Коррекционная педагогика
-
Рабочая программа предмета "Окружающий социальный мир". Вариант 1.4 2022
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления ребёнка об особенностях развития мира, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни.
-
Урок гимнастики. Сюжетно-игровой метод как средство эмоционально-двигательной активности учащихся 5-х классов («Школа юных моряков») 2022
Цель урока: повысить двигательную активность учащихся и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Задачи урока: совершенствовать технику выполнения стойки на лопатках; разучить технику выполнения кувырка вперед; способствовать развитию координации движений, силы, ловкости, выносливости посредством проведения полосы препятствий и эстафет.
-
Конспект урока в 9-м коррекционном классе по теме "Волосы и ногти" 2022
Цель урока: познакомить учащихся со строением волоса и ногтя, особенностями ухода за волосами и ногтями.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кинотренинг: я – эмпатийный" 2022
Направление программы курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я – эмпатийный». Курс предназначен для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7–11-х классов. Актуальность курса по формированию эмпатии с помощью кинотренинга в том, что одной из популярных форм работы педагога-психолога с подростками и педагогами является тренинг. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с указанными категориями. Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством».
-
Система проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми разного уровня развития (из опыта работы дефектолога и воспитателя) 2022
В Центрах содействия семейному воспитанию находятся дети с разным уровнем развития. Есть дети, которые не понимают обращенную речь и ситуативно только могут реагировать на голос, жест педагога. Но также есть дети, которым доступно выполнение развивающих заданий, они способны запомнить информацию и даже применять полученный знания в своей деятельности. Поэтому и дефектолог, и воспитатель должны учитывать такой диапазон уровней развития детей и в соответствии с этим строить свои занятия, подбирать задания, игровой материал. В нашем Центре учителя-дефектологи и воспитатели организовали свою работу в соответствии с 4-мя уровнями развития детей. В этой статье мы хотим на примере характеристики собственной деятельности детей и подборки заданий, упражнений, игр по лексической теме «Осень» показать систему проведения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и занятий воспитателя с детьми разного уровня развития.
-
Особенности проявления эмпатии у подростков с особыми образовательными потребностями в полных семьях и в семьях с одним родителем 2022
Эмпатия является феноменом социально-психологического происхождения, который возникает и развивается во взаимодействии личности с другими людьми, в частности, в процессе общения родителей с ребенком. Психологи выделяют разные механизмы эмпатии: эмоциональное подражание и заражение, идентификацию (осознанную и неосознанную), проекцию и интроекцию, понимание и рефлексию, «ответное» эмоциональное реагирование, в которое включен механизм неосознанной идентификации.
-
Методическая разработка ООД с детьми с использованием кинезиологических упражнений. Тема: «Овощи. Огород». Звук «У» 2022
Цель занятия: уточнить и расширить словарь по теме; формировать обобщающее понятие «овощи»; знакомство со звуком «У»; формировать умение употреблять единственное и множественное число; учить строить фразу из 3-4 слов с предлогами «В», «НА»; развивать артикуляционную и мелкую моторику; развитие умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
-
Весёлые пальчиковые игры 2022
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
-
Занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе КРО. Тема: «Геометрические фигуры и формы» 2022
Цель занятия: закрепление знаний детей о геометрических фигурах и их форме.
-
Адаптированные рабочие программы для обучающихся 7-го класса образовательных учреждений, реализующих АООП (вариант 2) 2022
Представлены адаптированные рабочие программы для обучающихся 7-го класса образовательных учреждений, реализующих АООП.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью 2022
Программа «Финансовая грамотность» является авторской и предназначена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа разработана на основе программы «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, учебная программа. 2–4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
-
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ 2022
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
-
Коррекционная работа воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ 2022
Одним из важнейших направлений в работе педагога является создание психологического комфорта во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Воспитателю следует иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто затрудняются и стесняются попросить о помощи у взрослого, оставаясь один на один со своими проблемами, поэтому в своей педагогической деятельности я привлекаю детей к общественной жизни группы, к участию в различных конкурсах – это помогает им приобрести определенные навыки, стать социально адаптированными.
-
Значение музыкальной деятельности для ребёнка в коррекционной школе 2022
В данной статье затронуты особенности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями и отмечена коррекционная направленность уроков музыки в их развитии и адаптации.
