Является ли «Неоконченная симфония» Шуберта неоконченной?

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Как рассказать 11 – 14 летним ученикам о романтизме в музыке? Я предлагаю ученикам воссоздать романтическую картину мира через анализ каждой музыкальной мысли на примере «Неоконченной симфонии». Первый такой урок был проведён в РДШИ г. Певека в мае 2002 г. Полагаю, что эта идея будет интересна и преподавателям общеобразовательной школы. Урок можно адаптировать, упростив текст и освободившись от излишней музыковедческой терминологии.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ?

Эпиграф: «Романтизм – это душа»
В. Жуковский.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос.

2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи».

3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.

  • Портреты композиторов-романтиков.

  • Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.

  • Выставка нотных изданий его произведений.

  • Симфония си минор Шуберта в грамзаписи,

  • Нотные хрестоматии.

НА ДОСКЕ закрытая шторой таблица. Столбцы таблицы открываются поочередно, после характеристики каждой темы учениками.

Первая часть

Вторая часть

Тема вступления

Главная партия

Побочная партия

Первая тема

Вторая тема

Сумрачная

Задушевная

Светлая

Созерцательная

Печальная

Затаенная

Элегичная

Успокоительная

Тревожная

Нежная

Приветливая

Возвышенная

Просветленная

Проникновенная

Грустная

Таинственный колорит

Тихая

Лиричная

Лиричная

Лиричная

Лиричная

Задумчивая

"Печальная отрешенность"

Мечтательная

Песенная

Песенная

Песенно-танцевальная

"Легкое дыхание природы

"Мир поэтических грёз"

В таблице выделены шрифтом выразительные словосочетания: "лёгкое дыхание природы", "мир поэтических грёз", "таинственный колорит".

Ниже – понятия, термины, на которых следует остановить внимание: декламация, красочное сопоставление тональностей, терцовые ладотональные сочетания, созерцательный, «вечный» вопрос, романтический образ мира, романтический герой. На верхней части доски записаны тема урока и эпиграф. По ходу урока обращаюсь к этим записям, некоторые из них ученики переносят в тетради. Урок ведётся в форме непринуждённой беседы.

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Повторение темы «Песни» Шуберта. (Повтор темы прошлого урока в разработке опускается, используются только выводы: черты главного героя вокального творчества). История создания произведения.

  1. Прослушивание фрагментов симфонии: основные темы первой части, 1-ой и 2-ой тем второй части.
  2. Проигрывание на фортепиано тем симфонии с устным анализом содержания и формы, ведущим к выводу о том, что Шуберт воплотил в своём произведении образ романтической личности.
  3. Очень важна трактовка темы вступления как основного философского вопроса: быть или не быть; в чём смысл бытия? Вопрос, на который необходимо найти ответ, поясняя развитие образной сферы в этом направлении.
  4. Романтический образ мира в музыке Шуберта. (На предыдущем уроке анализировались и записывались на доске черты романтической личности в песенных произведениях Шуберта.)
  5. Является ли симфония Шуберта незаконченным произведением – вопрос, на который мы ответим в конце урока.

КОНСПЕКТ УРОКА

Вступительное слово.

Учитель: На прошлом уроке, анализируя вокальное творчество Шуберта, мы пришли к выводу о том, что лирический герой его песен обладает следующими чертами:

  1. Простой, скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
  2. Он несчастен и одинок. Единственным его другом является природа.
  3. Любит природу, восхищён её красотой.

Сегодня вы познакомитесь с симфонией си минор Франца Шуберта. Вы уже знаете, что Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. Мы вместе будем искать ответ на вопрос: «Что характерно для романтического героя данного произведения?». Это поможет вам глубже осмыслить понятие «музыкальный романтизм».

Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта.

Вопросы: вспомним, что такое сонатно-симфонический цикл? Сколько частей в симфонии? В какой форме пишется 1-я часть? Тональное соотношение тем? Коротко охарактеризуйте части классического сонатного цикла. (Эти вопросы можно пропустить и сразу перейти к прослушиванию и анализу).

