Организация культурологического образования в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (данный фактор стал одним из определивших участие нашей школы в эксперименте).

Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.

Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.

На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.

На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.

На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.

Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.

Основные характеристики этой модели отражают:

  • культурный кругозор и широту мышления;
  • физическую развитость;
  • умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
  • патриотизм;
  • готовность способствовать процветанию России;
  • уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране;

Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.

Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.

В процессе обучения на реализацию данной цели направлены в начальной школе курсы:

  • “Окружающий мир”, содержание которого наполнено национально-региональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений Южно-Уральского региона. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества. Исходя из этого, в раздел “Окружающий мир” включаются сведения о природном и окружающем мире, культуре, а также о человеке как биологическом и социальном существе, формируются первоначальные представления об истории России, историческом времени и исторической карте.
  • Курс “Истории” является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, о доступном восприятии детей достижений российской культуры.

Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:

  • воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
  • развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса;
  • ознакомление с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием;
  • развитие художественно-творческих способностей детей, их изобразительных навыков, зрительных представлений, фантазии, воображения;
  • формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

При изучении базовых разделов предмета “Филология” должны решаться следующие задачи:

  • речевое, эстетическое, духовно-нравственное развитие младших школьников;
  • формирование у детей ценностного отношения к родному языку, осознание учащимися своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи;

Обучение иностранным языкам в начальной школе имеет цели:

  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру;
  • сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  • ознакомить младших школьников с жизнью зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;

Помимо предметов инвариантной части учебного плана, важное значение для культурологического образования имеет преподаваемый в вариативной части начальной школы предмет “Народоведение”, изучающий традиции и обычаи русского народа.

Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:

  • приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;
  • формирование уважительного отношения к человеку труда;
  • развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;
  • воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;
  • направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;
  • создание микросреды естественного бытования фольклора.

Изучение народоведения в школе может реализовываться через введение в учебные планы начальных классов (1–3-х) дисциплины “Народоведение” и средних классов (5–7-х) школы с гуманитарным уклоном расширенной дисциплины “Фольклор”, (3 часа в неделю – в начальных, 2 часа – в средних классах) за счет часов школьного компонента.

В основной школе непосредственными проводимыми принципами культуросообразности образования служат предметы инвариантной части “История”, “Литература”, “Русский язык”, “Иностранные языки”, “Музыка”, ИЗО, “Граждановедение”.

Каждая из образовательных областей имеет свой специфический потенциал.

Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру), эстетической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе, во внеурочное время, в результате включения их в деятельность литературного объединения, творческих мастерских, журналистской студии.

В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке, основных этапах в истории человечества, истории России, обществе, географической среде, основных областях общественной жизни, обеспечивается личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формируются у них ценности здоровья, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также обеспечивается социальная адаптация учащихся, их социальная мобильность в быстро меняющихся жизненных условиях, в том числе, во внеурочное время, в результате включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально-экономического взаимодействия людей, личного участия в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев национальной культуры.

Одной из ведущих идей естественнонаучного образования является усиление его значения в области культуры:

В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метода познания делается акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие ответственного отношения к объектам природной среды и своему здоровью, в том числе, во внеурочное время, в результате включения учащихся в работу детского экологического центра, экологически ориентированных программ.

Старшая школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.

Особенностью обучения в профильной школе является двухуровневый стандарт изучения предметов. Уровень А – общеобразователный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.

Так, одной из целей изучения математики, является “формирование представлений о значимости математики как части общественной культуры развития цивилизации в современном обществе, географии – раскрыть роль географии как элемента общечеловеческой культуры, а также должна прослеживаться связь географии и культуры общества, биологии – дать знания, составляющие основу формирования мировоззрения, ценностных ориентаций, физики – разгрузка содержания и переориентация на знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры учащихся, экологизация содержания, химии – ориентировать процесс обучения на развитие личности каждого школьника, при этом содержание химического образования должно раскрывать нравственно-эстетические аспекты естественнонаучного знания, их социально-культурное значение.

Особое место для реализации принципов культуросообразности старшей школы имеет предмет “История”, который призван и на базовом и на профильном уровнях сформировать у старшеклассников целостное представление об истории человеческого общества, месте в ней истории России, способствовать освоению учащимися исторического и культурного наследия своей страны и человечества, исторически сложившихся ценностей и традиций российского общества. При изучении истории преобладающим является не фактологический, а культурологический подход. “Обществознание” призвано сформировать целостную картину мира и освоить ключевые социальные компетенции. “Иностранные языки” – представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка. “Русский язык” – культуру речи. “Литература” – формировать культуру воспринимать художественное произведение и эстетический вкус.