-
Аутизм: что это такое? 2022
Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма, которые имеют свои названия. В целом классификация заболеваний аутистического спектра носит расплывчатый характер, так как границы между некоторыми состояниями довольно условны. Аутизм был выделен в отдельную нозологическую единицу относительно недавно, период его активного изучения пришелся на вторую половину ХХ века, поэтому многие вопросы диагностики, лечения и классификации до сих пор обсуждаются и пересматриваются.
-
Особенности внимания младших школьников 2022
Успешность ребенка в школе зависит от многих факторов: состояния здоровья, уровня развития познавательных процессов, умения устанавливать отношения со сверстниками, мышления, памяти, воображения. Особое место занимает внимание, которое лежит в основе всех психических процессов, поэтому именно на характеристике внимания первоклассников мы сегодня и остановимся.
-
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС 2022
Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
-
Коррекционное занятие на тему "Зимние забавы". Аппликация "Снеговик" 2022
Цель занятия: закрепление у детей практических навыков аппликации. Задачи: продолжать формировать представление детей о свойствах предмета: форма, цвет, размер; учить детей приклеивать круги на бумагу по образцу; учить анализировать образец работы – делить целое на части и собирать целое из частей; развивать связную речь.
-
Специально организованное занятие как средство снижения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 2022
Цель исследования: изучение возможности специально организованного занятия в снижении школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
-
Современные подходы в работе учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ в рамках ФГОС 2022
Основная задача ФГОС – обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения. Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы. И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей.
-
Реализация индивидуального подхода к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития на занятиях коррекционного курса «Предметно-практические действия» 2022
В статье дано описание опыта работы педагога с детьми с ТМНР в рамках коррекционного курса «Предметно-практические действия». Проведение занятий в рамках курса предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.
-
Использование педагогических технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей 2022
Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения, зависит от взаимосвязи и преемственности в деятельности учителя-логопеда и родителей. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.
-
Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития 2022
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Специалисты сопровождения оказывают помощь ученикам с ОВЗ по запросу родителей и педагогов в индивидуальном режиме во внеурочное время. Работа направлена на оказание помощи в преодолении индивидуальных трудностей у учеников: сложности в усвоении учебной программы, трудности в установлении коммуникаций, решение личностных проблем. Индивидуальное сопровождение осуществляется на основе составленных индивидуальных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ специалистами школьного консилиума.
-
Развитие речи детей с ЗПР 2022
Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность. Самую многочисленную группу составляют дошкольники, у которых сочетаются дефекты смешения звуков и замен или смешения и искаженное произношение звуков. Такие нарушения, как правило, выявляют локальную патологию со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи у дошкольников с ЗПР.
-
Опыт применения средств альтернативной коммуникации в логопедической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями 2022
В статье представлены инструменты интенсификации и повышения качества обучения грамоте младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделено наглядным методам усвоения учебного материала на логопедических занятиях. Дано описание средств альтернативной коммуникации и электронной наглядности, которые играют большую роль в формировании учебной мотивации.
-
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Значение прилагательных в речи" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2022
Задачи урока: закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках прилагательного, его роли в речи, предложении; отработать умение находить имена прилагательные в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
-
Дидактическое пособие "Весёлые кубики" 2022
Возникает необходимость учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов не только работать над звукопроизношением, но и корректировать эти недостатки устной речи. Помогает в этом моё логопедическое пособие «Весёлые кубики». Хочу представить вашему вниманию работу с данным пособием. У каждой женщины найдутся пустые коробочки из-под крема. Я использовала серию «Чёрный жемчуг». Их, конечно, можно и выбросить. Но можно из них изготовить дидактическое пособие, которое понравится, я думаю, каждому логопеду, дефектологу, учителю.
-
Дополнительное образование детей: новое содержание, новые возможности 2022
В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является и система дополнительного образования. Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Что такое Дополнительное образование? Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях». Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
-
Рабочая программа по природоведению для обучающихся 7-го класса с умеренной умственной отсталостью 2022
Программа адресована обучающимся 7-го класса (классы с нарушениями интеллектуального развития (тяжёлая и глубокая умственная отсталость). Цель программы: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с умеренной умственной отсталостью о об основных элементах неживой природы, формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой.
-
Конспект занятия на тему "Здоровый образ жизни". 5–6-е классы 2022
Цель занятия: формирование навыков здорового образа жизни.