Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Разделы: Русский язык, Литература


1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический.

Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации.

Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:

  • Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
  • Деятельностный характер обучения;
  • Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;
  • Коммуникативное поведение учителя на уроке.

Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра.

2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

А игры не будет, что ж тогда останется?

Л.Н. Толстой. “Детство”

Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, - да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше. Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.

“Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно-ролевые игры. Так каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое занятие.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:

  • Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
  • Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
  • Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:

  • По количеству участников игры:
    1. Парные;
    2. Групповые;
    3. Общеклассные.

    Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:

    Формы игр Содержание игрового материала Особенности учащихся Возможности учителя
    Общеклассные Материал сложен и требует фронтальной работы Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе Учитель не располагает временем для парной и групповой работы
    Групповые

    Парные

    Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя. Учащиеся подготовлены к таким формам игр. Учитель располагает временем для организации такой работы.
  • Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.

В ролевых играх можно выделить три фазы:

    1. предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
    2. игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
    3. постигровая (рефлексия).

Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.

Уровни рефлексии:

  • эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
  • исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
  • качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
  • По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):

Развивающие

    1. Восприятие;
    2. Мышление;
    3. Познавательные интересы;
    4. Внимание.

4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в практике.

В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие проблемную ситуацию

“Вертушка” (Тема: Слушание как вид речевой деятельности)

Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: “ Молодой специалист Юра решил поменять место работы. Ему казалось, что способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что он там сможет получить квартиру и даже купить машину”.

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих , а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме.

Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:

“Компакт - опросы”

Цель: совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам)
Ход игры. Три ученика выбирают себе социальную роль (директор школы, домохозяйка, бомж и др..).

Остальные участники игры задают всем трем один и тот же вопрос. Каждый должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через три секунды после конца вопроса).

Эта коллективная, ролевая игра приносит максимальный результат, если каждый участник образовательного процесса (включая и учителя) побывает в роли опрашиваемого. Возможно побывать в роли до 6 человек. Причем 1 тройка готовит свои роли сама (дома), а 2, для большего эффекта дублирует.

5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

6. Выводы:

  • Специфика предмета “Риторика” требует особых подходов к обучению искусству речи.
  • Формы учебной деятельности зависят от творческой индивидуальности учителя, его способностей в организации процесса обучения.
  • Игровые методы и приемы обучения являются эффективным средством обучения, оказывают помощь в самоактуализации каждого школьника.