Активизация познавательной деятельности на уроке

Разделы: Информатика


Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого необходимо разнообразить формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов.

Одним из эффективных методов обучения является использование нетрадиционных уроков. Одной из форм таких уроков является игра. Это и урок – деловая игра, урок – викторина, соревнование, КВН, урок – расследование и т.д. Урок–игра активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебе, а значит, повышает эффективность обучения.

Урок – путешествие “Интернет” является заключительным по теме “Передача информации в компьютерных сетях” и предназначен для систематизации знаний учащихся.

Тема урока: Интернет

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учения (создание проблемной игровой ситуации).
  3. Основная часть. Систематизация знаний.
  4. Выводы. Итог урока.

Цели урока:

– систематизировать знания учащихся об основных информационных услугах сети Интернет;
– получение дополнительных знаний по пройденной теме;
– отработка умений и навыков по основным технологическим приемам работы на компьютере;
– развитие мышления учащихся при отработке умения находить информацию, необходимую для решения проблемы, определять достаточность информации, структурировать ее;
– воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, желания прийти на помощь в трудных ситуациях, подготовка школьников к практической деятельности.

К этому уроку ученики, по желанию, готовят сообщения на 2–3минуты: “Что такое Интернет”, “Электронная почта”, “WWW”.

Учитель готовит комплект заданий и карту путешествия (рис.1) с прикрепленными к ней “письмами” – заданиями.

Рисунок 1

Для создания положительной мотивации учения вначале урока создается проблемная игровая ситуация.

Ход урока:

1. Урок начинается с проверки готовности учащихся. Тема урока пока не объявляется.

Учитель:

– Недавно я получила очень интересное письмо и хочу вам его прочитать:

“Дорогие друзья! Пришло время нам познакомиться. Приглашаю вас в гости. Дорога будет долгой, но, думаю, вы ее осилите. Пароль на вход и карта прилагаются. Держите курс на север. В дороге остерегайтесь вирусов. Спайдер.”

Вы знаете Спайдера? Нет? Я тоже, но хочу с ним познакомиться. Ну что, отправимся в путешествие? Но сначала нужно отгадать пароль.

Предлагается ребус. Отгадав его, ребята получают тему урока – “Интернет”.

Нам предложили пройти по необъятным просторам сети Интернет. Но прежде чем отправиться в дорогу, давайте вспомним, что такое Интернет. А помогут нам в этом наши эксперты.

Сообщение “Что такое Интернет”. (Приложение 1)

– Ну что, в путь? А куда же нам идти дальше? Посмотрим в письме: “держите курс на север”. Вперед!

2. Остановка “Электронная почта”

– Где это мы оказались? Попали на электронную почту. А чем электронная почта отличается от обычной?

Беседа с классом “Преимущества и недостатки электронной почты”.

Сообщение ученика “Электронная почта”. (Приложение 2)

– В записке написано: “Восстановите адреса пользователей и можете идти дальше”.

На доске задание: (рис. 2). Ребята выполняют его в тетрадях.

Рисунок 2

3. Остановка “Информационный поток”

– Снова преграда на пути. “Информационный поток”. И моста нет – опять вирусы вредят. Читаем записку:

“1. Путем перестановки букв составьте слова, относящиеся к информатике. 2. В полученных словах определите, какое слово лишнее и в нем выберете нужную букву”.

Ребята по парам выполняют задание. (Приложение 3). Из полученных букв всем классом составляют слово “Паутина”. Переходят к следующему этапу.

4. Остановка “Всемирная паутина”

– Мы попадаем в “Паутину”. А при чем здесь паутина? Мы же в компьютерной сети!

Так называется одна из самых распространенных служб мировой компьютерной сети Интернет – World Wide Web. Дословно – “Всемирная паутина”

– Товарищи эксперты, познакомьте нас с имеющейся информацией.

Выступление ученика по теме “WWW. Поиск информации”. (Приложение 4)

5. “Поисковые системы во “Всемирной паутине”.

– Для поиска нужной информации в Интернете нужно знать адрес того сайта, web–страницы, на которой находится нужная информация. Вы набираете адрес, нажимаете клавишу ввода и попадаете сразу на место.

