О добре и доброте. Добрый ли ты?

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Цель:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
  • Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивысть;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

Оборудование:

Альбомные листы, карандаши, раздаточный материал.

Педагог:

“Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…” Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.

Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Добро выше практической нужды! Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим.

Вспомните словосочетания, в которых есть слово “добро”.

Учащиеся:

Делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.

Педагог:

Каким русским словам дает начало слово “добро”? Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного.

Давайте вспоминать.

Учащиеся:

Доброжелательность

Добролюбие

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

Педагог:

Какие пословицы, поговорки со словом “добро” вы знаете? В каком значении используется это слово? (От добра добра, не ищут. Нет худа без добра. и т. д.)

Вспомните, когда в последний раз вы делали добро? В чем оно выражалось?

Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой – , записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?

Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

Какого человека называют добрым?

(Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

Какими другими словами можно назвать доброго человека?

(Добродушный, благодушный, добросердечный, хороший, мягкосердечный).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Обобщая сказанное учениками, педагог поясняет, что доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.

Далее педагог предлагает:

Ребята, послушайте рассказ В.А.Сухомлинского “Обыкновенный человек”.

В.А. Сухомлинский

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?

Внимательно слушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”.

В. Осеева

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой–нибудь подвиг!

– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.

Какой поступок совершил Юра?

Можно ли его поступок назвать подвигом?

Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое – ко второму?

Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему? (см. Приложение 1).

Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро– это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить?

(Звучат названия организаций, имена граждан, осуществляющих акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ–интернатов.)

Когда случилась авария в Чернобыле, землятресение в Армении, когда трагически погибла атомная лодка “Курск”, вся страна откликнулась на чужую боль.

(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).

Педагог:

Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?

(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто “Человечество” (исполняют два ученика)

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра: –

Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Педагог:

Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?

Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.

Учитель предлагает вернуться к заданию “Какой я”?

Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?

Педагог:

Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.

Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).

Педагог:

Читает стихотворение А.Барто.

ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт.

Педагог:

Можно ли такого друга назвать добрым?

Почему к такому другу не влечет?

Педагог:

Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?

На листах бумаги нарисуйте что–нибудь доброе, что захотите.

Раздает памятку каждому ученику (см. Приложение 2).

Приложение 1

О добре и доброте.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов.

Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно.

С.Ю. Куняев.

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.

Кто сделал доброе дело, тот молчит – говорит пусть тот, для кого оно было сделано.

Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

В.О. Ключевский.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

К. Боуви.

Все добрые люди невзыскательны.

И  Гете.

Приложение 2

Памятка

Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям!

Учись добру у добрых!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься!

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  2. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
  3. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 2000.
  4. Кладезь мудрости (Сост. Б.П.Корольков. ) С.–Пб., 1999.
  5. Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский. Краткий фразеологический словарь русского языка. С.–Пб., 1992.
  6. Э.Горохов. Энциклопедия афоризмов. М., 2001.
  7. Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.
  8. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения (основы коммуникации) С.–Пб., 1996
  9. Азбука нравственного воспитания (Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. М., 1979)
  10. Д.С.Лихачев. Раздумья. М., 1991.
  11. Д.С.Лихачев “Письма о добром и прекрасном” М., 1985.
  12. И.Медведева. Подумай, скажи, сделай.
  13. А.В.Кикнадзе. Искусство быть человеком. М., 1987.
  14. Круглый год. Рассказы, стихи, сказки, загадки, М., 1974 г.