Эффективные формы работы с родителями

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


  1. Сотрудничество педагогов и родителей.
  2. Программа курса “Родительско–детские отношения”.
  3. Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей.
  4. Программа “Интеллектуальная семья”.
  5. О лицее, себе и семье.

Введение

Перемены, происходящие в нашей сегодняшней жизни, касаются не только взрослых, они напрямую затрагивают и детей. У государства не хватает средств на материальное обеспечение образовательных учреждений. Некоторые учителя считают, что школа должна только обучать, а внеурочные воспитательные дела не нужны. У родителей же просто не хватает сил, времени, знаний, умений, – они заняты проблемами, связанными с работой, материальным обеспечением семьи, личными неурядицами.

И если в образовательных учреждениях сейчас проходит период “безвременья”, и появляются интересные разнообразные формы организации ученического самоуправления, привлекательные, содержательные виды внеурочной деятельности, то родители, по–прежнему, ссылаются на свою занятость и все более возрастающие проблемы, якобы не позволяющие им заниматься воспитанием своих детей. Семейные конфликты обостряются. В стране совсем слабая нормативно–правовая база в отношении обязанностей и ответственности родителей за воспитание свои детей.

Мы в МОУ “Лицей” г. Междуреченска убеждены, что работе с родителями необходимо уделять особое внимание, нам нужно находить новые активные формы совместной деятельности.

Положительный опыт работы в этом направлении мы и предоставляем вашему вниманию.

  1. Сотрудничество педагогов и родителей.

Конечная воспитательная цель родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни. Педагоги образовательного учреждения ставят ту же цель, только несколько иначе ее формулируя. Достижение цели возможно только совместными усилиями.

Формы и методы сотрудничества:

  1. Посещение семьи ученика.
  2. Индивидуальные беседы.
  3. Собрания родителей:
  • психолого–педагогический всеобуч родителей;
  • общие собрания родителей и учащихся, различные формы их проведения – диспут, дискуссия, интеллектуальный брейн–ринг, ролевые и деловые игры, праздники (традиционные, семейные).

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества [1]:

  1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
  2. Взаимное уважение.
  3. Справедливость по отношению к детям и родителям.
  4. Повышение авторитета родителей.
  5. Соблюдение принципов педагогической этики.
  1. Программа курса “Родительско–детские отношения”

Данная программа рассчитана на группу детей и родителей в количестве 10–14 человек (5–7 пар “родитель–ребенок”).

Возраст детей – 12–14 лет (возраст детей может выходить за указанные рамки, но программа апробирована именно на этой возрастной категории.)

Продолжительность одного занятия – 2–2,5 часа.

Частота встреч – 1–2 раза в неделю.

Проблема родительско–детских групп очень актуальна.

Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет.

Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку.

На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия.

В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения.

Цель проведения занятий курса – оказание помощи родителям и детям в улучшении их взаимоотношения.

Основные задачи:

  • Информирование. Носит тезисный характер и занимает 10–15 минут каждого занятия.
  • Обучение:

а) практическим навыкам эффективного общения;
б) установлению партнерских отношений в семье;
в) приемам саморегуляции;
г) способам установления контакта.

Виды работ:

    1. дыхательные и релаксационные упражнения;
    2. психогимнастика;
    3. ролевые игры;
    4. упражнения в парах, в подгруппах;
    5. специальные упражнения для отработки определенных коммуникативных навыков;
    6. элементы арт–терапии:
    • упражнения с использованием неструктурированного материала;
    • метафоры, притчи;
    1. телесно–ориентированные упражнения;
    2. дискуссии.

Структура занятий может быть следующей:

  • актуализация цели, имеющихся знаний участников;
  • разминка (создание необходимого психофизического состояния);
  • упражнения, ролевые игры, позволяющие участникам осознать свои качества, способности и проблемы;
  • выполнение упражнений, направленных на выработку навыков эффективного общения, разрешение поблемных ситуаций;
  • рефлексия.

Тематический план

Тема занятий

Кол–во часов

  1. “Здравствуйте, это я!”

2

  1. “И дождь, и солнце…” (коммуникация чувств)

2

  1. “Критерии эффективного общения”

2

  1. “Принципы эффективной обратной связи”

2

  1. “Контакт, еще контакт!”

2

  1. “Методы убеждений, приемы аргументации”

2

  1. “Стили общения в семье”

2

  1. “Установление партнерских отношений”

2

  1. “Алгоритм принятия решений”

2

  1. “Сотрудничество”

2

Темы и содержание занятий.

  1. “Здравствуйте, это я!”
  2. Знакомство. Самопрезентация.
    Принятие правил работы в группе.
    Определение основных проблем общения в семье.
    Упражнения на формирование базы доверия.
    Рефлексия.

