Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Демократизация и гуманизация образования способствовали открытию школ и классов с эстетическим уклоном, увеличению количества часов, отводимых на изучение гуманитарных предметов, появлению новых учебных предметов художественно-эстетического цикла. Разрозненные мероприятия, направленные на эстетическое воспитание учащихся, уступили место еженедельным урокам эстетики.

Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний школьников об отдельных областях жизни.

Задачи, которые решаются на уроках эстетики:

  • закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся;
  • вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности.

Предлагаемый курс “Эстетика” содержит пять разделов:

  1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).
  2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).
  3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).
  4. Трудовая деятельность человека и его увлечения.
  5. Культура и искусство удмуртского народа.

Программа начального курса “Эстетика” рассчитана на четыре года обучения по одному часу в неделю.

На уроках эстетики в гимназических классах средней школы №15 города Глазова большое внимание уделяется различным видам и жанрам искусства. Для младших школьников наиболее близким и любимым видом искусства является кино. Киноискусство представлено в нашей программе по эстетике такими темами, как: “Путешествие в Мульти-Пультию”, “Сказка живет в кинофильме”, “Мой любимый фильм”, "Артисты и поклонники", "Кинорежиссеры-детям", "Моя любимая телепередача".

Для многих детей знакомство с киноисскуством начинается с мультипликации: с рисованного или кукольного фильма. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер - вот чаще всего предпосылки сильного впечатления, производимого искусством мульти на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности младших школьников.

По мнению исследователей искусства мультипликации, это искусство впитывает и перерабатывает все то новое, что несут смежные области искусства, прежде всего карикатура, плакат, книжная иллюстрация, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада и другие. Эта идея взаимодействия искусств представляет особый интерес для детей: они с первых шагов приобщения к миру прекрасного получают синтез искусств, незаметно для себя познает природу художественного творчества и учатся понимать его.

За сравнительно немногие годы своего существования искусство мультипликации успело вобрать в себя множество сюжетов, взятых из всемирного фольклора, из произведений классики, из книг детских писателей. И познавательная, и нравственно-эстетическая сила такой малой формы, как мультфильм, чрезвычайно велика. Средствами этого вида искусства мы можем говорить с детьми об учении и труде, о мужестве и героизме, о дружбе и привязанности, о честности и легкомыслии, о зле эгоистического равнодушия и радости чувства сопереживания.

Сейчас многие ребята смотрят мультфильмы, не выходя из дому: “мультики” широко демонстрируются на телевизионном экране, приобретаются на видеокассетах. Особой популярностью у детей пользуются мультфильмы американского режиссера У. Диснея: "Бэмби", "Белоснежка и семь гномов'', "Спящая красавица", "Приключения мышонка Микки Мауса” и другие. Большинство школьников любят и наши отечественные мультфильмы, однако не знают, кто их создал. Поэтому на уроках эстетики мы ведем с детьми разговор о художниках и режиссерах-мультипликаторах: В.Котеночкине /м/ф "Ну, погоди!"/, Р.Кочанове м/ф "Чебурашка", "Крокодил Гена"/, Ф.Хитруке /"Топтышка", "Каникулы Бонифация" и многие другие/, П.Степанцове /"Малыш и Карлсон", "Вовка в тридевятом царстве"/; об актерах, которые озвучивают мультфильмы; о композиторах, музыке и песнях, полюбившимся детям.

Создатели мультфильмов должны уметь сыграть что угодно, перевоплотиться в кого угодно, будь то человек или животное, явление природы или вещь. При этом животное или вещь могут быть реальными или фантастическими, то есть изобретательность художников и режиссеров неисчерпаема. Детям также можно дать возможность проявить свои творческие способности: придумать сюжет для мультфильма, рисованных или кукольных персонажей. Очень полезны и интересны зарисовки, сделанные школьниками под впечатлением просмотренного мультфильма. Особенно важно обсуждение с детьми на уроке или перемене тех мультфильмов, которые они смотрели в выходные дни.

