"Шрифт" на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Изобразительное искусство в школе – предметная область очень обширная. Уместить всё многообразие изобразительного искусства во временные рамки, равные 5 суткам за весь период обучения со 2-й по 7-й класс почти нереально.

Немало усилий надо приложить, чтобы суметь грамотно распределить разные направления, виды, жанры, техники изобразительного искусства, объяснить интересно, доступно, дать всё не раньше и не позже. Научить ребят понимать и принимать изобразительное искусство, дать возможность приобрести не только знания, но и навыки и умения. “Искусство” вечно и самодостаточно, но не надо забывать о межпредметных и надпредметных связях.

Связь с другими предметами дает более полное представление о культуре той или иной страны, привязывает отдельные темы к определенной эпохе. Позволяет увидеть связь своей работы непосредственно с жизнью, отсюда и ощущение необходимости творить.

У меня свое отношение к предмету “Изобразительное искусство” и свой подход к преподаванию этого предмета. В принципе, это целостная система. В школе работаю уже 12 лет, скорректировала государственную программу Б.М. Неменского с учетом физической и информационной усталости под конец года, своих ощущений преподавания этого предмета, специфики личности и образовательного учреждения. Сгруппировала темы по блок-четвертям и распределила их следующим образом:

  • I – образовательная,
  • II – закрепляющая,
  • III – развивающая,
  • IV – творческая.

Большая часть тем – это сквозные темы. Сквозная тема получает последовательное развитие и усложняется из года в год.

Одну из сквозных тем я хочу предложить вашему вниманию – это тема “Шрифты”. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий. Все темы авторские и органично введены в темы четвертей.

Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами.

Всё, что мы делаем на уроках изобразительного искусства, относится к изобразительной и иллюстративной графике и, усложняя темы, осуществляем переход к типографике, а типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста. Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы – этим мы занимаемся на факультативе “Компьютерная графика”.

Далее следует проиллюстрированное описание заданий со 2-го по 7-й класс.

2-й класс, III четверть.
“О чём говорит искусство?” ЗАБАВНАЯ АЗБУКА

Учащиеся в начале урока вытаскивают букву, написанную на карточке. Затем вспоминают слова начинающиеся на эту букву, например: буква В (ветка, ворона, вода, весло, виноград). И приступают к творческой работе. Располагаем букву на листе крупно и вводим изображение выбранных слов, пытаясь создать единую картину, например: буква С (снег, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь) цвет на С синий. Если какой-либо цвет начинается на вашу букву, например: Г(голубой), К(красный),то или букву или фон можно раскрасить этим цветом. По такой красивой азбуке учить буквы будет легче и приятнее.

Рис.1

3-й класс, III четверть.
“Искусство в доме и на улицах города”. ИНИЦИАЛЫ

Инициалы - это первые буквы фамилии, имени, отчества. Мы используем на уроке всего 2 буквы фамилии и имени. Первое, что надо сделать нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв (в точке, в линии, буква в букве). Выбираем понравившийся эскиз и разрабатываем его с учётом своего характера. В зависимости от того, какой он у вас мягкий, агрессивный, нежный, колючий, так и должны выглядеть ваши инициалы. Затем продумайте, какого они будут цвета и как будут украшены.

Рис.2

Рис. 3

4-й класс, I четверть.
“Язык изобразительного искусства”. ПРЕДМЕТНОСТЬ ШРИФТА

Рисуем предмет буквами. Начать необходимо с контурного рисунка, какого либо предмета. Затем вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между буквами. Буквы могут быть разной высоты и ширины, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. И последний этап-цвет. Надо стремиться, как можно точнее передать фактуру предмета. Чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже разглядывалось, что это изображение написано буквами.

Рис.4

Рис.5

5-й класс, II четверть.
“Книжно-плакатная графика”. СЛОВО

Необходимо изобразить выбранное вами слово так, чтобы каждая буква несла на себе смысловую нагрузку всего слова. Сначала подбирается слово, равномерно распределяется по формату листа, определяется размер и характер каждой буквы. Затем, прикрывая по очереди каждую букву, проверяем, не потерян ли смысл всего слова. А потом уже цветом стараемся передать фактуру изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным. рис.6,7

Рис. 6

Рис. 7

6-й класс, III четверть.
“Дизайн как среда жизни человека”. ГРАФИКА БУКВ. МОДИФИКАЦИЯ ШРИФТА

Предлагается на выбор 2 темы.

“Модификация шрифта” - представляет собой категорические изменения любой буквы алфавита (от 6 до 12 раз). Буквы должны различаться по форме, конструкции, цвету, технике исполнения от аппликации до фломастера.

“Графика букв”. Необходимо передать смысл книги - в рисунке, который изображён буквами. Шрифт может быть самый простой, и контур изображения лаконичен и понятен. Сначала рисуем предмет, затем изображение заполняем шрифтом, не теряя читабельность. Буквы могут быть разного размера и цвета.

Рис. 8

Рис. 9

Факультатив “компьютерная графика”. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ БУКВЫ

Необходимо изобразить слово так, чтобы только одна буква была опредмечена. Сначала подбирается слово, не каждое может быть изображено в этой теме. Затем подбирается необходимый шрифт, а потом одна из букв заменяется изображением, например: гвоздь, месяц, яблоко и т. д. Опредмеченная буква может быть изображена с максимальной фотографической точностью или быть оригинальна. Остальные буквы должны быть изображены проще, но в едином стиле.

Рис.10

Рис.11