Важнейшим элементом старшей профильной школы является введение в инвариантную часть курса “МХК”, который является структурно-образующим для культуросообразной школы, в основу данного курса положен принцип историко-культурный. Задачами его являются:

  • формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры, как в исторической перспективе, так и в свете специфики закономерностей духовной сферы с её функциями сохранения и передачи традиций и архитипов, культурных кодов;
  • развитие способностей эстетического восприятия и осмысления как феноменов культуры, так и всего многообразия жизненных явлений, человеческой деятельности, проблем собственного жизнестроения;
  • выработка собственных (индивидуальных) мировоззренческих позиций на основе высоких идеалов отечественной и мировой художественной культуры.

В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.

В профильных классах старшей школы имеется возможность для широкого использования вариативной части для спецкурсов культурологического характера. Так, помимо “МХК”, в нашей школе преподаются курсы “Введение в философию”, “Религии мира”, “История Южного Урала”, “Русская эмиграция”, “Введение в социологию”, “Современная экономика”, “Российская цивилизация”, “История Южного Урала с организацией исследовательской работы учащихся”, имеющие целью расширение и углубление исторических и культурных знаний учащихся через изучение краеведческого материала и на близком для учащихся материале, воспитывает любовь к своему краю, интерес к его истории.

Курс “Религии мира” призван дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которые опирается общечеловеческая мораль.

Курс “Введение в философию”, основанный на принципе историзма, формирует навыки философского мышления. “Введение в философию” в школьном курсе должно носить только культурологический характер, дающий возможность познакомиться с разными культурами через проявление их мыслей и позволяющий вырабатывать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности.

Курс “Русская эмиграция” имеет целью дополнить курс истории обширным гуманитарным наследием русской эмиграции, вносит вклад в развитие различных областей человеческой деятельности русской и мировой культуры.

Система воспитания и дополнительного образования

При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в МОУ ведущим является сочетание общечеловеческих ценностей и идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры.

Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных организаций (в школе действует пионерская организация), обеспечивают школьникам возможность самореализации, способствуют развитию лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формированию нравственной, гражданской позиции личности.

В школе создана система эстетического воспитания и образования, как одно из направлений внеклассной деятельности. Это единый блок, действующий в начальной и основной школе, включающий в себя 15 кружков и секций дополнительного образования в области искусства. Особое место среди них занимают коллективы, основанные на традициях народного творчества. Это фольклорные коллективы, оркестр русских народных инструментов, творческая мастерская росписи по дереву и другие, способствующие воспитанию школьников в русле народных традиций. Даже в более современных коллективах, таких как “Театр моды” и “Театр кукол”, реализуется элемент народного творчества.

Учитывая исключительные возможности воздействия на человека, на его чувства и душевное состояние, в целях социально-культурной адаптации детей, их духовного и нравственного воспитания, просветительской деятельности, и учитывая возросшие потребности в художественно-эстетическом образовании, в вариативную часть учебного плана начальной и основной школы введены предметы “Музыкальный инструмент”, “Хореография”, “Театр”. Они являются органичным продолжением эстетического цикла школы.

Программа предмета “Музыкальный инструмент” направлена на формирование музыкального вкуса учащихся. В ней делается акцент на индивидуальное обучение музыкальному инструменту – активному средству приобщения детей к искусству. Программа способствует непосредственному соприкосновению учащихся с миром художественного творчества, с миром прекрасного. Она рассчитана на 4 года обучения при учебной нагрузке 2 часа в неделю.

Самодеятельный театральный коллектив базируется на традициях русского реалистического театра, помогает развитию творческой индивидуальности ребенка в двух направлениях: способность становления мироощущения и мировосприятия обучающегося, раскрытие его индивидуальности и развитие творческой психотехники, способной оптимизировать эффективность исполнения социальных ролей в общественной и личной жизни.

Второй год проводятся экскурсии школьников по этнографическому музею. Музей расположен в стилизованном под русскую избу кабинете. На сегодняшний день располагает несколькими сотнями предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия. Особую ценность представляют изготовленные на заказ куклы в национальных костюмах народов, связанных с Уралом.

