Путешествие в страну мудрецов. Город твоих друзей

Разделы: Организация школьной библиотеки


ГОРОД ТВОИХ ДРУЗЕЙ ”

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. БЕСЕДА С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ: “ ДОМ, ГДЕ ЖИВУТ КНИГИ ”
  2. ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА НАШЕЙ СТРАНЫ.
  3. ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ.
  4. ЗАПИСЬ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

 “Здравствуйте. Это первое слово, которое мы говорим при встрече. Мы с вами встречаемся в первый раз, и я с большим удовольствием, от чистого сердца говорю вам:

– “Здравствуйте, наши будущие читатели!”

И хочу пригласить вас попутешествовать. Согласны? Куда же мы с вами направимся? В замечательный город.

Ребята, как вы думаете, можно ли не выходя из школы попасть в другой город? И что это за город, кто живёт в нем?

Удивительный, замечательный город, в котором живут ваши и мои друзья. И хотя этот город занимает почти такой же класс, как и ваш, здесь есть и свои кварталы, дома и улицы, есть адресный стол, больница и многое другое, как в настоящем городе. А народ, живущий в нём – сплошные мудрецы. Среди них нет ни одного, кто не мог бы не рассказать каждому из вас что-нибудь интересное и нужное, грустное или смешное, увлекательное и полезное. Чем бы каждый из вас не интересовался, здесь всегда найдутся интересные и поучительные собеседники.

Что же за город?

БИБЛИОТЕКА. А жители-мудрецы этого города- книги. И всё, что есть в городе – всё это существует для книг. Всё здесь сделано для того, чтобы книги жили в самых лучших условиях, не портились и приносили людям как можно больше пользы.

Ребята, как вы думаете, можно ли не вставая с места, не выходя из комнаты, без всякого волшебства попасть на необитаемый остров, где живёт Робинзон Крузо, увидеть, как старик неводом из морской глубины вытаскивает золотую рыбку? Оказывается можно. С помощью книги. Книга – окно в мир.

Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко- далеко: услышишь голоса тех, кто жил давным-давно. Обо всём на свете рассказывают книги. Вы можете побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, в морских и подземных глубинах, подняться к звёздам. Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей вас на полке.

Вы познакомились с Азбукой, учите буквы, складываете из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда вы откроете её. Протянешь руку, возьмёшь книгу с полки – и она заговорит о том, что тебе предстоит узнать. Книга радуется и печалится вместе с нами, она – надёжный друг, верный товарищ.

Друзья, библиотека – дом, где живут книги. Многие из вас уже знакомы с библиотеками. Даже в нашем небольшом городе их достаточно много. ( Тут уместно задать ребятам вопросы, какие они знают библиотеки нашего города, кто является читателями этих библиотек и пр.)

А еще 180 лет назад даже в нашей столице, в Москве, не было ни одной общественной библиотеки, куда мог бы обратиться каждый, кому понадобилась книга, которой у него нет.

Собственные, обширные библиотеки были только у очень богатых и знатных людей. Но этими книгами могли пользоваться только их владелец или его друзья.

Тот, кто хотел прочесть новую книгу, должен был либо купить её в книжной лавке, либо пройти в отдельную комнату при этой же лавке – “ кабинет для чтения ” – и получить за особую плату разрешение читать разложенные там на столах новые книги.

Между тем в Петербурге покрывалось плесенью богатейшее собрание книг и рукописей, некогда принадлежавшее богатому вельможе, графу Николаю Румянцеву, и после его смерти перешедшее государству.

Граф НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ РУМЯНЦЕВ был широкообразованным человеком, страстным любителем истории. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей. Умирая, Румянцев не оставил завещания. Но его друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным, открыть его, как он говорил, для “всеобщего пользования”. Поэтому его брат передал все коллекции и библиотеку государству.

Однако царские чиновники не очень заботились о том, чтобы старинные издания стали доступны читателю. Средств на содержание и пополнение библиотеки не отпускалось. Число посетителей год за годом уменьшалось, часто за весь день сюда не заходило ни одного человека. Книги и рукописи покрывались пылью, их точили мыши.

К счастью, директором Румянцевского музея вскоре был назначен один из виднейших русских писателей того времени, друг Пушкина, Владимир Федорович ОДОЕВСКИЙ. ( Можно напомнить ребятам, что он является автором знаменитой сказки, это даст им более понятное представление о личности Одоевского).

Понимая, что собранию редких книг и старинных рукописей грозит неизбежная гибель, Одоевский обратился в Комитет министров с предложением. Он просил разрешения перевезти все собранные Румянцевым книги в Москву, чтобы на их основе создать там публичную библиотеку, открытую для всех желающих.

Сначала ему отказали, ссылаясь на “недостаток средств”. Но Одоевский продолжал хлопотать, привлекая в помощники московских писателей и ученых.

Наконец, летом 1861 года началась перевозка книг, картин и коллекций, и в июле следующего года в Москве состоялось открытие “ Публичного Румянцевского музея”.

Нового здания для него не сооружали, а разместили в красивом доме с колоннами, построенном когда-то русским зодчим Василием Бажановым для богача Пашкова.

