Литература
-
Урок литературы "Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»". 7-й класс 2017
Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система общим объемом более 600 млн. слов, основанная на собрании русских текстов в эл. виде, снабженная системой поиска. Он охватывает период с середины 18 века до сегодняшнего дня. Портал Национального корпуса русского языка позволяет преподавателям и учителям использовать его в их повседневной работе и стал инструментом для создания новых методик преподавания, новых словарей, справочников и пособий.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Мир русской усадьбы в литературе и истории". 6-й класс 2017
Интегрированный урок литературы и истории на тему «Мир русской усадьбы в литературе и истории» предназначен для учащихся 6-го класса и проводится с использованием пространства школьного музея «Мир русской усадьбы». Цель урока: показать роль изображения дворянской усадьбы, ее быта и традиций в создании художественных образов в литературном произведении на примере рассказа И.С.Тургенева “Муму”.
-
Технологическая карта урока литературы по теме "Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2017
В ходе урока учащиеся должны найти ответы на вопросы: Кого и почему Михаил Юрьевич Лермонтов называет богатырями в стихотворении «Бородино»? Нужны ли богатыри в современном мире? Урок способствует воспитанию патриотизма и уважения к героям Отечественной войны 1812 года.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы (по произведениям А.Лазаревой) 2017
В данной статье приведены конкретные примеры использования технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы по произведениям чувашской писательницы Александры Лазаревой «Начался урок» («Урок пуçланчĕ», 6-й класс) и «Первая любовь» («Пирвайхи юрату», 8-й класс). Приемы: двухчастный дневник, табличный кластер, синквейн, сравнительная характеристика героев, кольцо Венна, шесть шляп мышления, таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
-
Урок-открытие "Собака, миленькая, прости…" (по рассказу Ф.А.Абрамова "Потомок Джима") 2017
Представлен урок раздумья, размышления. На уроке дети пытаются разобраться в таких нравственных качествах, как преданность, самопожертвование, благодарность, забота о ближнем; выясняют, какую роль в жизни занимает любовь к родным людям и животным. Цель урока - показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время, на примере жизни героев рассказа раскрыть нравственные истоки жертвенности и человеческой памяти.
-
Методическая разработка урока литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…" (М.Ю.Лермонтов) 2017
Формой проведения урока выбрана игра, позволяющая организовать работу в малых учебных группах, активизировать внимание, интерес к материалу, сформировать сплоченность, проявить целеустремленность и другие качества, необходимые для учебы и профессиональной деятельности. Методическая разработка может оказать помощь в работе как опытным, так и начинающим педагогам и использоваться на уроках в группах других специальностей.
-
Возможность использования документов совместного редактирования для достижения метапредметных результатов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла 2017
В статье рассматриваются возможности использования сервисов сети Интернет, в частности, документов совместного редактирования, для достижения метапредметных результатов обучения. Подробно рассказывается о применении Google-документов (текстовый документ, таблица, презентация) и wiki-страниц, приводятся примеры заданий для организации индивидуальной и групповой работы на уроке и во внеурочное время. Анализируются преимущества и недостатки названных сервисов.
-
Интегрированный урок (литаратура + ИЗО + развитие речи) на тему "Портрет в литературе и в изобразительном искусстве". 7-й класс 2017
Интеграция с дисциплинами ИЗО, "история" позволяет рассмотреть ключевое понятие «портрет» с разных позиций. На протяжении урока ребята находятся в поисках закономерностей в создании портрета в литературе, живописи и истории. И в итоге они должны будут поделиться своими мнениями о том, какой вид искусства для них более понятен и привлекателен. Главный акцент сделан на исследовательскую деятельность, развитие коммуникативных навыков, умение формировать, аргументировать собственную позицию.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "Философское осмысление темы жизни в русской поэзии XIX–ХХ веков" 2017
В ходе занятия обучающиеся знакомятся с произведениями поэтов XIX–XX века, совершая «восхождение к себе». Эмоциональным стержнем урока становится стихотворение А.А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить». Работа организована по группам в интерактивном режиме с использованием интернет-сервисов, что расширяет информационное поле занятия. В случае отсутствия доступа к сети Интернет, представленные материалы могут быть использованы на уроке в «бумажном» варианте.