Объединяющим звеном в системе воспитания и дополнительного образования выступают традиционные школьные праздники: день знаний, день города, школьные праздники здоровья, день школьного самоуправления, день учителя, покровская ярмарка, осенний бал для старшеклассников, колядки, школьный фестиваль искусств, день защитника Отечества, масленница, юморина, Уральская зарница, пасхальные торжества, праздник Победы, отчетный концерт эстетического отделения, праздник последнего звонка.

Формирование культуры здоровья – это отдельное важнейшее направление деятельности школы, одно из системообразующих начал в обучении и воспитании. Сегодня в мире существует много терминов, определяющих “здоровье”, но единым термином является: “Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, физических дефектов”, признанный “Всемирной организацией здравоохранения” и записанный в Уставе. Система образования, направленная на формирование культуры человека уже является здоровьесберегающей, но при этом существует и специфика данного направления.

Главная цель – формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни, поддерживаемой на всех этапах общего образования и всеми участниками образовательного процесса. Выделяется три проблемные области:

  • Охрана и укрепление здоровья.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Руководит этим направлением Центр Охраны Здоровья (ЦОЗ), среди видов деятельности которого:

  • проведение валеологических исследований,
  • контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса,
  • проведение медико-психолого-педагогических мероприятий по формированию готовности детей к обучению на различных стадиях учебно-воспитательного процесса, контроль за протеканием адаптации и своевременное проведение медико-психолого-педагогической коррекции,
  • организация и контроль за формированием у учащихся и воспитанников умений и навыков здорового образа жизни,
  • система тематических классных часов и родительских собраний с 1-го по 11-й класс

Следующим направлением культурологического образования является краеведческая деятельность. Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Привлекая школьников к различным видам краеведческой работы, образовательные учреждения решают основные задачи, стоящие перед ними: 1) повышение образовательного уровня школьников; 2) воспитание достойных граждан своей страны; 3) развитие творческих способностей обучающихся. Основные её составляющие:

  • Реализация регионального национально-этнического компонента в учебные программы всех образовательных областей, накопление и систематизация учебно-методического материала по всем предметам, изучаемым в школе, является одним из ведущих направлений деятельности школы.
  • Школьное Научное Общество учащихся. Главную роль в решении задачи развития творческих способностей обучающихся играет НОУ, которое объединяет преимущественно старшеклассников. Секция краеведения действует при школе в течение 10 лет. Школьники проводят многоплановую исследовательскую работу, результатом которой является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов с последующей их защитой на конференциях и конкурсах различных уровней: от школьного до международного. Тематика изысканий учащихся весьма разнообразна.
  • Школьный туристско-краеведческий клуб. Деятельность школьного туристско-краеведческого клуба включает в себя организацию туристических походов с целью изучения родного края, участие в соревнованиях различного уровня, сбор и оформление материалов туристических походов, пропаганду туристического движения.

В качестве примера можно выделить поход по местам, связанным с восстанием Емельяна Пугачёва (1995 год), поход по горам горнозаводской зоны Южного Урала (Миньяр, 1997 г.), поездка в Аркаим – уникальный, ставший мировой сенсацией, город-памятник эпохи бронзового века, открытый в 1987 году учёными Челябинского государственного университета под руководством Г.Б. Здановича (походы 1997, 1999 гг.). В июне 2002 года состоялась четырехдневная поездка эколого-археологической экспедиции под руководством преподавателя Челябинского государственного педагогического университета Н.Б. Виноградова.

  • Школьный краеведческий музей. Работа по созданию школьного музея активно проводится в течение последних двух лет. Силами музейной группы учащихся основной школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям:

– история школы, история Тракторозаводского района, история и культура города Челябинска, история и культура Южного Урала;

– активно также разрабатывается такое направление, как изучение “малой родины” – Северо-Восточного микрорайона, возраст которого составляет чуть более двадцати лет. В 2003 г. школьный музей пополнился уникальными экспонатами и материалами литобъединения ЧТЗ), и в настоящее время готовится открытие литературно-краеведческой экспозиции.

Пять лет назад школа стала участницей проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Участие в проектах ЮНЕСКО позволяют школьникам входить в мировое культурное пространство через достижения отечественной культуры, тем самым снимая противоречие между монокультурной и поликультурной школой.