Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии

Разделы: География


Проект организации научно-исследовательской работы учащихся стал результатом многолетней работы руководителем научного общества в лицее. В нем представлены основные направления деятельности учителя, обозначены формы работы и сроки выполнения намеченного.

Тема проекта: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 7-11 классов на базе курса географии.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии.

Задачи:

1. Развитие критического и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования.
2. Обучение навыкам работы с научной и научно-популярной литературой, публицистическими и архивными материалами, информацией СМИ.
3. Обучение умению формулировать тему, ставить цели и задачи исследования.
4. Развитие коммуникативных навыков общения учащихся в ходе сотрудничества с различными учреждениями и организациями при написании работы.
5. Обучение умениям оформления текстовых, графических, статистических и других материалов.
6. Формирование навыков публичного выступления, продуманной аргументами собственных выводов, культуры рассуждения, ведения дискуссии.
7. Развитие волевых качеств, инициативы, умения преодолевать трудности и препятствия для достижения намеченной цели.

Постановка проблемы

Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание.

Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник лицея будет обладать следующими качествами личности:

  1. Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
  2. Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
  3. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
  4. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
  5. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Стратегия и методы реализации проекта

Для реализации проекта, выполнения поставленных задач и достижения цели планируется работа учащихся в динамике с 7(8) по 11 класс.

Весь период организации научно-исследовательской деятельности делиться на 4 этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи: от диагностирования и выявления учащихся, склонных к исследовательской деятельности, до формирования у учащихся навыков самостоятельного исследования, определения перспектив дальнейшей работы и самоанализа.

I этап – диагностический. 7(8) – 9 класс.

Цель: выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности, для создания микрогруппы.

Задачи:

  1. Разработка системы практических работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
  2. Анализ результатов выполнения практических работ.
  3. Мониторинг уровня креативности учащихся.

Содержание деятельности:

  1. Разработка практических работ, в соответствии с содержанием курса географии 7(8)-9 класса.
  2. Введение в практические работы заданий разного уровня сложности
  3. 1 уровень. Вопросы и задания предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Контроль умений переноса изученного материала из теоретической плоскости в область практического применения.

    2 уровень. Задания связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях и ситуациях. Контроль умений нахождения нестандартных решений.

    3 уровень. Задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда.

  4. Составление диагностических карт учащихся по результатам успешности выполнения ими практических работ.
  5. Создание микрогруппы учащихся, отличающихся высоким уровнем креативности.

II этап – обучающий, практический, 9-10 класс.

Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативные работы и планировать свои дальнейшие исследования.

Задачи:

  1. Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ.
  2. Провести мониторинг интересов учащихся с целью определения области знаний, в которой будет выполняться работа.
  3. Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования.
  4. Осуществить написание реферативных работ каждым членом микро группы.

Содержание деятельности:

  1. Теоретическая подготовка учащихся включает в себя:
    • знакомство с источниками информации;
    • изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
    • изучение видов и методов исследования;
    • знакомство с видами научных работ;
    • знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
    • и т. д.
  2. Совместно с психологом проведение мониторинга интересов учащихся и определение области знаний (разделов географии, смежных с ней наук), где будет выполняться работа.
  3. Индивидуальные консультации с учащимися, родителями.
  4. Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы реферативной работы.
  5. Руководство учащимися по написанию реферативной работы:
    • подбор первоисточников;
    • составление картотеки;
    • обработка теоретической информации;
    • анализ информации;
    • формирование доказательной базы, аргументов;
    • составление собственного заключения по теме;
    • оформление работы;
  6. Защита рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия.
  7. Выбор направлений дальнейших исследований учащимися. Формирование темы исследования, постановка цели, определение задач. Консультации.

III этап – практический, исследовательский 10-11 класс.

Цель: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.

Задачи:

  1. Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам.
  2. Осуществлять руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач.
  3. Осуществлять мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике.
  4. Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы.

Содержание деятельности:

  1. Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования.
  2. Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.
  3. Руководство учащимися по составлению графика работы.
  4. Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановки цели и задач.
  5. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы:
    • подбор литературных источников;
    • составление картотеки;
    • составление плана работы;
    • разработка опросных листов, тестов и т. д.
    • написание работы;
    • подготовки иллюстративного и демонстрационного материала;
    • формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей;
    • оформление работы согласно требованиям;
    • и др.
  6. Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся.
  7. Руководство учащимися по подготовку к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации.
  8. Защита учащимися работ на общелицейской конференции. Анализ результатов. Рефлексия.
  9. Совместно с психологом осуществить мониторинг интересов и склонностей, учащихся с целью дальнейшей их профориентации.

IV этап – исследовательский, рефлексивный, 11 класс.

Цель: самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией.
  2. Осуществлять контроль написания научно-исследовательской работы учащимися на всех этапах ее подготовки.
  3. Провести работу по профориентации.
  4. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.

Содержание деятельности:

  1. Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспутах.
  2. Организация “круглых столов”, тренингов для приобретения учащимися практических навыков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами.
  3. Контроль научно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах:
    • подготовка работы;
    • написание и оформление;
    • составление доклада, аннотации, тезисов;
    • защита работы;
    • анализ результатов;
    • и т. д.
  4. Совместно с психологом осуществить мониторинг профессиональной ориентации учащихся.
  5. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся и определить перспективы разработки научной темы в вузе.

Творческие задания

Приведенные творческие задания дополнительно включаются в содержание программных практических работ с целью выявления творчески мыслящих детей, способных к проектированию новых идей и знаний.

8 класс

Практическая работа. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.

1. Составьте схему взаимозависимости и взаимовлияния между определенными климатическими показателями.