  3. “И дождь, и солнце…”
  4. Составление словаря эмоций и чувств.
    Рефлексия, анализ собственных эмоциональных состояний.
    Беседа: какие эмоции и чувства помогают в общении.
    Информирование: приемы снижения эмоциональной напряженности.
    Упражнения на отработку практических навыков.
    Индивидуальная работа с незаконченными предложениями (Я огорчаюсь, когда… Очень рад, когда, …)
    Работа в парах (ребенок–родитель).
    Рефлексия.

  5. Критерии эффективного общения.
  6. Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на формирование базы доверия, улучшения настроения).
    Актуализация основных моментов прошлого занятия.
    Работа в парах – коммуникация чувств.
    Рефлексия в круг.
    Беседа: что помогает нам в общении, что мешает.
    Информирование: критерии эффективного общения.
    Работа в группах (1 группа –родители, 2 – дети), нахождение способов поведения для соблюдения критериев эффективного общения в конкретных ситуациях.
    Проигрывание ситуаций.
    Рефлексия.

  7. Принципы эффективной обратной связи.
  8. Психогимнастика.
    Актуализация знаний и опыта прошлого занятия.
    Информирование: принципы эффективной обратной связи.
    Упражнения на отработку практических навыков.
    Подвижная игра.
    Коммуникативное рисование.
    Рефлексия.

  9. Контакт, еще контакт!
  10. Проговаривание эмоциональных состояний.
    Ситуационная игра “В чужом городе”.
    Анализ ситуации.
    Информирование.
    Сухое упражнение на закрепление полученной информации.
    Коммуникативный танец.
    Рефлексия.

  11. Методы убеждений, приемы аргументации.
  12. Психогимнастика.
    Рефлексия предыдущего занятия и прошедшей недели.

    Решение задач: Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов, затем продал за 7, потом занял 1 доллар и купил лошадь за 8 долларов. Продал ее за 9. Сколько долларов у него осталось?

    Информирование: приемы убеждения, аргументирования.

    Отработка практических навыков:

    дискуссия (группа родителей) “Свои эмоции нужно проявить открыто”,

    (группа детей) “Следует сдерживать свои эмоции”.

    Работа в парах. Разговор:

    а) стоя спиной друг к другу;
    б) один стоит, другой сидит;
    в) глаза в глаза;
    г) держась за руки.

    Рефлексия.

  13. Стили общения в семье.
  14. Упражнение “Слепой и поводырь”.

    Рефлексия.

    Упражнение “Я – образ”.

    Рефлексия.

    Информирование: стили общения.

    Опрос: участникам группы предложено выбрать желаемое и реально существующее отношение в семье.

    Рефлексия.

    Телесно–ориентированное упражнение.

    Рефлексия.

  15. Установление партнерских отношений.
  16. Дыхательное упражнение “Игрушка и насос”.

    Повтрение правил работы в группе.

    Актуализация полученных знаний.

    Подвижная игра “Птицы и птицелов”.

    Рефлексия.

    “Права и обязанности”. Работа в подгруппах: дети составляют права и обязанности родителей, родителей – детей. Затем совместная работа, оформление общего стенда.

    Рефлексия.

    Информирование: этапы установления партнерских отношений.

    Обсуждение.

    Коммуникативный танец.

    Рефлексия.

  17. Алгоритм принятия решений.
  18. Психогимнастическое упражнение “Олень”, “Струна”, “Ватка”, “Баба Яга в ступе”, “Цветок”, “Рога Оленя”.

    Рефлексия предыдущих занятий.

    Оформление стенда “Что нам помогает в общении”.

    Информирование: приемы снятия эмоциональных напряжений.

    Отработка практических навыков.

    Имитационные ролевые игры на отработку полученных знаний.

    Рефлексия.

  19. Сотрудничество.

Лепка из соленого теста левой рукой.

Рефлексия.

Работа в парах (родитель – ребенок):

Сказка о двух существах (из соленого теста);

Строительство жилья для них;

Коммуникация чувств.

Рефлексия.

Лепка из пластилина “Каким я был до совместных занятий, каким стал сейчас”.

Рефлексия.

Совместная интеллектуальная деятельность детей и родителей.

Программа “Интеллектуальная семья”

Пояснительная записка

Интеллектуальная деятельность имеет первостепенное значение в МОУ “Лицей” г. Междуреченска. Предметные олимпиады, выездные школы, учебно–исследовательская деятельность, тематические Дни науки, интеллектуальные брейн–ринги и марафоны – систематические формы работы в этом направлении.

Мы убеждены, что родителей к такой деятельности привлекать можно и нужно. Не для того, конечно, чтобы выявить их способности и повысить интеллектуальный уровень. Прежде всего, в совместной интеллектуальной деятельности родители и дети учатся слушать и слышать друг друга, работать командой, у них появляются эмоциональные переживания, радость и гордость за свою семью, друг за друга.

