Урок внеклассного чтения в 3-м классе "Знакомство с творчеством А.В. Дорохова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

– Познакомить учащихся с творчеством писателя-земляка А.В.Дорохова; воспитывать чувство любви к родному краю и его природе на примере произведений А.В.Дорохова.
– Развивать устную и письменную речь учащихся.
– Совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения: умение составлять аннотацию, рецензию, производить пересказ текста по опорным словам.
– Воспитывать внимание к слову художественного произведения.
– Прививать навыки самостоятельного творческого мышления.
– Формировать положительную мотивацию к учёбе.

Оборудование:

– портрет А.В.Дорохова;
– стенд с фотографиями из домашнего альбома писателя;
– выставка книг А.В.Дорохова;
– книга “На лесной опушке” на каждого ученика;
– аннотации и рецензии к произведениям писателя;
– pабочий лист на каждого ученика;
– сигнальные кружки для самооценки;
– магнитофонная запись обращения А.В.Дорохова к ребятам.

Материалы к уроку:

– А.Дорохов. Длинными дорогами. Сергиев Посад, 2001.
– А.Дорохов. Радости жизни. Сергиев Посад, 2002.
– А.Дорохов. Музыка детства. Сергиев Посад, 1996.
– А.Дорохов. На лесной опушке. Сергиев Посад, 1998.

Пояснения к рабочим моментам урока.

Заранее ученики были распределены по группам с учетом индивидуальных способностей и желания детей. Ребята из группы “Знатоки” получили домашнее задание прочитать несколько рассказов А.В.Дорохова и составить аннотацию к одному из них (Рис. 1). Ученики из группы “Критики” написали рецензию (Рис. 2) к наиболее интересному, с их точки зрения, рассказу.

Рисунок 1

Рисунок 2

На уроке представители групп “защищали” свои проекты.

Работала ещё одна группа – “Читатели”. Они подготовили презентацию новой книги А.В.Дорохова, а также чтение прозы наизусть.

В течение урока все учащиеся заполняли рабочий лист (Рис. 3).

Рисунок 3

Оценку своей работы на уроки дети поставили сигнальными кружками.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. .

М. Пришвин

– Редким даром “открывать и показывать” сокровища природы обладает писатель, наш земляк Алексей Васильевич Дорохов.

Тема нашего урока: “Знакомство с творчеством писателя А.В.Дорохова”.

– Посмотрите на портрет писателя. Каким кажется вам изображенный здесь человек? (Запись нескольких слов на рабочий лист, задание 1).

– Перед вами портрет доброго, внимательного, мудрого человека. Он прожил большую жизнь.

Родился А.В.Дорохов 18 марта 1921 года в селе Алешковичи, что недалеко от города Брянска.

Село находилось у самого леса. Рядом были бесконечные поля, красивые луга. Сельские ребятишки любили играть в прятки в высокой, выше их роста, луговой траве. Маленькому Алёше (ему было 3 года) на шею вешали звонкий колокольчик, чтобы он не потерялся. Однажды Алёша оказался у самого леса. Вдруг он увидел, что какая-то серая лохматая собака несёт в зубах ягненка. Малыш замахнулся и закричал: “Отдай! Брось!”. Волк (а это был он!) не обратил внимания на ребенка, зато на крик Алёши и звон колокольчика прибежали старшие братья, успокоили мальчика и увели домой.

Писатель А.В.Дорохов вспоминал позже, что вот таким образом он встретился с живой природой и понял, что окружающий мир необходимо изучать.

Это удивительно, ребята, как писатель умеет видеть неповторимое, прекрасное в самых обычных явлениях природы, с какой любовью он пишет о “братьях наших меньших” и о людях нашего подмосковного края!

– Вы прочитали несколько рассказов А.В.Дорохова. Определите тему его произведений, запишите на рабочий лист.

– Какое настроение возникало у вас при чтении произведений писателя? (Запись на рабочий лист.)

– Обобщим сказанное. Что вы узнали о жизни А.В.Дорохова и его творчестве? (Ученики рассказывают, используя записи на рабочем листе.)

III. Знакомство с произведениями А.В.Дорохова

– Ребята из групп готовы поделиться с вами впечатлениями от прочитанных рассказов.

Ребята –“Знатоки” подготовили аннотации. (3–4 представителя из группы “защищают” свой проект-аннотацию.)

“Критики” составили рецензию. (3-4 выступления.)

– Каково ваше впечатление от услышанных сообщений? Какие рассказы привлекли ваше внимание? Какие захотелось прочитать?

IV. Презентация новой книги

– Вы уже знакомы с героями книги А.В.Дорохова “Музыка детства”. Сейчас – презентация новой книги автора. Её проводит группа “Читатели”.

Представляем вам сборник рассказов “Радости жизни”, который вышел из печати в 2002 году. В нём писатель продолжает разговор о подмосковной природе, о людях нашего края.

Ваше внимание, несомненно, привлекут рассказы “Отважный воробей”, “Белое чудо”, “О чём шептались деревья”, “Приманка” и другие, повествующие о маленьких тайнах природы.

Вам интересно будет взглянуть на фотографии из семейного архива А.В.Дорохова, помещённые в книге.

Рады также сообщить, что в издательстве уже подготовлена к печати книга “Алёшкино детство”. Надеемся, что рассказы и рисунки из этой книги вам понравятся, вы с удовольствием прочтёте о том, как проходило детство уже знакомого вам мальчика Алёши.

V. Чтение-рассматривание книги А.В.Дорохова “На лесной опушке”

– Сегодня мы познакомимся с книгой писателя “На лесной опушке”.

Рассмотрим книгу.

1. О чём рассказывает обложка?
2. На титульном листе найдите выходные данные, сделайте сообщение о книге.
3. Чьё обращение вы видите в предисловии? С какими словами обращается к вам, читателям, Юрий Любопытнов, друг и коллега А.В.Дорохова?

Эта книга будет интересна тем, кто бережно относится к природе, кто хочет постичь некоторые её тайны.

“Читатели” приготовили для вас чтение прозы наизусть: рассказы “Обманщица”, “Храбрый кузнечик”, “Кот-рыболов”. (Дети читают наизусть; после чтения каждого рассказа следует задать классу вопросы по содержанию.)

– Найдите в оглавлении рассказ “Лосево лекарство”, откройте нужную страницу. (Чтение вслух “цепочкой” по абзацам выполняет группа “Читатели”.)

– Вопросы к классу:

1. О каком лекарстве узнали?
2. Какова главная мысль рассказа?
3. Прочитайте, что дед Фёдор сказал внуку о лекарстве.
4. А вы встречали это лекарство в лесу? Как поступали?
5. Какой запрещающий знак вам хотелось бы поставить в лесу для грибников после чтения рассказа? (Словесное рисование запрещающего знака.)

– Предлагаю разгадать кроссворд, составленный по рассказу “Лосево лекарство”. (Самостоятельное разгадывание кроссворда, затем – проверка. См. задание II на рис. 3).

VI. Домашнее задание

– Прочитайте остальные рассказы из книги А.В.Дорохова “На лесной опушке”; нарисуйте запрещающий знак по тексту любого рассказа на тему: “Защитим природу”.

VII. Обобщение. Мини-сочинение

– Мы видим, ребята, как трепетно писатель относится к природе. Его произведения учат любить природу, беречь её.

Несомненно, многие рассказы А.В.Дорохова понравились вам. Поделитесь своим мнением о творчестве нашего талантливого земляка. Напишите мини-сочинение по вопросам:

1. Что узнали о творчестве А.В.Дорохова?
2. О чём (о ком) писал автор?
3. Чему тебя научили рассказы писателя?

(Дети пишут мини-сочинение на рабочем листе, задание III; зачитывают вслух несколько работ; выставляют себе оценку сигнальными кружками.)

VIII. Заключение

– Послушайте магнитофонную запись обращения писателя к вам, ребята.

Дорогие ребята!

Очень рад, что вам нравятся мои книги, что вашу душу тронули судьбы их героев.

С большой любовью я пишу рассказы о нашей родной подмосковной природе, которую я бесконечно люблю с самых юных лет.

Полюбите и вы родную природу всем сердцем! Изучайте её, и она откроет вам свои малые и большие тайны, научит видеть и понимать красоту окружающего мира и нашего родного Подмосковья.

Природа нуждается в вашей защите. Оберегайте и умножайте её богатство!

Искренне желаю вам, дорогие ребята, успехов во всём: в учёбе, в жизни.

Ваш Алексей Васильевич Дорохов,
член Союза журналистов России,
заслуженный работник культуры РСФСР, писатель

– Благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Желаю вам быть настоящими хозяевами природы, её защитниками и исследователями. Изучайте тайны природы, учитесь видеть вокруг себя её красоту.

Урок окончен