С возрастом восприятие киномультипликации меняется, обогащается. Малышам-дошкольникам мультфильм доставил радость, вызвал у них смех или грусть, сочувствие героям - и этого достаточно. От младших школьников учитель ждет рассказа об их впечатлениях, рассказа по возможности связного, более подробного, с собственными комментариями.

Некоторые учителя начальных классов считают мультипликацию несерьезным искусством и не используют этот жанр в учебно-воспитательном процессе. Однако именно средствами юмора, сатиры, веселого розыгрыша, шутки мультипликация подводят детей к ответам на многочисленные их вопросы: почему? как? зачем? какой я сам и окружающие меня люди?

Еще один популярный жанр киноискусства у детей - киносказка.

Сказка для ребенка - то же самое, что классика для взрослого: она и энциклопедия жизни, и учебник, и источник эстетического наслаждения. Сказка дает ребенку возможность пережить всю сложную гамму чувств. Она рождает уверенность в том, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. Наверное, поэтому театр и кино всегда будут обращаться к вечным сюжетам сказок о Красной шапочке, Царевне Лягушке, о Золушке...

В нашей стране создано более ста сказок на экране. Крупица по сравнению с бесконечным многообразием бытующих в мире народных и литературных сказок. И очень много, если представить себе тот путь, который прошел наш кинематограф от первой игровой ленты до широкоэкранного, широкоформатного, многосерийного фильма-сказки наших дней. Да, сказка всегда влекла к себе режиссеров театра и кино, но далеко ни всем удалось осуществить свою мечту, поскольку дети - самые строгие кинокритики.

В киносказке прежде всего должна быть сама суть сказки, неуловимая, легкая, ясная, как взгляд и смех ребенка, суть, замешанная на вере в добро и в гармонию мира. Сказка ищет дорогу к сердцу современного ребенка, она стремится соответствовать духовной сложности маленького зрителя, уважает его личность, доверяет его чувствам.

У сказочного кинематографа много дорог: воплощение на экране сказки во всей правде ее национального характера и поэзии фольклорных образов; экранизация классической литературной сказки, где философский смысл, поэзия нравственного чувства, писательская индивидуальность обретает новые грани, новую форму и способ выражения; создание современной сказки. Все эти дороги трудные: безымянная сказка требует авторства; простая – сложного внутреннего содержания; старая как мир, известная до буквы – оригинального взгляда; вечная – современного подхода

Сказки на экране отвечают чаяниям ребят. Младшие школьники любят необыкновенное и героическое, забавное и смешное, фантастическое и таинственное. Все это есть в киносказках. Сказка идеально приспособлена к детскому сознанию, она учитывает психофизические особенности ребенка.

Как известно, речь наших детей изобилует глаголами. И почти во всех народных сказках повествование основано на однокоренных, все время повторяющихся глаголах, например: "бил-бил, не разбил". Ребенку еще трудно сосредоточиться, долго держать свое внимание на чем-то одном. Повторами сказка облегчает ему эту задачу. Весь строй ее отвечает повышенной моторности детей.

В детстве каждый так или иначе ощущает разрыв между желаниями и возможностями, между известным опытом и неведомым сложным окружающим миром, между стремлением к самостоятельности и опекой взрослых, страхом, ощущением своей беззащитности и жаждой исследования. Сказка дает выход этим чувствам, помогает ребенку определиться в сложном мире взрослых.

Обладающая великой силой воздействия как произведение словесного искусства, сказка обрела новые возможности с развитием киноискусства.

На уроках эстетики мы знакомим учащихся с творчеством самых замечательных режиссеров, для которых сказка стала делом всей их жизни: А.Роу, А.Птушко, Н.Кошеверовой и М.Шапиро; сценаристов киносказок: Е.Шварца, С.Михалкова, О.Леонидова, Г.Владычиной; с творчеством киноактеров, глубоко понимающих и любящих жанр киносказки: Г.Милляра, Л.Потемкина, С.Столярова, А.Хвыля, Э.Гарина и других.

