Художественное чтение — искусство исполнительское

Разделы: Организация школьной библиотеки


Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а ее сотрудники действуют в соответствии с законом Российской Федерации об образовании (июль 1992 г.), Законом о библиотечном деле (декабрь 1994 г.), обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря.

Мы в значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации. На нас лежит ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями страны за беспрепятственное распространение информации и идей, создание условий интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самоопределения ребенка, свободы доступа к информации. Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуется привычным принципом “Не навреди”.

В обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающими особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.

Школьная библиотека – это то место в школе, куда каждый ребенок, включая всех озорников и двоечников, проходит с положительной, мажорной Я -концепцией. Здесь он нравится, здесь он имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе, и, соответственно, занимать в библиотечном сообществе иное место, нежели в классе.

Нравственность, духовность не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, библиотекаря, через игру, занятия любимым делом, книгу.

Изменения содержания образования и повышение требований к уровню знаний школьников приводят к увеличению востребованности юношеством школьных библиотек. Юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, познавательные игры, библиотечные праздники, и семейные встречи, возможность найти новых друзей и понимающих взрослых, всегда готовых подсказать, где и что прочитать, быть друзьями, наставниками, собеседниками. Школьная библиотека – это то место где постоянно кипит жизнь. Без библиотек общество обречено на выживание. Мы жадно ловим все новое и пытаемся “примерить” все на себя. Каждый день приносит столько эмоций и движений, что реакция библиотекарей должна быть как у вратаря, быстрая и точная.

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества… Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека. Воспитать в своих читателях чувство слова – значит одновременно приобщить их к таким сокровищам великой русской речи, с которыми вряд ли что – нибудь может сравнится. Убеждение, что развитие творческих начал – достояние лишь небольшой группы учащихся, наделенных особыми способностями, ошибочно. Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности, например в кружке. Что мы и стараемся делать в нашей библиотеке.

Вот уже на протяжении 25 лет многие поколения читателей библиотеки посещают кружок “Художественное чтение”. Все девчонки и мальчишки, которые в разное время посещали этот кружок, объединены, пожалуй, вот такими общими чертами – они не забывают удивляться тому, что их окружает, сопереживают тем радостным либо грустным событиям, которые каждый день происходят вокруг них. Им нравится быть рядом друг с другом. Страдать, радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично их не касается, что было с другими, а может быть, и вообще не было. Это начало творческого отношения к миру и к жизни. И такое восприятие ребятами мира мы стараемся развивать. В нем залог будущей гармонии художественного и научного отражения мира в человеке. Особое значение мы придаем мажорному настроению в кружке. Этот аспект очень важен для мотивации творчества, т.к. мало задействовать интеллектуальную сферу, должен быть затронут не только ум, но и прежде всего его чувства.

Являясь руководителем кружка на протяжении 25 лет, я горда тем уже, что моя коллега, а она же бывший и очень активный член кружка “художественное чтение”, является моей первой помощницей. И я уверена, что она будет хорошим продолжателем всех традиций кружка. А сейчас, она вместе со мной, на всех заседаниях кружка приобщает ребят к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру и нравственности, а также воспитывает культуру речи. Самое главное в нашем единении это то, что если уж пришли ребята к нам в кружок, то редко кто уходит из него до окончания школы, а многие и после приходят нам в гости, рассказывают о себе, о своих успехах, радуются нашим достижениям.

Так кто же они наши бывшие и сегодняшние кружковцы. Какими людьми они стали, усвоили ли они уроки добра и красоты. И я с уверенностью говорю “Да”. Это замечательные и увлеченные люди, любящие жизнь и людей. Одни избрали благородную профессию – библиотекаря. Живут и трудятся у нас в Труновском районе в сельских библиотеках и являются хорошими работниками в своих коллективах. Они участники конкурса библиотек в номинации “молодой специалист” и достойно выступили в нем, привезя домой дипломы. Это настоящие специалисты своего дела. И я с гордостью могу сказать, что посещение нашего кружка тоже помогло им стать теми, кем они стали.