-
Урок литературы "Благо или зло?" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") 2017
Цели урока: выявить особенности изображения Воланда на страницах романа; определить функции свиты Воланда; выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире. Учить анализировать текст, обобщать и делать выводы; развивать исследовательские способности учащихся, связную монологическую речь. Формировать нравственную позицию старшеклассников.
-
Интерпритация художественного текста при изучении творчества И.А.Бунина. 11-й класс 2017
В данной работе представлены 2 урока литературы для 11-го класса по творчеству И.А.Бунина. Они посвящены анализу стихотворений автора, работе над особенностями поэтической системы, представлению о различных способах "вхождения в текст".
-
Педагогическая мастерская "Нежные и грубые" 2017
На уроке ведется работа с текстами стихотворений В.Маяковского. Это позволяет: анализировать текст; работать над преодолением стереотипов восприятия; работать над развитием устной и письменной речи учащихся; целенаправленно работать над расширением кругозора учащихся; эффективно решать не только учебные задачи, но и задачи эстетического и нравственного воспитания. В ходе урока учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Вселенная выпускников 2017
Выпускник 2016 года самостоятельно напечатал для личного пользования (но не выпустил в издательстве) значительный для своего возраста и первого поэтического опыта сборник достаточно интересных стихотворений. Он с благодарственной надписью подарил его учителю. Стихи несовершенны по форме, но интересны по содержанию. Нужно обязательно развивать у молодежи интерес к литературе и поощрять их попытки проявить себя в высоком творчестве.
-
Роль пейзажной лирики в формировании нравственных основ у учащихся. Рабочая тетрадь с заданиями экологического содержания 2017
В статье приведены материалы для учителя по организации и содержанию урока и задания для учащихся по текстам стихотворений, где поднимаются эколого-нравственные проблемы. Задача урока – показать учащимся, из чего складывается ответственность человека перед природой. Из самого малого: заботы о дереве, растущем под окном, полевом цветке, не сорванном для забавы, кормушки для птахи, оставшейся зимовать.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов "Бородино" 2017
Одним из важнейших событий русской истории является Отечественная война 1812 года против наполеоновской Франции. В 1837 году, к 25-летию со дня знаменитого Бородинского сражения, М.Ю.Лермонтов пишет «Бородино» - одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. В этот период Лермонтов размышлял о судьбе народа в истории, о нерушимой взаимосвязи прошлого и настоящего России и ее народа. Наша задача – понять, почему это стихотворение так популярно до сих пор.
-
Урок на тему "Чувство родины неизбежно связано с пейзажем (М.Волошин)" 2017
Цель урока: обзорно познакомить с очерком жизни М.Волошина, с циклом стихотворений «Киммерийские сумерки», рассмотреть акварели М.Волошина; на основе увиденного и услышанного создать абстрактный портрет Поэта, Художника, Человека; уметь определять художественно-изобразительные средства, делать выводы; уметь анализировать лирическое произведение; развитие монологической речи учащихся; содействовать эстетическому воспитанию.
-
Методические материалы к уроку по рассказу А.Костюнина «Рукавичка» 2016
Цели урока: организовать процесс восприятия текста по типу деятельности; обеспечить мотивацию, заинтересовать учащихся и провести целенаправленный анализ текста, т.е. частичный понятийно-направленный лингвистический анализ текста; продолжить работу над разграничением повествования и описания; тренировать учащихся в использовании языковых средств для создания образности, субъективности, конкретности речи.
-
Серебряный век как культурно-историческая эпоха 2016
Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX–XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм. К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм. Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Семья и Отечество в годы лихолетья" (по повести А.Г.Алексина "В тылу как в тылу") 2016
Современное молодое поколение зачастую мало знает о героях Великой Отечественной войны, сражавшихся на фронте, а о героизме людей, ковавших Победу в тылу, почти не имеет представления, поэтому так важен разговор через призму литературного текста о семейных ценностях, остающихся незыблемыми как в мирное, так и в военное время. Это позволит ребятам осознать величие Победы нашего народа и прочувствовать тяжесть бремени, выпавшего на долю каждого жителя нашей страны, независимо от его возраста.
