Литература
-
Приобщение учащихся к научным исследованиям (из опыта работы) 2010
Не претендуя на оригинальность, автор делится своим опытом организации НИР с учащимися 5–8-х классов.
-
Природа "необычного" в литературе. Литературное чтение (2-й класс) 2009
Работа направлена на формирование познавательной активности учащихся 2-х классов на уроке литературного чтения.
-
"Природа в очерке И.С. Тургенева "Бежин луг". Урок литературы в 7-м классе 2012
Урок направлен на раскрытие взаимосвязи человека и природы в очерке "Бежин луг" И.С. Тургенева, а также на развитие навыков анализа текста художественного произведения.
-
Природа в произведениях русских поэтов XIX века 2012
На уроке литературы по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе дети знакомятся с темой "Природа в произведениях русских поэтов XIX века". На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.
-
Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс 2011
Урок направлен на глубокое изучение произведения «Кладовая солнца». М.Пришвин – мастер природы, и ученики должны понять особенности изображения автором мира природы, увидеть ее тайны. На уроке через анализ эпизодов о природе ученики постигали эти особенности, переживали вместе с героями, автором. Чтение наизусть прозаических отрывков воспитывает любовь к слову, делает урок эмоциональным.
-
Природа в творчестве В.А. Солоухина, в произведениях живописи и музыки 2010
Автор статьи показывает учащимся мастерство В.А. Солоухина в раскрытии "души природы"; согласованность природы с душевным состоянием героя; талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; воспитание тонкого вдумчивого читателя, умеющего понимать и ценить душу природы.
-
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
На уроке автор попытался проследить "историю болезни" Родиона Раскольникова и ответить на вопрос: "Почему даже самые хорошие теории на практике оказываются нежизнеспособными?" Развивает у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
-
Природа и война 2015
Цель проекта: формирование экологически целесообразного образа жизни через выявление гибельного воздействия войн на окружающую среду и особой значимости природы в военное время.
-
Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок проводится с целью формирования умения анализировать художественное произведение. Задачи урока – показать мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г. Паустовского видеть необычное в обычном; определить роль природы и человека в рассказе; воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.
-
Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе) 2009
Это один из уроков по учебному курсу «Литература Восточной Сибири», который изучается в средних классах общеобразовательных школ Иркутской области. На уроках курса ученики узнают свой край, литературу и культуру, осознают место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
-
Природа, космос, мироздание в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого (конспект урока) 2003
Искусство как необходимая форма познания окружающего мира. Природа - это, прежде всего красота (поэзия А. Фета), тайна (поэзия Ф. Тютчева), единство всего (поэзия Б. Пастернака), cоздательница Разума (поэзия Н. Заболоцкого).
-
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов 2006
В данной работе указан возможный вариант проведения заключительного урока, либо внеклассного интегрированного мероприятия по теме "Природные зоны России", работа предполагает введение литературного контекста, на основе которого и проводится этот литературно-географический вечер.
-
Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова 2016
Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6–7-х классах, посвящённый изучению притч, созданных великим «флорентинцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Урок целесообразно проводить после изучения творчества И.А.Крылова, чтобы закрепить полученные знания или дополнить их. Очень интересно создать проект по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его, например, «Человек, живущий на свой манер».
-
Притчи на уроках русского языка и литературы как инструмент воспитания духовно-нравственных качеств личности 2022
В статье авторы обращаются к такому жанру, как притча. Они доказывают, что использование притчи на уроках русского языка и литературы способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию основ коммуникативной компетенции обучающихся. В статье приводятся примеры практического применения притчи на уроках, объясняются различные приемы работы с данным видом текста.
-
Притчи Рэя Брэдбери 2022
У Брэдбери есть выразительный рассказ «И будет ласковый дождь», в котором описывает сверх благоустроенный дом будущего, начиненный всевозможными удобствами и услужливыми механизмами. Все хорошо в этом замечательном доме, не хватает лишь одного – в нем уже никто не живет, хозяева оказались медленно удушенными в ласковым объятиях искусственной среды.
-
Притчи царя Соломона 2010
Задача урока –объяснить смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона", познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами, научить видеть поучительный смысл притчей, уметь объяснять смысл отдельных притчей.
-
"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия" 2010
Цели урока: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках прилагательного и глагола; дать понятие о причастии (грамматическое значение; морфологические признаки причастия); формировать умение отличать причастие от прилагательного. Учить находить причастие в тексте по морфемным признакам.
-
Проблема внедрения технологии междисциплинарного обучения на уроках литературы в 10–11- х классах 2010
Из опыта работы по внедрению технологии междисциплинарного обучения в школе 2-й ступени. МДО расширяет возможности педагога в работе с одаренными детьми, уроки предполагают: 1) интеграцию; 2) особое строение занятия.
-
Проблема воспитания и воспитанности в произведении Д.И. Фонвизина "Недоросль". Урок литературы в 9-м классе 2003
Представлена программа наблюдения, анализа и оценка воспитанности детей в семье.
-
Проблема выбора в новелле В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе" 2005
В жизни нас постоянно сопровождает проблема выбора и не всегда легко прийти к правильному решению. Вспомните любую народную сказку: в ней всегда борются силы добра и зла, причем добро и зло всегда очевидны. Разумеется, жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку всегда приходилось выбирать, и это - одна из вечных проблем общества. Писатели пытались в своих произведениях обозначить эту проблему и изобразить литературных персонажей, делающих свой выбор. В изученных ранее художественных произведениях мы наблюдали за тем, как героям приходилось делать выбор, при этом не всегда легко было определить, верен ли он, дать однозначную оценку. (Андрий из повести Н.В Гоголя "Тарас Бульба, Дубровский из одноименного романа А.С.Пушкина) Несмотря на все перипетии в судьбах этих персонажей, мы видели, что в их характерах отразились внутренние противоречия, первоначально присущие им, но и являющиеся основой роста, развития личности. Всегда ли так бывает? На этот вопрос мы попытаемся ответить, проанализировав новеллу В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе".
-
"Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении (Е.Л. Шварц "Тень")" 2010
На данном занятии учащиеся вырабатывают умение видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, овладевают техникой осмысленного чтения и учатся анализировать текст.
-
Проблема гуманизации экологического образования в школе 2014
В статье обобщается опыт учителей биологии, русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9 города Армавира Краснодарского края по реализации проекта «Эколого-гуманитарная школа диалога и развития личности», основой которой является интегративно-гуманитарная модель экологического образования, создающая условия для эффективного формирования и развития экологического сознания учащихся.
-
Проблема добра и зла (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2010
Творческая мастерская призвана проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов, развивать речь учащихся, способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»,учить видеть и различать добро и зло, способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
-
Проблема Дома и рода в повести В.Распутина "Последний срок" (внеклассное чтение, 9–10-е классы) 2009
Дом - это спокойствие, душевное тепло, женская любовь и верность, детство, мать; это привязанность к тому месту на земле, где родился. Об этом повесть В.Г. Распутина "Последний срок"; разрушены традиции деревенского дома. На уроке внеклассного чтения идет заинтересованный разговор о кровной, неразрывной связи малого и великого, человека и семьи, семьи и государства.
-
Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2012
Урок знакомит учащихся с биографией писателя, историей публикации и художественными особенностями повести, каждая страница которой буквально кричит от боли. Именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, ее чистота и незащищенность.
-
Проблема жизни и смерти в повести А.И.Солженицына «Раковый корпус» 2023
Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть – пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, любимые и нелюбимые.
-
Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом..." 2022
Цель урока: обучение анализу стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».
-
Проблема конформизма в комедиях "Горе от ума" А.Грибоедова и "Прощание в июне" А.Вампилова 2012
В работе рассматриваются проблемы конформизма. Молодого драматурга Вампилова и его знаменитого предшественника Грибоедова волновали одинаковые темы: любовь и предательство, карьеризм и служение любимому делу, приспособленчество и независимость. Много общего в поведении и отношении к жизни между героями классической пьесы и студенческой комедии. Времена меняются, а нравы остаются прежними.
-
Проблема личности и общества в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Проблема «Личность и общество» в русской литературе.
-
Проблема нравственного выбора (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 2019
Представлена презентация по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Обсуждается проблема нравственного выбора главного героя.