Очень многие члены кружка выбрали прекраснейшую на земле профессию учителя. Они тоже избрали себе совсем нелегкий путь. Но они всегда были большими знатоками мира литературы, иностранного языка и вообще были очень увлеченными людьми. Если говорить о профессиях, которые избрали наши кружковцы – они прежде всего связаны с людьми. Это медицинские работники, воспитатели детских садов, студент Школы милиции, который с увлечением играл на сцене влюбленного бойца, уходящего на фронт и читающего своей девушке замечательные стихи о любви. Сколько детских судеб прошло за эти 25 лет, и все они мне очень дороги. Я вспоминаю о них с большой теплотой и рада, что они не утратили своего огонька, который горел у них на занятиях нашего кружка.

Как у любого творческого объединения, у нас есть план, по которому мы работаем:

  1. Основы художественного чтения.
  2. На этих занятиях мы говорим о том, что “художественное чтение” - искусство исполнительское. Его материал – идейный “экстракт” веков и народов, закрепленный в литературных произведениях. У чтецов исключительные возможности выбора репертуара. От “Илиады” и “Слова о полку Игореве” до злободневного газетного фельетона – все может быть воплощено в художественном слове. Но задача заключается не в том, чтобы “выразительно огласить” литературное произведение. На основе литературного материала , чтец должен создать новое художественное произведение, отличающиеся от первоисточника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей; соответственно в нем должны участвовать разум, чувство и воля исполнителя.

  3. Мастерство исполнения.
  4. Этот раздел нашего плана посвящен основному виду работы чтеца – мастерству исполнения. Мы учимся тому, как надо произвести впечатление на зрителя своим исполнением, чтобы он перестал видеть вас, ваш костюм, декорацию за вашей спиной, - будет видеть только то, о чем вы рассказываете.

  5. Исполнение стихотворных произведений.
  6. Стихи представляют собой наиболее специализированный тип художественной речи, своеобразную выразительную систему, существенно отличающуюся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Поэтому здесь мы учимся методам работы над стихотворным текстом – от первого знакомства с произведением до его исполнения перед слушателями.

  7. Чтец на эстраде.
    Трудно представить какие – либо нормы эстрадного поведения чтецу. И все же мы говорим здесь о том, что основными принципами поведения на эстраде должны быть скромность и подтянутость. Всякий исполнитель, выходя на эстраду, должен помнить, что он артист, творческий работник, что ему предстоит высокая честь владеть залом. Выходя на эстраду, чтец должен быть (образно говоря) одет не только внешне, но и внутренне: он должен знать, что он сейчас скажет людям, уделяющим ему интерес и внимание, чем он ответит их интересу. Вот почему он должен быть подтянутым, собранным, несущим нечто.

Это лишь некоторые разделы нашего плана. Хотя занятия кружка у нас должны проходить всего один раз в неделю и всего 2 часа, мы не расстаемся в школе ни на один день. А на переменах все кружковцы в библиотеке. Нет урока – опять мы вместе. Творим, надумываем, просто общаемся. Надо сказать, что мы в кружке учимся не только красиво и правильно говорить, держаться на сцене. Но среди кружковцев очень много талантливых детей, которые замечательно рисуют. Все картины, которые украшают интерьер нашей библиотеки с любовью нарисованы нашими кружковцами. И мы с гордостью говорим всем, что это нам подарил не знаменитый художник или спонсор богатой фирмы, а наша дети. Общаясь с этими замечательными девочками и ребятами, мы сами у них многому учимся. А самое главное они помогают нам думать о том, что жизнь все-таки чудесная штука, когда рядом такие энергичные, всегда веселые и добрые дети.

А как интересно мы проводим Дни рождения наших кружковцев. Мы придумываем конкурсы, поздравления и конечно же пьём чай со сладостями. Мы также устраиваем проводы из школы наших кружковцев, хотя уверены, что буквально через неделю - две они, повзрослевшие, но всё же наши родные, с улыбками на лицах снова заглянут в свою любимую библиотеку, где им всегда рады и где их всегда ждут. И ещё очень радует один момент в работе нашего кружка. Когда к нам в коллектив вживается кто-то новенький, его сначала принимают хотя и с подобающей вежливостью, но с ревностью. Никто из старших ребят не хочет уступать лидерство в кружке, а это стимулирует всех всё делать ещё лучше. Старшие хотят показать, какие они уже знающие, а младшие не хотят уступать им ни в чём. Вот и получается соревнование на лучшее исполнение той или иной роли в кружке. Но постепенно все понимают, что они здесь все равны и одинаково любимы. Так начинается плодотворное сотрудничество двух поколений, перерастающее в большую дружбу. Старшие стараются подучить младших, а те уже смотрят на них, как на своих наставников. Как я уже говорила, все школьные мероприятия проходят с участием наших кружковцев. Это и ведущие всех торжественных линеек, и экскурсоводы школьных залов, и участники многих других мероприятий. А мне сейчас хотелось бы остановиться лишь на нескольких мероприятиях, которые проходили у нас в школе с участием кружка "Художественное чтение ". Мы очень тесно сотрудничаем с классами и классными руководителями. На наших мероприятиях частыми гостями являются наши ветераны ВОВ, библиотекари детской библиотеки нашего села, родители, бабушки и дедушки.