Цель программы:

  • поддержка творческих интересов семей, их потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии;
  • содействие сотрудничеству образовательного учреждения с семьями;
  • укрепление дружеских семейных отношений;
  • ориентация детей и родителей на получение знаний об истории своей семьи, города, России для формирования патриотических чувств и гражданского сознания.

Содержание программы рассчитано на лицеистов 1–11–ых классов и их родителей.

Программа состоит из 10 тематических блоков.

Месяц

Название блока

Краткое описание блока

  1. Сентябрь
“Здравствуйте – мы Вам рады!” Проведение совместных с родителями праздников, походов, выставок, интеллектуальных брейн–рингов. Изучение запроса на образовательные услуги.
  1. Октябрь
“Мой лицей!” Проведение совместных праздников: День науки (19.10.03), День лицея” (25.10.03)
  1. Ноябрь
“О Росс! О доблестный народ!”” Семейный интеллектуальный марафон “Великая, единая и нерушимая Россия. Ее культура, наука, язык, история”
  1. Ноябрь
“Моя мама – лучший друг” Конкурс семейного плаката и творческих работ.
  1. Декабрь
“Первооткрыватели” День науки “Первооткрыватели” в начальной школе (22.12.03)
  1. Январь
“Исследователи” Лицейские слушания учебно–исследовательских работ учащихся 5–11–ых классов (привлечение родителей в жюри) (19–30.01.04)
  1. Февраль
“Эстафета мужества” Творческие встречи с родителями, участниками локальных войн. Конкурс творческих работ.
  1. Март
“Семь+Я” Рассказы о своей родословной “Семейные коллекции”,

Конкурсы семейных рассказов “Письмо маме”,

“Подарок моей мамочке”,

Семейные династии в профессиях (поисковая работа),

  1. Апрель
“С любовью к городу” “Страницы истории родного города”

Фотоконкурс “Любимые места отдыха нашей семьи”

Акция “Ровесники города”

  1. Май
“Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны” Поисковая работа. Создание музея.

Конкурс творческих литературных работ.

В интеллектуальные, творческие задания для семей (например, “Интеллектуальный семейный марафон”) мы вводим вопросы–обращения, просим высказать свое отношение к лицею, подумать о его символике, рассказать о своей семье.

О своем образовательном учреждении всем хочется рассказать в стихах. Их очень много, и мы готовим целый сборник.

Мой родной лицей!
Сколько много в нем детей!
Всем он дружбу предлагает,
Настроенье поднимает.
Уму–разуму всех учит,
Все здесь знания получат.

Токарев Виталий, 4 “б” класс.

Нам в лицее интересно!
И не скучно, и не тесно!
Междуреченский лицей – место не простое!
Выпускает в свет детей – племя “золотое”!

Спиридонов Александр, 9 “в” класс.

Недавно я пришел в лицей.
Как будто школа, как и раньше,
Но все намного веселей,
И взгляды искренней, бодрей,
И стали мы немного старше.
Все то же самое, но все ж,
Учителя чуть–чуть построже,
И вот опять зовут нас в класс,
Они заботятся о нас.
Они нас учат новым знаньям,
Искусству жить и как дружить.
Неважно, кем мы станет дальше,
Мы будем Родине служить!

Шаманаев Дмитрий, 5 “а” класс.

Но самая главная ценность, когда в совместной деятельности рождаются замечательные рассказы о своей семье:

  • Что можно рассказать о нашей семье? Все мы очень разные. У нас разные характеры, темперамент, увлечения. Но, вместе с тем, есть немало вещей, объединяющих нас. Например, любовь к животным, к путешествиям. Мы не умеем себя рекламировать. Но, наверное, такой опыт тоже нужен. Раздумывая над тем, что написать о НАС, мы пришли к выводу, что главное для всех нас то, что мы все вместе., что все здоровы и никому не угрожает опасность. Мы просто любим друг друга.

Семья Спиридоновых.

  • О нашей семье можно рассказать много хорошего. Мои папа и мама – уважаемые люди, и я их очень люблю. Я очень горжусь своими родителями – это мои самые верные друзья. Они всегда придут на помощь ко мне и к другим, кто в этом нуждается.

Мой папа очень добрый, умный и порядочный человек. Я его люблю и стараюсь быть на него похожим. Папа очень любит стариков, он заботится о моих бабушке и дедушке, помогает нашим соседям, людям преклонного возраста.

Моя мамочка – очень мудрая женщина. Мы с папой ее очень любим. Она такая красивая! Мама заботится о нас, в трудную минуту всегда рядом, и все неприятности уходят сами собой.

Мои родители – замечательные люди. И я стараюсь быть достойным сыном. Я хорошо учусь, уважаю старших, не обижаю малышей, на меня можно положиться в любом деле. Думаю, что я достойный лицеист, и в будущем, хочу быть полезным и нужным людям.

Семья Крутиковых.

Литература:

1. Ложникова Н.А. Педагоги и родители школьников: взаимопонимание и сотрудничество. – Кемерово, 1996.