Урок "Цвет", 9-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 9


Наша гимназия многопрофильного направления: гуманитарный, физико-математический, социально-экологический, военно-патриотический. Для социально-экологического профиля составлена скорректированная программа, в которую включен раздел “Основы химического анализа”. Разработку одного из уроков этого раздела представляю на фестиваль “Педагогических идей”.

УРОК

“Цвет”

Цель: Изучить цвет с точки зрения химии; знакомство с основами химического анализа – метод хроматографии.

Задачи:

формирование и укрепление межпредметных связей;
развитие знаний об области применения цвета – метод разделения смеси (метод хроматографии).

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: полилог, практическая работа, работа в парах.

Оформление: затемненные окна, портрет М.С. Цвета; музыкальное сопровождение со цветоэффектами, картины А. Матисса

Оборудование и реактивы: стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, черные чернила, черный фломастер, яичная скорлупа. Цветные карандаши и бумага.

Ход урока:

Задание классу

Учитель:

  1. Закройте глаза. Ваши ассоциации? Какого они цвета?
  2. Изобразите озоновую дыру.
  3. Нарисуйте Бермудский треугольник.

Ответы учащихся: страх, неизведанное, пугающее. Раскрасили все в черный цвет.

Учитель выносит разноцветные воздушные шары, включает веселую музыку в сопровождении цветовых эффектов, зажигает бенгальские огни, которые горят ярким красочным пламенем.

Следующее задание:

  1. Ваши ассоциации? Какого они цвета?
  2. Изобразите ваши ощущения.

Ответы учащихся: веселье, радость, смех, праздник. Получились рисунки, окрашенные во все цвета радуги.

Учитель: Подведем итоги. С помощью цвета можно выразить свои ощущения, настроение, создать атмосферу радости, веселья или страха, грусти. Красота окружающего мира в разноцветье. “Все живое стремится к цвету” слова И. Гете.

Учитель: Тема урока “Цвет”.

Многие ученые, поэты и художники изучали цвет, посвящали ему свои труды. Говорят М.В. Ломоносов создал цветную мозаику, А.Матисс главным в живописи считал цвет, психологии – о воздействии цвета на эмоциональное, психофизическое состояние человека. О таком воздействии расскажет ученица 10 класса, которая занималась научно-исследовательской работой “цвето-экология”.

Мы сегодня поговорим о применении цвета в химии. Запишите подзаголовок и разберите слово по составу.

Хроматография.

Ребята проводят аналогию слов – картография, фотография, биография и сами выводят значение слова "хроматография" - это цветописание. Этот метод открыл русский ученый физиолог, биохимик М. С. Цвет и предложил использовать его для разделения смесей.

Учитель демонстрирует опыт, который провел ученый.

Учитель поясняет понятия: хроматография; растворитель, его характеристику; виды хроматографии: бумажная, тонкослойная, колоночная; дает характеристику используемых сорбентов.

Учитель проводит опыт с использование бумажной хроматографии.

Учитель: Сейчас ребята вы самостоятельно исследуете состав смеси. Ознакомьтесь с планом проведения практической работы.

Звучит спокойная музыка. Ребята выполняют практическую работу (в парах) по плану:

    1. Изучи методику проведения практической работы.
    2. Распишись в журнале по ТБ.
    3. Приготовь прибор (оборудование) для проведения опыта.
    4. Выполни практическую работу.
    5. Запиши свои наблюдения в таблицу.
    6. Сделай выводы.
    7. Ответь на дополнительное задание (реши задачу)

– выполняют индивидуально. Количество вопросов не более двух–трех, в зависимости от сложности задания.

Практическая работа
“Разделение смеси методом хроматографии”

Цель: определить составляющие черного цвета.

Материалы и оборудование: черные фломастеры, черные чернила, специальная (фильтровальная) бумага, яичная скорлупа, вода дистиллированная, пипетка.

Что делали

Что наблюдали

     

Вывод:

Карточка-задание:

    1. Какой метод хроматографии вы использовали? (Бумажную, тонкослойную хроматографию)
    2. Что использовали в качестве сорбента? (Cпециальную бумагу, карбонат кальция)
    3. Кто является основателем метода цветописания? (М.С. Цвет)
    4. При горении бенгальских огней пламя окрашивалось в разные цвета, чем это вызвано?
    5. При горении бенгальских огней пламя окрашивалось в разные цвета, данную реакцию к какому методу анализа можно отнести? (сухой метод анализа)
    6. Что использовали в качестве растворителя?

Яичная скорлупа использовалась в качестве сорбента. Приготовить его нужно заранее следующим образом: отварить и очистить яйцо, желательно, чтобы скорлупки не были маленького размера. Затем очищенную от внутренней пленки скорлупу замочить в холодной воде на сутки. Высушить и применять в исследовании, нанося исследуемое вещество на внутреннюю сторону на высоте 0,3–0,5 мм от края.

Учитель (вопрос к классу): Каким цветом вы бы окрасили оценки: “5”, “4”, “3”, “2”?

Ребята предлагают следующую шкалу:

“5” – красный,
“4” – желтый, оранжевый,
“3” – синий, зеленый,
“2” – черный.

Учитель: А сейчас, ребята, оцените свое эмоциональное состояние по цветной шкале, выбрав звездочку соответствующего цвета.

Красный – чувствовал себя комфортно, активно принимал участие на уроке;

Желтый, оранжевый – чувствовал себя комфортно, все было понятно, но активность не проявлял в полной мере,

Синий, зеленый – чувствовал себя нормально, не все было понятно.

Черный – чувствовал себя неуверенно, ничего не понял.

Благодарю за работу на уроке.

После проведения данного урока я стала использовать оценку эмоционального состояния по данной шкале. Это помогает сразу оценить состоятельность урока. Вести сравнительный анализ тем уроков, форм и методов его проведения.