Мы встречаемся с талантливыми людьми нашего села. И об одной такой встрече мне хочется рассказать.

Подготовка этой встрече была очень трогательной. Кружковцы учили и перечитывали стихи этого замечательного поэта и художника, читали биографию и вникали в ее историю. На эту же встречу мы пригласили и таланты нашей школы, которые также пишут сами стихи. Мы красиво оформили зал, а наши художницы нарисовали яркого Пегаса. Мы так и назвали свою встречу "Под крыльями Пегаса". Сценарий писали все вместе. Купили подарки всем гостям и написали пригласительные. Гостями пригласили на эту встречу 9-11 классы и учителей литературы, которые сами очень хотели побывать на этом мероприятии.

Хочу, чтобы рассветы
Приникли бы к окну,
А я их утром встретил,
Щекой припав к стеклу...

Это прекрасное стихотворение принадлежит удивительному человеку. И сегодня он у нас в гостях - В.Н. Сулимкин. Так мы встретились с этим поистине удивительным человеком - творцом и великолепным собеседником. Он рассказал, о том, как он начал писать стихи и рисовать замечательные картины. Ребята, затаив дыхание, слушали, а затем сами кружковцы читали полюбившиеся им стихи Василия Николаевича: “Солдатская вдова”, “Ручей”, “Что раньше было пережитком”, “Срубили березу”. Василий Николаевич был приятно удивлен, что столько его стихов знают наши девчонки и мальчишки. А вот вторая страничка нашей встречи называлась “Гавань мечты, юности и дружбы”. На ней мы встретились с юными талантами нашей школы и попросили прочитать свои стихи, а Василия Николаевича попросили прорецензировать их стихи.

Что дала эта встреча нашим кружковцам говорить не приходится. Они получили большую школу любви к поэзии, увидели великий талант оратора, сами захотели писать стихи. И это главное! Пробуждение чувства творчества - вот конечный результат этого мероприятия.

Продолжая говорить и писать о встречах, которые проходят у нас с кружковцами, мы можем сказать, что ни один праздник, “День учителя” или “23 февраля”, не проходит без нашего участия. Мы даже были участниками и помощниками в конкурсе “Учитель года”. И мы это делали всегда с большой любовью к тем людям, которые отдают детям сердце и душу, знания и здоровье. И после таких поздравлений в адрес учителя дети и сами становятся ближе к ним. Если говорить о встречах кружковцев с самыми маленькими читателями нашей библиотеки, хочется отметить праздник “В гостях у Береднея”, где мы были и посланцами лесного царя, и Бабой-Ягой и Доктором Айболитом, и цветиком-семицветиком и конечно же царем Берендеем. И все это было сыграно великолепно. Дети верят в сказку и поверили, что к ним приходили настоящий царь Берендей, Баба-Яга и т.д.

Вот так и живем мы полной и яркой жизнью с нашими кружковцами. Мы любим книгу, людей живущих на этой земле, мир, в котором мы живем, и по-другому мы жить не хотим. И никакие инновации в библиотеке в виде продажи канцелярских товаров не могут заменить главной задачи библиотеки - это межличностные отношения библиотекаря и читателя, включающие заинтересованность в детях и их судьбе, сотрудничество и мастерство общения.

Мы все несем ответственность за то, чтобы за порогом школы молодой человек не почувствовал себя ненужным и слабым. А опорой ему служит конечно же гармоничный, богатый внутренний духовный мир. И поэтому, как приоритетную задачу мы определяем для себя пропаганду традиционных "общечеловеческих" ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, профессиональная компетентность, высокая культура, дружба, любовь, семья.