Проблема воспитания и воспитанности в произведении Д.И. Фонвизина "Недоросль". Урок литературы в 9-м классе

Разделы: Литература


Цель урока:

Рассмотреть систему воспитательного процесса в комедии Д.И Фонвизина “Недоросль”. Определить уровень воспитанности Митрофана в сравнении с собой.

Задачи урока:

Определить круг педагогических терминов (воспитание, образование, перевоспитание, воспитанность, самовоспитание).

Рассмотреть систему воспитательного процесса.

Определить и сравнить уровень воспитанности Митрофана и себя.

Уметь логично, ярко и красиво выстраивать свои мысли, чувства; обобщать, систематизировать.

Технические средства:

Выставка книг, доска, тесты, портрет Д.И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина, русский толковый словарь, карета.

Ход урока:

Воспитание начинается с колыбели.

В.А. Жуковский.

 

Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке ещё раз остановимся на комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Раскроем сущность ещё одной проблемы, затронутой в этом произведении, но вот какой? Это предстоит определить вам самим, исходя из смысла тех высказываний которые говорят разные герои комедии.

Кто произносит приведенные ниже высказывания?

“Не хочу учиться, хочу жениться?” (Митрофан)

“Вот злонравия достойные плоды!” (Стародум)

“Я друг честных людей. Это чувство вкорено в моё воспитание” (Стародум)

“Без наук люди живут и жили.” (Простакова)

“Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.” (Стародум)

“Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться.” (Софья)

 

Круг какой проблемы очерчивают эти высказывания? (Воспитание)

Именно воспитание станет сегодня темой нашего урока, а точнее: (запись темы урока)

Проблема воспитания и воспитанности в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”

С проблемой воспитания связан ряд педагогических терминов, о которых мы тоже будем сегодня говорить:

Воспитание

Воспитанность

Самовоспитанность

Перевоспитанность

Образование

Как вы понимаете термин воспитание? (Уточнение по толковому словарю)

(-целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе).

Выпишем словочетание - целенаправленность и разобьем по составу: т.е. воспитание имеет цель и должно быть направленно! Куда? (На получение какого-то результата).

Схематично это можно изобразить так:

Цель воспитания Результат воспитания

Но чтобы от цели придти к результату, необходимо предпринимать какие-то действия.

- Как вы думаете, чтобы воспитать человека, кроме цели, что ещё необходимо перед собой поставить, создать? (Задачи – программа их реализации – обеспечить процесс воспитания) (работа со схемой).

Как вы думаете, как может реализоваться процесс воспитания? (Где? кто воспитывается?)

Воспитание – это процесс односторонний или двусторонний? (Взаимодействующий)

Итак, скажите, пожалуйста, на кого направленно воспитание в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”? (Митрофан).

Как протекает этот процесс воспитания в I и II действии комедии? (Семья, окружение. Дети дают характеристику обществу (миру) Простаковых, Скотининых, Митрофана)

В то время, как нам Д.И.Фонвизин изображает мир дворянства конца XVIII в. где то там, из Москвы едет (на стену вывешивается карета) за своей племянницей Софьей Стародум, чтобы “…от таких-то животных пришел я освободить…”. У Стародума, воспитанного отцом, служившим ещё Петру Великому, свой взгляд на воспитание, своё видение цели воспитываемых качеств и моральных истин.

Попав в мир Простаковых, Стародум в первых же явлениях видит как осуществляется воспитание и образование недоросля в это семье: (театральная постановка, действие 4 явление VIII)

Итак, воспитание Митрофана осуществляется в особом мире, с особым укладом, своим ценностями и жизненными ориентирами. Такое воспитание, по мнению Стародума дало “достойные плоды”.

Но какое же оно? Давайте приведем в систему процесс воспитания недоросля-Митрофана и представление о воспитании Стародума по плану с учетом домашнего задания (составление цитатного плана):

Цели воспитания

Программа воспитания (систематическая, случайная)

Процесс воспитания

Результат воспитания

Дальнейшая работа (перевоспитание, самовоспитание)

(учащиеся работают в группах, систематизируя домашнее задание)

Прослушивание сообщений.

Как вы думаете, для кого из героев подходят следующие педагогические термины: перевоспитание и самовоспитание?

Но прежде чем перевоспитывать Митрофана (а это возможно с точки зрения А.С. Макаренко, который говорил, что любого ребенка можно перевоспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия) давайте определим уровень его воспитанности в семье на данном этапе, как определяли его ваши родители у вас.

(Понимание термина, перевоспитанность – словарь)

Работа с тестом. Определение уровня воспитанности Митрофана и сравнение его с уровнем воспитанности класса в %.

Ф.И.О.________________________________

Программа наблюдения, анализа и оценка воспитанности детей в семье.

1. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

    1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
    2. Часто непослушен и неисполнителен.
    3. Не всегда исполнителен и послушен.
    4. Всегда исполнителен и послушен.

2. Каково поведение ребенка дома?

    1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.
    2. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует.
    3. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
    4. Всегда хорошо.

3. Отношение к родителям и близким.

    1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
    2. Часто грубит, эгоистичен.
    3. Не всегда отзывчив и заботливый.
    4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

4. Насколько ребенок трудолюбив?

    1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.
    2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
    3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручили.
    4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

5. Насколько прост и скромен в отношениях с родными и близкими.

    1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
    2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
    3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
    4. Всегда прост и скромен.

6. Критичен ли по отношению к другим людям?

    1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.
    2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.
    3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
    4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

7. Проявляет ли самокритичность?

    1. Озабоченно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.
    2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
    3. Не всегда исправляется после критических замечаний.
    4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

8. Как относится к учению дома?

    1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.
    2. Ленится выполнять домашнее задание, требует постоянного контроля.
    3. Не всегда добросовестно готовит домашнее задание.
    4. Ответственно и добросовестно готовит домашнее задание.

9. Как относится к общественным поручениям?

    1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.
    2. Чаще всего общественную работу выполняет безответственно. Требует постоянного контроля.
    3. Не всегда проявляет желание выполнять поручения.
    4. Охотно выполняет поручения.

10. Какого отношение ребенка к своему классу, школе?

    1. Не любит свой класс школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
    2. Равнодушен к делам класса, школы.
    3. Любит класс и школу и всегда подкрепляет это делами.
    4. Любит свой класс и школу, всегда подкрепляет это делами.

*Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1,50 – указанные качества не проявляются; от 1,50 до 2,5 - указанные качества проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 - проявляются; от 3,5 – 4 - проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируют, а полученную сумму делят на 10.

Итак, подводя итог нашему уроку, что нового вы изучили для себя, о себе? Что примем к сведению? Хочется верить, что комедия Д.И.Фонвизина и наш урок имели бы на вас такое же влияние, как на младшего современника драматурга Алексея Ивановича Оленина.

Просмотр видеозаписи о впечатлениях младшего современника Д.И.Фонвизин от комедии “Недоросль”.

И когда, вам наверняка, будет близко и родно триединство:

СО

переживание страдание чувствие

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Составить проект (по выбору):

Перевоспитание отрицательного своего качества.

Перевоспитание качества недоросля-Митрофана.

Подготовиться к сочинению по темам:

“Три закона”

“Образование и воспитание”