произведений для внеклассного чтения. Учащиеся выпускают стенгазеты о профессии учителя, учат стихотворения наизусть, готовят свои рисунки на конкурс "Мой любимый учитель".

  • Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс 2007

    Автор: Абрарова Нурия Зуфаровна

    "Слово о полку Игореве" с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от все усиливавшегося нажима кочевых южных и восточных соседей Руси. "Слово о полку Игореве" возникло в сложной культурной обстановке. Оно не было одиноким памятником, при всей его исключительности. Русская культура накануне монголо-татарского нашествия отмечена энергичным поступательным движением. Культура Руси развивалась и крепла, проникалась народными началами и углубляла свою самобытность.

  • "Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников 2007

    Автор: Шагзамова Энж Фирдависовна

    Цели урока: Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII-XIX веков, которым были близки идеи просвещения. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII-XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.


  • Использование метода учебного проекта на уроках литературы 2007

    Автор: Сомова Лариса Владимировна

    В работе поднимаются актуальные проблемы современного литературного образования, формирования информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы. Среди используемых форм и методов обучения (деятельностные, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие), направленных на формирование компетенций школьников, метод учебного проекта получил широкое распространение. Этим вызван интерес автора статьи к данной проблеме. В работе представлен как теоретический, так и практический материал. В теоретической части дается определение метода учебного проекта, алгоритм и этапы подготовки учебного проекта. В практической части представлен материал уроков по созданию учебных проектов в 5, 8, 10, 11-х классах.

  • О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007

    Автор: Бородина Яна Викторовна

    Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.