Минзифа Закировна Шайдулина

Место работы:
МКОУ "Чемашинская СОШ", Д. Чемаши, Октябрьский район, Тюменская область
Должность:
Учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Медвежий праздник – древний праздник ханты и манси

    Описан национальный обряд ханты и манси — медвежий праздник, который в современной жизни проводится редко. В далёком прошлом праздник длился 7 дней, если чествовали медведицу, и 8 дней, если чествовали убитого медведя. Охотники задабривают убитого зверя, просят у него прощения, в танце-пантомиме рассказывают о жизни медведя на небе и на земле, изображают, как был убит медведь.

  • Исследование стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке"

    В работе дан анализ стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке". Определены ведущая тема, основная мысль. Показаны мысли и чувства лирического героя, определены художественные средства языка, передающие эти мысли и чувства, речевые особенности и звукопись.

  • Исследование стихотворения А.С. Пушкина "Пророк"

    В работе рассматривается стихотворение А.С. Пушкина "Пророк". Выделены основные образы, мотивы и речевые особенности произведения. Автор выражает свое отношение к поэту, пытается передать внутреннее состояние А.С. Пушкина в период написания данного стихотворения.

  • Мое восприятие стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли"

    В работе изложено понимание автором стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли", выделены изобразительные средства языка, строфика, рифма.

  • Мое открытие Лермонтова

    В работе описаны малоизвестные биографические факты из жизни поэта первой половины XIX в. М.Ю. Лермонтова.

  • История русской письменности

    В работе рассказывается об истории возникновения русской письменности и создании славянского алфавита греческими монахами Кириллом и Мефодием.

  • "Охотник за словами"

    В работе повествуется о "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля. Дана краткая биография собирателя слов. Предпринята попытка открыть для себя человеческий облик Даля, понять, как собирались слова.

  • Художественные приемы устного народного творчества в "Слове о полку Игореве"

    В работе проводится исследование изобразительных средств в "Слове о полку Игореве". Найдены и проанализированы элементы устной народной поэзии (постоянные эпитеты, повторы, сказочные зачины, плачи, "смутный сон", "славы").

  • Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Лебедь"

    Анализируя стихотворение Г.Р. Державина "Лебедь", ученица находит и объясняет изобразительные средства, которыми пользовался поэт при его создании. Тема поэта и поэзии связана с биографией поэта. В работе автор высказывает свое личное восприятие этого стихотворения, а также свое отношение к Г.Р. Державину.

  • Великие языковеды, филологи России

    В работе представлены краткие биографии А.А. Шахматова, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова и других известных языковедов; названы их труды, перечислены основные достижения в области лингвистики.

  • Седьмая буква алфавита

    В работе даны сведения об истории возникновения буквы "ё", её использовании в русском языке.

  • Любовь в жизни Пушкина и мотивы любви в лирике поэта

    В работе рассматривается творчество А.С. Пушкина, прежде всего как поэта-лирика. В своих произведениях поэт обращался к темам, которые больше всего его волновали: любовь, свобода, дружба, творчество и представил весь возможный человеческий опыт любви.

  • Невероятная судьба Л.Н. Толстого

    В работе исследуются малоизвестные факты биографии Льва Николаевича Толстого, а также произведения писателя не знакомые большинству людей.

  • Изобретение славянской азбуки

    Причины, вызвавшие появление у славян собственной азбуки. Изобретение азбуки Кириллом и Мефодием.

  • Черты импрессионизма в творчестве А.А. Фета

    А.А. Фет — первый поэт-импрессионист. Для него важно запечатлеть мимолётное впечатление, остановить мгновение, задержать его. В работе анализируется стихотворение "Это утро, радость эта..." с точки зрения импрессионизма.

  • О падежах русского языка

    В представленной работе автор на основе изученной литературы рассказывает о названиях падежей русского языка, а также о реформе, проведенной М.В. Ломоносовым.

  • Мои первые стихи

    В сборник включены стихотворения "Зайка", "Попугай", "Любознательный", "Мама уехала", "Мама", "Басня".

  • Колыбельные песни народов ханты

    В работе проанализированы колыбельные песни Марии Вагатовой, исполнительницы и поэтессы народа ханты.

  • Стихотворение "Наша школа"

    Стихотворение посвящается школе-новостройке, сданной в эксплуатацию в феврале 2004 года.

  • О падежах русского языка

    Работа знакомит с историей падежей, объясняет происхождение названий падежей.

  • История становления Чемашинской школы: от чистого истока в прекрасное далёко

    Выбор темы не случайный: в 2009 г. исполнилось 120 лет, как в деревне Чемаши была открыта школа. Сегодня обращение молодого поколения к событиям прошлого не дань моде, а духовная потребность, поэтому для нас было важно восстановить историю школы за 120 лет её существования.

  • Дружеский шарж на русский язык

    В работе в форме дружеской беседы повествуется о "сюрпризах" имени существительного.

  • Несклоняемые существительные

    Имя существительное — интересная часть речи. Именно оно подбрасывает наибольшее количество "ловушек" и "сюрпризов". Одним из таких "сюрпризов" являются несклоняемые существительные.