– А если мы не знаем адрес страницы? Что тогда? Для поиска информации во Всемирной паутине используются поисковые системы. Широко известными русскоязычными (поиск только на русском языке) поисковыми системами являются:

www.rambler.ru
www.aport.ru
www.au.ru
www.yandex.ru

и так далее.

С помощью специальных программ – роботов такая система производит периодический “обход” всех web–серверов в сети, собирает информацию об их содержании и организует справочники. По этим справочникам обслуживаются запросы пользователей.

В качестве запроса может быть какое–то ключевое слово или несколько слов по интересующей вас теме. Если список подходящих web–документов слишком длинный нужно добавить еще какие–нибудь уточняющие термины.

Например “Бразилия AND ( И) футбол AND ( И ) чемпионат”

“Владимир Высоцкий AND ( И ) день рождения”.

6. Остановка “Поиск информации (практическая работа)”

– Продолжаем наше путешествие. А вот и еще одно письмо:

“Итак, вы у цели. Но вирусы закрыли все двери. Чтобы их открыть, нужно разгадать кроссворд. Надеюсь, вы мне поможете. Спайдер”

Ребята выполняют практическую работу по поиску информации в Интернете с использование поисковых серверов. Перед работой учитель кратко напоминает о технике безопасности.

Задание: ответить на вопросы кроссворда, используя любые поисковые системы. Кроссворд: (рис. 3)

Рисунок 3

Вопросы к кроссворду:

1) В 1971 году этот человек разработал первую почтовую программу для пересылки сообщений по распределенной сети – электронную почту. (Томлинсон Рей)
2) Месяц, в котором отмечает день рождения Алла Пугачева. (апрель)
3) Знак @ в России называют “собачкой”, в Финляндии – “спящей кошкой”, в Корее – ? (улитка)
4) Первый программист. (Лавлейс Ада)
5) privet@amur.ru  (адрес)
6) Город, в котором была начата разработка “Всемирной паутины”. (Женева)
7) Страна, имеющая домен “ru”. (Россия)

По вертикали:

8) Общее название для программ поиска информации во “Всемирной паутине” (“спайдер”)

7. Итог урока.

– Кто же такой Спайдер?

Спайдер (англ. – “паук”) – общее название для программ поиска информации во Всемирной паутине.

– Вот мы и познакомились со Спайдером, а заодно ответили на множество вопросов:

– Что такое Интернет?

– Услуги Интернета?

– Правила записи адреса в электронном письме?

– Способы поиска информации во Всемирной паутине.

– Наше путешествие закончено.

Приложение 1

Что такое Интернет?

Система компьютеров, связанная каналами передачи информации называется компьютерной сетью.

Сегодня существует мировая система компьютерных сетей, через которую можно установить связь с самыми отдаленными уголками планеты. Эта система называется Интернетом (дословно – “международная сеть”).

Первые попытки объединить компьютеры в сеть были предприняты в 1957г. в военном ведомстве США, которому была нужна надежная система управления вооруженными силами, весьма удаленными друг от друга. К концу 60–х годов правительство США пришло к пониманию огромной роли компьютерной сети не только в военных вопросах, но и в образовании.

В 1969 году Агентство перспективных исследований США запустило экспериментальную сеть ARPANET, в которой было всего 4 компьютера. В 1972г. в этой сети их было уже 40. А в 1975г ARPANET сменил статус экспериментальной сети на статус действующей.

Годом рождения Интернета многие называют 1968–й, когда была создана сеть Национального научного фонда США для организации удаленного доступа из университетов и научных лабораторий к пяти суперкомпьютерным центрам. Пять было создано лишь потому, что они были дороги даже для богатой Америки. Именно поэтому их и следовало использовать кооперативно.

В 1981 году в сети Интернет насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80–х годов количество подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, в конце 20 века количество серверов, то есть постоянно подключенных к Интернету компьютеров составляет более 40 млн., из них в России более 200 тысяч.

Приложение 2

Электронная почта

Электронная почта – наиболее распространенная услуга Интернет, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей.

Основное предназначение электронной почты – дать пользователям возможность общаться друг с другом. Сам процесс общения происходит путем пересылки текстовых и прочих файлов, подобно тому, как при обычной почтовой переписке люди обмениваются письмами, открытками и прочей корреспонденцией. Уникальность электронной почты как сетевого сервиса, состоит в том, что за счет имеющихся шлюзовых соединений между различными сетями почта может доставляться практически в любые и из любых мировых сетей, объединяя их в единое сетевое пространство. Причем скорость доставки корреспонденции зависит не столько от физической удаленности почтовых серверов друг от друга, сколько от пропускной способностью тех узлов, через которые послание доставляется адресату. Другая особенность электронной почты – ее универсальность. Услугами почты можно воспользоваться как при постоянном, так и при сеансовом доступе к Сети.