На фронтоне дома была сделана надпись из шестидесяти медных букв, привезенных из Петербурга вместе с книгами:

“ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА ГРАФА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ”

Так летом 1862 года в Москве впервые появилась библиотека, где каждый мог читать редкие и ценные книги.

Поначалу Румянцевская библиотека, как её стали называть москвичи, была, на наш нынешний взгляд, небольшой, и приходилось ей очень тяжело. За первый год работы не было приобретено ни одной новой книги. За 1864- всего одну, в следующем – 12, а затем 19. И только через 10 лет библиотека стала выписывать журналы.

С каждым годом читателей становилось всё больше и больше. Покупались новые книги, появлялись новые журналы. Открывались обширные читальные залы, строились новые помещения.

После Великой Октябрьской революции, Румянцевская библиотека постепенно становилась самой главной, самой большой библиотекой нашего государства.

И сейчас эта библиотека самая большая в нашей стране. А во всем мире есть ещё одна такая библиотека, в Америке. Все остальные библиотеки гораздо меньше.

Со всех концов нашей страны, в какой бы типографии ни печатался журнал или газета, обязательно издательство отправляет сигнальный экземпляр в Москву. Потому что есть строгий закон, все основные издания должны находиться в главной библиотеке страны.

Поэтому здесь есть почти все книги, выпущенные у нас в стране и до революции и после неё. Здесь можно найти издания, выпущенные и в других странах за те 500 с лишним лет, что существуют типографии. На полках этой библиотеки стоят книги на 180 различных языках. Здесь есть книги, написанные то руки переписчика, книги – великаны и книги-малютки.

Такая библиотека – национальная гордость российских людей.

Ребята, вы сегодня узнали про главную библиотеку нашей страны.

А теперь я приглашаю вас познакомиться с нашей, школьной библиотекой.

Пусть её размеры совсем невелики, и книг у нас, безусловно, намного меньше. Но могу вас заверить, что ждут вас с нетерпением верные друзья-книги.

Приглашаем учеников пройти в школьную библиотеку. Знакомим их с расстановкой фонда, с периодическими изданиями, которыми располагает библиотека.

Желательно подготовить и оформить книжную выставку “ Книга – чудесный товарищ детей”, “ Эти книги любят все” с красочными изданиями и предложить ученикам подобрать литературу, для них интересную.

Вкратце ознакомить детей с основными правилами пользования школьной библиотекой, о сроках пользования книгами и правилами их выдачи на дом.

Торжественно принять ребят в читатели библиотеки и завести индивидуальные формуляры.

Важным моментом в уроке является количество новой информации, главное чтобы дети не получили её слишком много. Для этого основные правила пользования библиотекой можно красочно оформить в виде обращения книги к своему новому читателю:

Здравствуй дорогой друг, я очень рада, что сегодня, когда ты стал читателем библиотеки, ты выбрал именно меня. Я очень благодарна тебе за это .От имени всех книжек мира я обращаюсь к тебе с просьбой :

БЕРЕГИ МЕНЯ, ОБРАЩАЙСЯ СО МНОЮ АККУРАТНО.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СЕСТЬ ЗА ЧТЕНИЕ ВЫМОЙ РУКИ, НЕ ПАЧКАЙ МОИ СТРАНИЧКИ.

НЕ ЗАГИБАЙ УГОЛКОВ.

НЕ КЛАДИ В СЕРЕДИНУ КАРАНДАШ, ОТ ЭТОГО ПОРТИТСЯ МОЙ КРАСИВЫЙ ПЕРЕПЛЕТ.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ВОЗВРАЩАЙ МЕНЯ В БИБЛИОТЕКУ ВОВРЕМЯ, НЕ ДЕРЖИ МЕНЯ ПОНАПРАСНУ У СЕБЯ, Я ПРИНЕСУ ПОЛЬЗУ И ДРУГИМ РЕБЯТАМ

И Я НАВСЕГДА ОСТАНУСЬ ТВОИМ САМЫМ ВЕРНЫМ ДРУГОМ И ПОМОЩНИКОМ.

Удачи тебе, ЧИТАТЕЛЬ.

Памятка передается читателям в память о проведенном уроке.

Убеждена в полезности и необходимости подобного мероприятия.

Чем больше работаю с детьми, тем больше утверждаюсь в своём убеждении. Очень часто в памяти уже взрослых учеников остается именно первая встреча со школьной библиотекой.

И важно, чтобы урок прошёл на эмоциональном подъёме, с творческим окрасом.

Главная задача в работе школьных библиотекарей – привить читателям навыки пользования библиотечными фондами, умению работать со справочно-информационным аппаратом библиотек в целом. И если ученик младших классов с удовольствием приходит в библиотеку школы, испытывая при этом радость от общения с книгой, то в средних и старших классах он охотно познакомится и с каталогами, указателями и прочими информационными средствами. А следовательно и в старшем возрасте его навыки в обращении с изданиями значительно облегчат процесс воспитания и самообразования .

Список литературы

  1. Смирнов А.П., Библиотечная работа в школе – Москва, Просвещение, 1981
  2. Дорохов А.А., Город твоих друзей – Москва, Школьная библиотека №8, 2003