Без леса нет жизни

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Тема: “Без леса нет жизни”.

Форма проведения: музыкально-литературная композиция ( постановка для

учеников младших и средних классов)

Место проведения: Татарстан, г. Нижнекамск, школа №22, актовый зал.

Цели и задачи мероприятия.

Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.

Популяризировать лучшие книги по природе и экологии.

Привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе.

Учить детей бережно относиться к природе.

Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Оформление зала:

1. Для украшения сцены использовались изображения берёз, птиц, целебных трав и цветов.
2. Организована и оформлена книжная выставка на тему:

“Природа-мир, тайник вселенной”

Разделы:

Красота, дарующая радость.
Заповедными тропами.
Певцы родной природы.
Тайны целебных трав.
Плач природы.
Природа в нашем доме.

3. Выставка “Лесная кладовая” (детские рисунки, поделки и сочинения о природе.)
4. Прослушивание музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы, журчание воды.

СЦЕНА 1.

Звучит музыка леса.

1-в.

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

2-в. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы.

Я так боготворю деревья,
Их доверьем дорожу.
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по храму, по лесу хожу.

3-в.

В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так и сяк
Ей чем-нибудь не навредить
За этот самый шаг.

1-в. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3 часть.

2-в. Леса ничем не заменить. Здесь пропадает шум городских улиц.

3-в. 50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев.

1-в. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.

СЦЕНА 2.

Звучит музыка природы: пение птиц.

Выходят три человека с ружьями и лукошками.

1-в. Любят люди, особенно горожане, побродить по лесным тропам, опушкам и полянам. Посидеть над раскидистой тенью деревьев.

2-в. Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее настроение, удовольствие.

3-в. Умиротворенность! А как вкусны грибы и ягоды!

1-в. Размечтались! А знаете ли вы, что если группа из 10 человек будет приходить на полянку один раз в неделю, то на эту полянку уже не прилетят птицы.

2-в. А если два раза в неделю?

3-в. Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья начнут “думать”.

1-в. Похоже, что наша Корабельная роща задумалась. Остаётся один ярус, а второго яруса, маленьких деревьев и кустарников, почти не видно. (Вздохнул.)

2-в. Затоптали, замучили…

О, не гневайся, лес! О, не думай, что нам безразлична судьба твоя! Вижу во сне, как ты лечишь воздухом меня животворным. О, твой воздух медовый в цене всегда был!

3-в.

Смотри, как роща зеленеет,
Полящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

СЦЕНА 3.

Звучит музыка природы.

1-в. Задумалась и я. Из чего, собственно, состоит наша роща? Какое дерево в ней главное?

2-в. Любой знает: главная красавица в лесу – русская берёза.

3-в. В старину о березе говорили: дерево “об четыре дела”.

Выходят три человека ( четвёртый за их спиной).

1-ч (входит с лучиной). Берёзовая лучина горит без копоти - в старину заменяла электричество.

2-ч. Часто слышим мы: “Скрипит, как несмазанное колесо”. А колесо-то единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили его из коры.

3-ч. А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли, болезней суставов – и сейчас советуют.

Отходят.

Четвёртый сидит парится.

4 ч. Эх, далеко приходится за берёзовыми вениками ездить. Повырубали, поободрали ближайшие леса.

Выходят девочки в русских нарядах с ленточками в косах, с веточками в руках.

1 д. Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.

2 д. Её посвящали богине Ладе. А ещё на Руси это растение было связано с весенним церковным девичьим праздником - Троицей, проходящим через семь недель после пасхи.

1 д. Девушки украшали берёзу лентами, плели венки, водили хороводы, пели песни.

О лес! О жизнь!
О солнце свет
О свежий дух берёз!

Исполняется танец “Березка”

СЦЕНА 4.

Звучит мелодия природы.

1-в.

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.

2-в. За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черёмухе сложено много песен, стихов, загадок и поговорок.

3-в. И всегда это образ нежной девичьей красоты, образ невесты в подвенечном наряде.

1-в. “Сказать, какой именно запах у черёмухи, невозможно, – писал М.М.Пришвин, – не с чем сравнивать. Весной понюхаешь - вспоминаешь детство, своих родных, соединишься со всем прошлым”.

2-в. Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные, спелые и сладкие!

3-в. Плод черёмухи – вернейшее, древнейшее лекарственное средство! С каменного века известно.

1-в. И не только плоды – кора, листья и цветки тоже лекарственные. Лихорадка, ревматизм – пей отвар из коры, а закашлял – отвар из листьев.

2-в. Примочками из цветов лечи глаза.

3-в. Расцвела сирень, черёмуха в саду
      На моё несчастье, на мою беду.

1-в. С цветами черёмухи связывают приметы сельскохозяйственного года: урожай на черёмуху, так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.

СЦЕНА 5.

Выступление первоклассников.

1-в. Жила- была маленькая Бабочка, она радовалась солнышку и цветам, между которыми порхала целый день.

( Танец цветов и бабочек.)

2-в. Но вот однажды на полянку прибежали ребята, стали прыгать, бегать, рвать цветы. Бабочка едва успела улететь. Ребята бросили цветы и ушли. Её цветок не был похож на себя – не было того прежнего запаха. Цветок умирал.

Бабочка: Ребята! Нельзя так делать! Ведь цветы могут когда-нибудь исчезнуть. Помните об этом!

3-в. Однажды за бабочкой погнался мальчик.

Мальчик /с сачком в руке./ исполняет песню “ Ребёнок и мотылёк”.

Мальчик:

Мотылек, как же так?
Целый день ты летал,
Целый день ты летал.
И совсем не устал?
Расскажи, как живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём!

Мотылёк:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – аромат цветов.
Но живу я неделю – не более дня,
Будь же добр со мной и не трогай меня.

Мальчик: Не беспокойся, мотылёк, я никогда не буду зря ловить мотыльков,бабочек и жуков!

СЦЕНА 6.

Звучит музыка природы: журчание воды, пение птиц.

1-в. В лесу на поляне можно найти всё необходимое для поддержания жизни и здоровья человека. Пищевых растений насчитывается более 200 видов.

2-в.

Панацея, панацея,
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва.

Не однажды и не дважды поранившим ноги

Ты целебной силой своею помог.

Подорожник!

Всегда ты растёшь на дороге.

Рос ли ты, когда не было в мире дорог?

3-в. Уже более 2000 лет применяется подорожник для лечения. Названия: порезник, ранник, чирьевая трава – даны ему за ярко выраженные свойства заживлять раны.

Исполняется песня “Подорожник”.

1-в. Ранней весной появляется уникальное растение, которое вызывает уважение и восхищение.

2-в. Уважение потому, что не позволяет себя обижать, отрезвит уколами многочисленных колючих волосков.

3-в. Восхищение потому, что появляется очень рано, весной, когда кругом лежит снег.

1-в.

Я цветы обходил стороной,
Их считал за ненужное диво.
Я искал те места, где крапива
Непреступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал ей колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь, мы ели потом.
А сейчас я, любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо.
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов.

2-в. Крапива у русского народа пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы и ведьм.

3-в. Народная мудрость гласит: “Одна крапива заменяет семерых врачей”

1-в. Кровоостанавливающее средство.

2-в. Укрепляющее средство.

3-в. Травяные добавки листьев зверобоя, душицы, малины, смородины, лепестков мяты улучшают аромат чая и различных напитков, придают им целебные свойства.

Исполняются стихи поэта Дудина М. “Берегите землю”.

1-в.

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,

2-в.

На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,

3-в.

Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!

Звучит музыка природы, журчание воды, пение птиц.