Все эти качества обеспечивают огромную популярность “мыла” среди пользователей. По оценкам специалистов, в настоящее время численность тех, кто пользуется электронной почтой, составляет, как минимум, 100 миллионов человек, причем около 10 миллионов из них вообще прибегают исключительно к услугам электронной почты, не имея доступа к другим ресурсам Интернета. В России, как полагают эксперты, насчитывается свыше 500 тысяч пользователей электронной почты.

Принципы работы электронной и обычной почты аналогичны. Для того, чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно должно, кроме текста, содержать адрес. Адрес электронной почты строиться аналогично обычному почтовому адресу.

Россия, г. Благовещенск, п/о 28, № ящика абонента.

А вот пример электронного адреса: dom@tsl.ru

Точка и символ @ – разделительные знаки. Разделенные точками части электронного письма называются доменами. Каждый домен уточняет место положения почтового ящика адресата в компьютерной сети.

Первые домены исторически сложились в 80–е годы. С расширением сети Интернет и электронной почты домены стали указывать на принадлежность к той или иной стране:

ru – Россия, de – Германия, fr – Франция, jp – Япония, us – США, uk – Англия.

Приложение 3

Задание

№ 1

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 1–ю букву.

ТЕРЧЕСВИН, ТАКЕДИС, СОРСЕЦПРО (винчестер, дискета, процессор, “лишнее” слово – процессор, нужная буква – “П”)

№ 2

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 3–ю букву.

ТОРНИМЛ, ТЕРИНПР, НКАЕРС (“лишнее” слово – сканер, нужная буква – “А”)

№ 3

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 2–ю букву.

КЕТСТ, ОЛИСЧ, МАБАГУ (“лишнее” слово – бумага, нужная буква – “У”)

№ 4

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 5–ю букву.

НОФЕЛТЕ, ММЕДО, ТЬЯПАМ (“лишнее” слово – память, нужная буква – “Т”)

№ 5

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 3–ю букву.

ВИКЛУРАТА, НЕРСКА, ТЕРПНИР (“лишнее” слово – принтер, нужная буква – “И”)

№ 6

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 1–ю букву.

КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦИФ (“лишнее” слово – нота, нужная буква – “Н”)

№ 7

Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 7–ю букву.

ТАКЕДИС, ЫШИМ, ВИКЛУРАТА. (“лишнее” слово – дискета, нужная буква – “А”)

Приложение 4

WWW – универсальная система для работы в Интернете

Хотелось бы вам заглянуть в резиденцию президента США – Белый дом, или посетить Лувр – крупнейший художественный музей мира, или узнать, какая погода в Антарктиде, или получить сведения о спектаклях, идущих сегодня вечером в московских театрах? Все это и многое другое можно достичь, не выходя из–за стола, на котором установлен персональный компьютер, подключенный к мировой сети Интернет.

Самой интересной услугой, предоставляемой пользователям Internet, стала возможность работы с информационной системой World Wide Web (WWW). Это словосочетание можно перевести как “Всемирная паутина”.

Датой создания “Всемирной паутины” можно считать 1992 год.

В этом году в Женеве был завершен начатый еще в 1989 году проект по созданию системы удобного представления документов с использованием идей гипертекста. Именно этот проект был назван Всемирной паутиной и принес еще большую популярность сети Интернет.

Очень трудно дать точное определение, что такое WWW. Эту систему можно сравнить с огромной энциклопедией, страницы которой разбросаны по компьютерам–серверам, объединенным сетью Internet. Чтобы получить нужную информацию, пользователь должен добраться до соответствующей страницы энциклопедии. Web–страница – это основная информационная единица WWW.

Информация на Web–странице может быть самой разной: текст, рисунок, фотография, мультимедиа. На Web–страницах помещают рекламу, справочную информацию, научные статьи, последние новости, иллюстрированные издания, художественные каталоги, прогнозы погоды и многое другое. Проще сказать – на Web–страницах есть все.