-
День рождения Ридьярда Киплинга в отдельно взятой школе. "Большие путешествия «Маленького Пилигрима»" 2016
В празднике участвуют все учащиеся лицея, превратившегося в «сказочные джунгли Киплинга». Ребята не только знакомятся с творчеством писателя, соревнуются в знании его произведений, но и сами коллективным творчеством воссоздают мир героев Киплинга.
-
Мотивированное чтение как технология приобщения обучающихся к литературным ценностям 2016
Мотивированное чтение нацелено на «погружение» в текст, обдумывание прочитанного, что напрямую связано с дефицитом урочного времени. Именно поэтому формы внеклассной работы по предмету - важнейшее средство мотивации учащихся при изучении литературы. Один из способов постижения мира учеником-читателем – познавательные поездки по литературным местам России и Зарубежья. Они будят желание взять в руки тексты, понять творчество не просто писателя, а личности, увидеть книгу как артефакт культуры.
-
Метод проекта на современном уроке литературы 2016
К процессу изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый учитель ищет свой путь. Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте. Он поможет учителю построить систему уроков так, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем и сюжетных линий в одно целое. Учащиеся смогут выбрать задание по желанию, а приобретение новых знаний станет для них увлекательным занятием и насущной потребностью.
-
Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья") 2016
Технологическая карта урока литературы «Уроки доброты и взаимопонимания» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья») может быть использована на уроке обобщения и систематизации знаний, завершая изучение данного произведения в 5-м классе. Цели урока - совершенствование навыков анализа художественного произведения, развитие монологической речи учащихся, воспитание чувства сострадания, любви к ближнему. Урок способствует формированию нравственных основ жизни, воспитывает искренность и доброту.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву" 2016
Неотъемлемой частью культуры являются философия и архитектура. Древнегреческая архитектура повлияла на облик г.Октябрьского, созданного архитекторами Весниными. Искусство Древней Греции - значительное явление МХК, вдохновлявшее великих творцов. Начиная с эпохи Возрождения, они черпали сюжеты для своих произведений из сказаний древних эллинов. Культура - цепь традиций, где начальное звено - античность, за ней - богатейшее наследие последующих поколений.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Поэтический альбом "А можно ль душу рассказать?" по творчеству М.Ю.Лермонтова" 2016
Чтение каждого конкурсного стихотворения предваряется миниатюрой-историей от имени самого поэта или его современников, обыгранной на сцене учениками старших классов. Каждое конкурсное стихотворение не только оценивается профессиональным и детским жюри, но и заставляет школьную аудиторию вдумываться в мир чувств лирического героя. Каждый из участников мероприятия открывает для себя новое и удивительное в знакомых стихотворениях талантливого русского поэта.
-
Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" 2016
Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников. Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7–10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов. Кто же такой Обломов? В чём трагедия жизни героя романа Гончарова «Обломов»?
-
Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе 2016
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС.
-
"Неожиданный Есенин". Лингвокультурологический анализ поэтического текста на примере стихотворения С.А.Есенина "Береза" (из опыта работы). 11-й класс 2016
Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой разработку одного из уроков литературы в 11-м классе по творчеству С.А.Есенина. Материалы подготовлены с учётом требований ФГОС. При подготовке урока желательно участие самих школьников. Они могут сделать подборку иллюстраций к стихотворению, подготовить презентацию об образе Березы в др. произведениях С.А.Есенина или в русской литературе, в фольклоре.
-
Л.Н.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни 2016
Цели урока: воспитать личность, имеющую представление о творчестве Л.Н.Толстого, о композиции рассказа «После бала», об особенностях использования приема контраста; умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
-
Заключительное занятие по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Не сделал выбора" 2016
Статья посвящена заключительному занятию по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На уроке решаются вопросы о том, как оценивает Достоевский злодейство, и как наказано зло в романе. В конце занятия предлагается дискуссия в аквариуме для разрешения вопросов: «Раскольников – жертва или преступник», «К чему привела теория Раскольникова».