2. Выявите зависимости между показателями для конкретных пунктов.

3. Раскройте содержание и дайте объяснение всем определенным зависимостям.

Практическая работа. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

1. Проведите сравнение горной и равнинной рек по определенным характеристикам, показателям.

2. Выявите различия в возможности хозяйственного использования горных и равнинных рек.

3. Оцените перспективы хозяйственного использования рек с учетом природно-климатических особенностей территорий, по которым они протекают.

Практическая работа. Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

1. Охарактеризуйте влияние природно-климатических условий на развитие сельского хозяйства.

2. Определите влияние природно-климатических условий на развитие различных отраслей промышленности.

3. Определите влияние природно-климатических условий на развитие строительства городов и транспортных магистралей (авто -, железнодорожных), развитие речного транспорта.

4. Выявите особенности бытовых условий жизни человека (архитектурные особенности жилых домов, продолжительность отопительного сезона и т.д.).

9 класс

Практическая работа. Характеристика района добычи нефти, угля или газа (на примере сравнения Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна).

1. Определите, какой из бассейнов наиболее перспективен.

2. Оцените перспективы освоения и разработки бассейнов с точки зрения

а) географического положения, в т.ч. транспортно-географического,

б) условий добычи,

в) близости к потребителю продукции.

Практическая работа. Составление типового плана экономико-географической характеристики территории.

1. Определите, какие межотраслевые комплексы работают на собственном сырье.

2. Определите, какие отрасли не перспективны для развития и объясните, почему.

3. Определите наиболее перспективные для развития в этом районе отрасли. Объясните свой выбор.

4. Какие новые отрасли вы предлагаете развивать в этом районе и почему? Выскажите собственное мнение.

Практическая работа. Составление схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Дополните вывод в работе ответами на следующие вопросы:

1. Направления каких грузопотоков вы бы изменили и почему?

2. По каким линиям грузоперевозок вы бы изменили состав грузов и почему?

3. Какие из уже существующих грузопотоков вы считаете наиболее перспективными и почему?

Практическая работа. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла (по выбору учителя).

Введите дополнительно в характеристику ответы на следующие вопросы:

1. Какие из предприятий узла работают на собственном сырье?

2. Какие предприятия работают на привозном сырье, откуда оно поставляется? Объясните, почему развитие этих предприятий в районе необходимо.

Циклограмма работы учителя

по организации и руководству научно-исследовательской деятельностью учащихся

 

Месяц

Деятельность учителя

август

Составление календарного и тематического планирования. Составление графика конференций.

 

 

 

сентябрь-

ноябрь

7(8)-9 класс. Проведение практических работ, включающих творческие задания, а также работ с элементами исследования.

9-10 класс. Формирование микрогрупп. Теоретическая подготовка учащихся. Руководство учащимися по написанию рефератов.

10-11 класс. Руководство учащимися по составлению графика выполнения исследовательской работы. Контроль выполнения графика. написание отзывов на работы учащихся. консультирование по подготовке докладов к защите.

11 класс. Контроль составления графиков написания исследовательских работ учащимися и его выполнения. Написание отзывов на работы. Контроль подготовки учащимися докладов. Консультации.

 

 

 

декабрь

7(8)-9 класс. Анализ выполнения практических работ. Составление списка учащихся, отличающихся склонностью к исследовательской деятельности.

9-10 класс. Защита учащимися рефератов на общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия.

10-11 класс. Участие учащихся в общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Руководство по подготовке работ учащимися к городской конференции.

11 класс. Участие учащихся в общелицейской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Контроль подготовки работ учащимися к городской конференции. Консультации.

 

 

 

 

 

январь

7(8)- 9 класс. Разработка системы практических работ, развивающих исследовательские навыки учащихся.

9-10 класс. Совместно с учащимися определение перспектив дальнейшей работы по темам рефератов.

10-11 класс. Участие учащихся в городской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Руководство деятельностью учащихся по подготовке работ к областной и региональной конференциям. Руководство по написанию аннотаций, составлению тезисов к публикации. Подготовка документов для организации конференций.

11 класс. Участие учащихся в городской конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия. Контроль деятельности по подготовке работ к участию в областной и региональной конференциях. Контроль написания аннотаций, составления тезисов к публикации. Консультации. Подготовка документов для организаторов конференций.

 

 

 

февраль-апрель

7(8)-9 класс. Внедрение в учебную деятельность специально подготовленных практических работ для группы учащихся, склонных к исследовательской деятельности.

9-10 класс. Теоретическая подготовка учащихся. Обучение методом исследовательской деятельности. Тренинги.

10-11 класс. Анализ результатов участия в областных и региональных конференциях. Рефлексия. Руководство по определению перспектив дальнейшей работы учащихся в избранном направлении.

11 класс. Анализ результатов участия в областных и региональных конференциях. Рефлексия. Консультации совместно с психологом по профессиональной ориентации. Руководство по определению перспектив разработки темы научной работы в вузе.

 

 

 

 

май

7(8)-9 класс. Анализ результатов выполнения практических работ. Составление окончательного списка учащихся, склонных к исследовательской деятельности. Встречи с родителями. Беседы с детьми по согласованию дальнейшей деятельности.

9-10 класс. Руководство по выбору области знаний и формулированию темы исследовательской работы. Руководство учащимися по определению целей и задач исследования.

10-11 класс. Руководство и контроль по определению направлений дальнейшей работы над темой или выбора новой темы, постановки целей и задач исследования.

11 класс. Рефлексия. Мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.

июнь

Самообразование. Изучение литературы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, перспективным направлениям исследования в географии и смежных с ней наук.