Беседуя с детьми о творчестве известных создателей киносказки, мы рассказываем о многообразии жанров сказочных фильмов:

  • сатирическая комедия - "Огонь, вода и ... медные трубы";
  • героическая киноповесть - "Кащей-Бессмертный";
  • лирическая сказка - "По-щучьему велению";
  • романтическая экранизация гоголевских повестей - "Ночь перед Рождеством" и "Майская ночь, или Утопленница";
  • сказка-балет - "Хрустальный башмачок", оперетта-карнавал - "Мама";
  • игра-представление - "Айболит-66" и музыкальная комедия - "Пока бьют часы".

Однако только бесед о киноискусстве на уроках недостаточно. Необходимо у школьников воспитывать и развивать умение видеть. Иногда произведение искусства, показанное ребятам на экране, воспринимается ими очень поверхностно, смотрится бездумно и быстро исчезает из памяти, не оставляя следа в душе детей, не задевая их чувств. Бывает, что подобный негативный результат обусловлен просчетами сценариста или режиссера, забывших об особенностях возраста. Чаше же дело в другом - в недостаточной эстетической подготовленности школьников.

Формы внеклассной работы по эстетическому воспитанию детей средствами киноискусства могут быть самыми разными: коллективный поход в кинотеатр, индивидуальный просмотр фильма по телевидению с последующим его обсуждением, конкурсы, викторины, путешествия в Кинострану, организация выставок, где могут демонстрироваться фотографии-кадры из фильмов, фотографии любимых детьми артистов, режиссеров, творческие работы школьников на кинотемы /рисунки, поделки, киносценарии учащихся и т.п./

Младшие школьники любят делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и телепередачах, но многие не могут передать их содержание, эмоции переполняют детей, а главный смысл увиденного остается не понятым. Следовательно, школьников необходимо нацеливать на предстоящий просмотр фильма, создавать у них определенное настроение, направлять их мысль в нужную сторону. После просмотренного фильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы/ поле, озеро, березовая роща, лесная опушка, цветочная поляна/. Важно, чтобы киноискусство пробудило в юном зрителе художника, способного к сильному эстетическому переживанию.

Ниже приводится примерный план-конспект урока эстетики по теме “Мультипликация – волшебная страна”.

Цели:

– познакомить детей с жанром киноискусства - мультипликацией;
– дать доступные сведения о творческой деятельности людей, создающих мультфильм.

Оборудование: фотографии известных режиссеров, художников, актеров; аудиокассеты с песнями В.Шаинского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель: Дети, послушайте стихотворение Вадима Шефнера и догадаетесь, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Смотрите мультфильмы.

Там действуют дети и звери,

Там доброму егерю зяблик в окошко стучится.

Правдивая ложь, где всегда я заранее верю

Всему, что начнется во сне, что сегодня случится…

Дети: Мы будем говорить о сказке, о волшебстве, о мультфильмах.

Учитель: Молодцы, догадались. Тема нашего урока ''Мультипликация-страна волшебников" /открывается запись темы на доске/.

– А почему я назвала мультипликацию страной волшебников?

– Да, каждый мультфильм дарит нам прекрасный и удивительный мир фантазии. В нем обитают популярные, давно полюбившиеся нам герои рисованных и кукольных фильмов. Каких вы знаете мультигероев?

Дети: Забавный медвежонок Винни-Пух, добрый и грустный Крокодил Гена, проказник Карлсон, кот Леопольд и почтальон Печкин и многие другие.

Учитель: Этот мир реальный и сказочный. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем как живые - они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса. Но это никого не удивляет. Ведь мы привыкли, что в мультипликации все возможно. И редко кто задумывается: а как же происходит это чудо? Когда и как возникла эта страна?

– Слово "мультипликация" в переводе с латинского означает "умножение". Человеческий глаз удерживает любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. В кинопроекторе за I секунду пробегает 24 кадра, и все они сливаются в одно непрерывное изображение.