Прослушиваются темы первой части.

Тема вступления, главная партия, побочная партия в экспозиции, разработка, конец 1-й части.

Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления?

Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, в тональности си минор, имеет песенный характер.

Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?

Ученик.: Вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво, незаконченно). В симфонии Гайдна тоже было вступление…

Учитель: Но оно играло другую роль. Оттеняло музыку жизнерадостного АЛЛЕГРО. А здесь? Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: "Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие". Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам.

Ученик: Главная партия звучит у гобоя с кларнетом. Задушевная, нежная, лирическая, песенная. Тональность си минор. Побочная партия – светлая, радостная, песенно-танцевальная. Тональность соль мажор - тональность V ступени.

Учитель: Типичное для романтиков красочное сопоставление тональностей. Обе темы сопоставляются, но не сталкиваются. На чём основано развитие в разработке?

Ученик: Разработка основана на теме вступления. Звучит мощно, напряжённо, драматично.

Учитель: Резкие смены силы звука, пульсирующий фон, на гребне кульминации вступают тромбоны. В коде снова настойчиво звучит тема вступления, таким образом, последнее слово за ней. Давайте подытожим. Есть ли ответ на поставленный во вступлении вопрос? Есть ли выход из создавшейся психологической (драматической) ситуации?

Ученик: Ответа нет.

Учитель: Возможно, он будет в дальнейшем.

Звучит музыка второй части.

Ученик: В её основе две темы. 1-я тема – печальная, неторопливая, лиричная, в тональности ми мажор. «Лёгкое дыхание природы» - так охарактеризовала эту тему В.Галацкая (музыковед). 2-я тема – тихая, мечтательная, лирическая (до диез минор). Она (как и первая) песенна.

Учитель: После пережитых волнений требуется отдых. По мнению В. Брянцевой "вторая часть как бы переносит в мир поэтических грёз, завораживающих волшебных сновидений". Воплотил ли Шуберт в симфонии черты романтической личности? Какие?

Ученик: Лирический герой – тонкая, глубоко чувствующая личность…

Учитель: которая сталкивается с материальным миром. Какой же выход из создавшейся ситуации нашёл лирический герой Шуберта?

Ученик: В природе и грёзах он находит прибежище от мира зла и несчастий.

Учитель: Согласны ли вы с действиями и мыслями романтического героя?

Ученик: Не всегда.

Учитель: Есть ли во 2-й части ответ, на поставленный в начале урока вопрос?

Ученик: Да. Лирический герой симфонии нашёл свой идеал в природе…

Учитель: то есть в мире духовном. На основе нашего совместного исследования я позволю себе сделать вывод о романтическом образе мира. Главная идея искусства, в том числе и романтического – человек и мир, их отношения. В образе романтического героя предстаёт человек простой по происхождению, глубоко чувствующий жизнь, стремящийся передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний. Не случайно возникновение в различных вариантах «звучащей биографии», своего рода симфонический, вокально-песенный или фортопианный дневник. Мир кажется романтикам двойственным: материальным, вместе с тем, одухотворённым. Материальное бытие – источник зла и несчастий, поэтому романтическая личность устремляется в мир духовный. Возникает противоречие между идеалом и действительностью. Главная тема Романтизма – романтический герой и его конфликт со средой. Прибежищем от бед цивилизации стала природа, исцеляющая мятущуюся душу человека. В связи с вышесказанным, можно ли считать симфонию неоконченной?

Ученик: (Обычно дают противоположные ответы, то есть, и да, и нет). А вы как считаете?

Учитель: На мой взгляд, романтическая картина мира в нём отражена довольно полно. Сохранились наброски 3 части, но почему-то автор их не опубликовал. Может быть, он так и задумал своё произведение, считая его самодостаточным? Шуберт не оставил нам точного ответа. А наше исследование лишь подтверждает мысль о множественности смыслов и трактовок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран.
  2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.
  3. Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка IXX века.
  4. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран.