Я познаю мир

Разделы: Биология


Цель урока: опираясь на субъективный опыт учащихся, формировать у них новые знания о способах восприятия мира, познавая индивидуальные особенности ведущих каналов восприятия информации через взаимопроверку и индивидуальный опыт.

Оборудование: нарисованная таблица “Углеводы”, глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза(веточка растения), плакат “Нарисованный глаз со стрелками глазо-двигательных реакций”, маленькие карточки(копии плаката) по количеству пар учащихся.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: каждый день на уроках вы получаете большой объем информации и перерабатываете его. Как лучше запоминается этот материал? Поделитесь опытом!

Делаем вывод из ваших высказываний: кто-то легко запоминает лишь только прослушав материал, другой, если прочитает, кому-то легче, если еще проговорит материал вслух, а кто-то - если составит конспект, нарисует схемы и т.д. Вот здесь и кроется тайна познания – почему одному нужно только прочитать, другому еще и просмотреть, а третьему еще и записать информацию, чтобы запомнить. Значит, существуют индивидуальные особенности восприятия и переработки поступающей информации. И наша задача - выяснить ведущие каналы восприятия каждого и найти самому себе путь для облегчения запоминания материала.

Основная часть урока:

А. Итак, слушаем отрывок:

Углеводы представляют собой сложные органические соединения, в их состав входят атомы углерода, водорода, кислорода.
Различают простые и сложные углеводы. Простые углеводы называют мо- носахаридами. Из двух моносахаридов образуется дисахарид, из многих полисахарид.
Моносахариды - бесцветные вещества, хорошо растворимые в воде, сладкие на вкус. Самые распространенные моносахариды - глюкоза, фруктоза.
У ди- ,трисахаридов растворимость и сладкий вкус уменьшается, к ним относятся свекловичный, тростниковый, молочный сахара.
Полисахариды безвкусны, не растворяются в воде. Это распространенные в природе крахмал у растений, гликоген, клетчатка(или целлюлоза). Древесина–почти чистая целлюлоза.
- Кто попробует как можно ближе к тексту пересказать прочитанное? (Спросить 2-х человек по желанию.)
А теперь, развертывая рулон-таблицу “Углеводы”, видим зрительно, услышанную информацию и еще попробуем пересказать тот же материал по таблице.

- Как легче запоминается материал - когда он услышан, увиден или в сочетании друг с другом?(Идет анализ ответов самими учащимся.)

Б. Группа из 3-х учащихся проверяет практически растворимость углеводов на степень растворимости:

- глюкоза
- сахар
- крахмал
- целлюлоза

Делают вывод и отвечают на вопрос: улучшается ли запоминание новой информации, если она подкрепляется еще практически – можно не только услышать, увидеть, но и “потрогать руками”?

В. Группа из 3-х учащихся проверяет углеводы на вкус, с усложнением строения - происходит исчезновение степени сладкого вкуса:

- глюкоза
- сахар
- крахмал
- целлюлоза

Делают вывод и отвечают на сходный выше вопрос. То же самое исследуют через осязание.

Вопросы к проделанной работе:

1. Через какие органы чувств вы восприняли новую информацию?
2. Через какие каналы легче было запомнить эту информацию?
3. Как вы думаете, почему одному легче запоминать информацию через органы слуха, другому через органы зрения, а третьему, через ощущения?

Делается вывод о преобладании какого-то из органов чувств, т.е. ведущем канале восприятия информации.
Итак, люди по восприятию делятся на 3 группы: аудиалы, визуалы, кинестетики.

Г. Существует множество методик определения ведущих каналов восприятия человека: т.е. изучение внутренних процессов индивида, которые прослеживаются через движения, речь и т. д.

Познакомимся с методикой определения ведущего канала по глазодвигательным реакциям, наблюдая за движениями глаз. Свою речь человек постоянно сопровождает движениям глазных яблок, такие движения получили название “паттерны”.(Записать: “Паттерны” - движение глазных яблок, сопровождающих речь человека.) Исследователь визуально оценивает движения глаз при ответах испытуемых на специально подобранные вопрсы. Вопросы должны быть аудиально, визуально, кинестетически ориентированы. Поможет отслеживать и оценивать взгляд плакат.