Об истории мультипликации для вас подготовил рассказ......./называется имя одного из учеников класса/:

– Впервые рисунок зашевелился в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832 году. Двадцать рисунков различных движений человека были нанесены на специальный барабан и при быстром вращении сливались в одно непрерывное изображение. Спустя 45 лет в 1877 году французский художник-изобретатель Э.Рёйно создал "оптический театр" Он явился прообразом мультипликации.

Становление отечественной мультипликации началось в 1920 году. Первые детские мультфильмы: "Сенька-африканец', "Каток" /режиссер И.П.Иванов-Вано/ и "Тараканище" /реж. А.В.Иванова/.

Летом 1933 года у нас в стране появилась новая киностудия "Союздетфильм". В 1936 году ее переименовали просто в “Союзмультфилъм”. Поэтому 1936 год считается годом рождения киностудии "Союзмультфилъм". Именно там рождаются всеми нами любимые мультики.

Учитель: С чего же начинается, создание любого мультфильма?

– Да, с обычного чистого листа бумаги, который берет в руки сценарист, кладет перед собой и начинает писать сценарии /на доске пишется слове "сценарист"/.

– Кто из вас знает, что такое сценарии?

– Это содержание будущего фильма с подробным описанием действия, с указанием порядка и времени появления всех персонажей. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение. Но чаще всего это сказка.

– Сейчас мы с вами попробуем вместе написать маленькую сказку-сценарий. Вот некоторые советы, каким должен быть сценарий будущего фильма:

– Сценарий должен быть написан ярко и выразительно.

– Сценарий не должен быть скучным. В нем одна сцена должна сменять другую, все время должно что-то происходить.

– Помните, что мультипликация – страна особая, в ней животные и вещи разговаривают, а волшебный лес держит на своих плечах небосклон.

– Самое главное – ваш герой должен быть добрым, веселым, справедливым. Он борется со злом и всегда побеждает. Давайте попробуем, вот вам начало:

" Жила-была птичка-невеличка... /по цепочке каждая “парта” придумывает предложение/.

– Наш сценарий готов. Это только первый шаг на пути к фильму. После этого сценарий отдают в редакторский отдел, редактору, который читает его и определяет, годится он или нет /на доске пишется слово “редактор”/.

– Далее сценарий попадает к самому главному человеку в студии ... Правильно, к режиссеру. Он читает готовый сценарий, представляет, каким будет мультфильм. Но чтобы создать главных героев, режиссер обращается .... да, к художнику /на доске появляется запись “режиссер”, “художник”/.

И вот собираются все вместе: сценарист, режиссер и художник. У каждого свой герой. У одного большой, у другого маленький, пушистый или гладкий, веселый или грустный. И так они сидят, думают, спорят несколько дней или месяцев. И все это время рисуют. Да, трудная эта работа-создание героя. Давайте и мы создадим своего героя, ведь сценарий у нас есть.

– У всех вас получилась красивая птичка-невеличка. Главный герой нарисован, он милый и всем нравится, но он еще не умеет говорить. И режиссер приглашает .... актеров, которые будут озвучивать роли.

– Кого вы знаете из актеров, чьим голосом говорит ваш любимый герой? Разве можно представить Винни-Пуха без голоса Е.Леонова или кота Матроскина без О.Табакова, Волка из "Ну,погоди!" без А.Папанова? Показываются фотографии актеров.

– А кто озвучит нашу птичку?

– Какой же мультфильм без музыки? Кто нам нужен? Да, композитор, он пишет музыку веселую или грустную, создает настроение, предупреждает героев об опасности, радуется вместе с ними /на доске запись слова "композитор"/.

– Каких композиторов вы знаете, чья музыка звучит в мультфильмах? /Показывается фотография В.Шаинского и звучит его песня к м/ф "Чебурашка"/.

– Наконец наш герой научился говорить, но ему надо научиться бегать, прыгать, летать, одним словом, двигаться. Для этого приглашают художника-мультипликатора. Он рисует на бумаге героя, рисует каждое его движение, каждый момент /на доске запись соответствующего слова/. Если мультфильм идет всего 10 минут, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров – а значит, нарисовать более 14 тысяч рисунков. А ведь в мультфильме часто действуют одновременно несколько героев, и все они двигаются по-разному. За всю работу над фильмом делается около 60 тысяч рисунков.

– У нас тоже есть свой герой - птичка. Как же она полетит? Посмотрите! /Учитель показывает: на страницах тетради в уголке нарисована галочка-птичка в разных фазах полета и при быстром перелистывании создается ощущение, что она летит/.

Дети пробуют изобразить полет птички /галочки/ в своих блокнотах.

– После рисования главных персонажей мультфильма художник рисует фон-место, где происходит действие.

– Где происходит действие у нас? / В воздухе, на дереве/.

– Затем мультипликаторы накладывают на этот фон героя, но поскольку рисунок на бумаге, то они закрывают друг друга. Чтобы этого не произошло, персонажи рисуются на прозрачной пленке-целлулоид. Переносят героев с бумаги на целлулоид художники-контуровщики /делается запись на доске/.

Пока все наши рисунки были черно-белыми. Чтобы их раскрасить, контуры на целлулоиде отправляются в цех заливки, а фон – к художникам-фоновщикам /учитель записывает новые слова на доске/. Дети также раскрашивают своих героев, рисует фон.

– Наши герои готовы: они и говорят, и двигаются, и цветные. Что ж, поспешим к .... оператору. Оператор - это еще один волшебник. Что вы знаете о работе оператора?

Дети: Это человек, который снимает кадр за кадром.

Учитель: Все рисунки пронумерованы, оператор снимает их по порядку. Это огромный труд, но в результате мы получаем кинопленку, а на ней наш мультфильм. Вот и все.

– Посмотрите внимательно на доску. По ходу беседы мы записывали на ней слова главных волшебников мультипликации, но все слова разбросаны, давайте соединим их линиями в той последовательности, в которой работают создатели мультфильма.

Художник-фоновщик      Художник-постановщик

  Редактор        Актер

  Сценарист    Художник-контуровщик

Композитор

Художник-мультипликатор    Режиссер    Оператор

– Вот путь, по которому идет создание ваших любимых мультфильмов, над одним 10-минутном фильмом трудится творческий коллектив из 25-30 человек. Вся эта работа длится около 9 месяцев. И мы по праву можем всех этих людей назвать волшебниками страны мультипликации.

– Кого вы знаете из известных создателей мультфильмов?

Сценаристы:

  • Э.Успенский- "Чебурашка", "Трое из Простоквашино".
  • Г.Остер – "38 попугаев"
  • Б.Заходер – "Винни-Пух"
  • А.Курляндский, А.Хайт – "Ну,погоди!"
  • Ф.Хитрук – "Каникулы Бонифация"
  • В.Ливанов – "Бременские музыканты"

Режиссеры:

  • Л.К.Атаманов – "Снежная королева", "Аленький цветочек"
  • И.П.Иванов-Вано – "12 месяцев", "Конек-Гообунок"
  • Б.П.Дежкин – "Шайбу, шайбу!"
  • Р.В.Давыдов – “Маугли”
  • Р.А.Качанов – "Варежка", "Чебурашка"
  • И.А.Ковалевская – "Бременские музыканты"
  • Б.П.Степанцев – "Вовка в тридевятом царстве", "Малыш и Карлсон"
  • В.М.Котеночкин – "Ну,погоди!"

Художники:

  • Л.Шварцман – "Золотая Антилопа"
  • Л.Хачатрян – "Трое из Простоквашино"
  • А.Винокуров – "Илья Муромец"
  • Л.Савченко – "Возвращение блудного попугая"

В конце занятия можно провести конкурс на лучшего знатока мультфильмов, используя загадки, рисунки, фотографии кадров из фильмов.

Такое занятие можно провести в форме игры-путешествия по станциям страны Мульти-Пультии: изобразительная станция /о художниках/, театральная /о режиссерах и актерах/, музыкальная / о музыке, композиторах/.