Правила работы с плакатом:

(Самостоятельная работа в паре или небольших группах)

- исследователь должен уловить движения глаз до того, как испытуемый даст ответ;
- если перед тем, как ответить на вопрос, тестируемый обратил свой взгляд вверх и влево – он увидел внутреннюю картину – визуал(это им говорят -“там на потолке ничего не написано” - для них - “написано”!);
- если исследователь заметил, что глаза испытуемого движутся по горизонтали или в левый нижний угол, - то значит, он прежде всего услышал внутренне то, о чем идет речь – аудиал;
- если взгляд оказался скошенным вправо и вниз, значит он постарался вызвать в своей памяти ощущения – кинестетик;
- расфокусирование взгляда и его неподвижность говорят о процессе визуального оценивания;
- если не получена реакция, необходимо задать более сложный вопрос.

Для примера вызвать по желанию учащегося к доске, задать вопрос и пронаблюдать.

Д. Работа в парах – пробуем определять каналы восприятия по глазодвигательным реакциям друг у друга, используя карточки –копии плаката и карточки- опросники.

Карточки – опросники:

  1. Как японцы называют искусство выращивания миниатюрных деревьев?
  2. Какой вкус у безе?
  3. Из чего состоит снежинка?
  4. Ржавое железо легче или тяжелее обычного?
  1. Как называется главная площадь г.Санкт-Петербурга?
  2. Каким вкусом обладает фанта?
  3. Какие острова южнее - Курильские или Японские?
  4. Какой цвет четвертый по счету у радуги?
  1. В каком лесу нет листьев?
  2. Какая болезнь получила название по виду зерна?
  3. Какую функцию выполняет головной мозг?
  4. Для чего нужна слюна?
  1. Что такое “попкорн”?
  2. Что изготавливают из хлопка для медицинских целей?
  3. Какой последний цвет у радуги?
  4. Как звали главного героя повести “Шинель”?
  1. Чем отличаются щи от борща?
  2. С укусом каких животных сравним медицинский укол?
  3. Что такое “падающая звезда”?
  4. Что держит в левой руке Илья Муромец на картине “Три богатыря”?
  1. Каким вкусом обладают китайские приправы, прилагаемые к лапше?
  2. Что больше - скрипка или контрабас?
  3. Почему крестец состоит из сросшихся позвонков?
  4. С чем сравнивают зубную боль?
  1. Как звали собаку Малыша из книги о Малыше и Карлсоне?
  2. Какой специфический запах объединяет кондитерский и кулинарный отдел?
  3. Что из себя представляет юрта?
  4. Сколько основных цветов в карандашах?

(Карточек с вопросами может быть неограниченное количество, в зависимости от количества учащихся).

Итак, осмыслим и обобщим проделанные исследования. Учащиеся делают выводы о том, что у каждого человека могут проявляться разные глазодвигательные реакции, но какие – то, явно преобладающие - что говорит о ведущих каналах восприятия информации, а значит и об особенностях мышления человека.

Выводы по уроку должны сделать сами учащиеся и подкорректированы учителем:

- для успешной переработки полученного материала, необходимо подключать все каналы восприятия информации;
- использование таблиц и схем – упрощает и ускоряет процесс усвоения знаний, позволяет увеличить объем изучаемого материала.
- логически построенный материал легче запоминается, дольше сохраняется в памяти, быстрее воспроизводится.

Домашнее задание: написать слуховые, зрительные, осязательные ощущения, связанные со словами: море, котенок, звон колоколов, мелодия, лицо учителя(можно другие слова).
Подведение итогов и выставление оценок.

Литература:

1. Гарри Алдер. НЛП. Современные психотехнологии. Санкт – Петербург.:Питер,2001