Организация школьной библиотеки "Эстетическое воспитание как условие формирования мотивационной культуры учащихся"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Библиотека гимназии – это школьный центр, который является полноправным участником всего учебно–воспитательного процесса. И вместе с гимназией мы осуществляем единую цель – формирование социально–зрелой личности, которой присущи такие качества:

– высокий интеллектуальный уровень;
– широкий кругозор, эрудиция;
– потребность в самообразовании, в активной творческой деятельности;
– конкурентоспособность в современных условиях.

Именно книга учит ребенка думать, относиться к науке с интересом, увлеченно, радостно. Отсюда вытекает главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению. Знакомя читателей с историческим опытом народа через книгу, библиотека призвана быть хранителем национальной культуры. Именно знакомство с культурой своей малой Родины позволяет чувствовать себя ее частью. Являясь хранителем творческого наследия страны, библиотека создает предпосылки для развития творческой активности читателей.

Любое творчество невозможно без эстетического воспитания, поэтому библиотека вместе с педагогическим коллективом гимназии работает над всесторонним выявлением природных задатков и дарований детей. Чем богаче и разнообразнее эстетическая эмоционально–чувственная жизнь человека, тем с большей глубиной и всесторонностью раскрываются его сущностные силы.

Сегодня в стране более 40 % взрослого населения не читает книг. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Эта проблема ныне становится в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.

Наша библиотека создает условия для воспитания читательской культуры, что подразумевает высокую требовательность к подбору книг и систематическое чтение. Другими словами, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать. В практике работы используются методы индивидуального и массового руководства чтением. В основе индивидуального лежит учет особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей. Нами используются следующие формы индивидуальной работы с читателем: рекомендательная беседа, размышления о прочитанной книге, консультация. В основе массового руководства чтением лежит знание и учет возрастных особенностей групп читателей. Здесь применяются следующие формы работы: книжные выставки, обзоры литературы (жанровые, монографические, в помощь изучению одного из предметов школьной программы, обзор одной книги, по материалам периодики), громкие чтения, групповая беседа о прочитанном, обсуждение книг, читательская конференция, литературные игры.

Чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь детей, важны как индивидуальные, так и массовые методы руководства чтением.

Формирование библиотечно–библиографических знаний – органическая часть единого процесса руководства чтением детей в библиотеке. Основная цель уроков библиографической грамотности – это получение знаний и привитие навыков работы с книжным фондом, важность этой задачи обусловлена ритмом современной жизни. Задача библиотекаря – научить читателя пользоваться библиотекой и работать с книгой. Уроки проводятся не только в школьной библиотеке, но и в библиотеках микрорайона.

Библиотека гимназии активно ведет работу по привлечению детей к участию в конкурсе рукописной книги “Всей планете о моей малой Родине”. Коллективные творческие работы получились интересными и содержательными.

Учащиеся гимназии вовлекаются в ежегодную акцию “Подари школе книгу”.

В решении задачи приобщения детей к чтению участвует и Совет библиотеки, состоящий из представителей 2–11-х классов. Совет помогает библиотекарю во всех начинаниях: в подготовке массовых библиотечных мероприятий, привлекает к чтению своих друзей и обеспечивает обратную связь по итогам совместной деятельности.

На результаты работы библиотеки по организации и руководству чтением детей влияют и контакты с семьей читателя. Для этого мы приглашаем родителей посетить нашу библиотеку, беседуем о детском чтении, его особенностях, выступаем на родительских собраниях. Изучение отношения к чтению в семье помогает определить пути работы с родителями в условиях библиотеки, где мы знакомим их с основами детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки, привлекаем к активному содружеству в формировании круга детского чтения. Эта работа ведется систематически, на протяжении всех лет, когда ребенок пользуется библиотечным фондом. Очень интересен опыт проведения “Родительских дней” в гимназии, где наряду с проведением открытых уроков по предметам библиотека открывает свои двери для родителей. В программе экскурсия по библиотеке, обзоры детских книг и обмен опытом родителей в руководстве чтением детей, а также час “вопросов и ответов”. В ходе работы с родителями выявляется, чем они могли бы помочь библиотеке (оформление читального зала, составление сценариев мероприятий, встречи с интересными людьми).

Такая работа с семьей ребенка повышает престиж библиотеки в глазах читателей и уровень руководства читательскими интересами.

Работа по привлечению детей к чтению требует широкого охвата участников учебно–воспитательного процесса. Перед библиотекой гимназии четко выстроены перспективы дальнейшего развития, которое во многом зависит от слаженных действий работников библиотеки, администрации, педагогического коллектива и родителей.

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать…"

Д.С. Лихачев

Литература нашего края. Она давно вышла за рамки северного региона. Б.Блинов, В.Маслов, В.Семенов, В.Смирнов, Н.Колычев, П.Беспрозванная и др. Знакомясь с этими именами на уроках словесности и краеведения, дети обращаются в библиотеку, чтобы узнать об их творчестве. Здесь на выручку приходят книги о нашем крае и тематические папки. Но самые незабываемые минуты – живое общение детей с писателями и поэтами, художниками и музыкантами, артистами и просто интересными людьми. В пропаганде культуры Севера большую методическую помощь оказывает ОДЮБ, где находится богатый выбор книг.

Наши читатели не только изучают, но и пробуют свои силы, участвуя в конкурсах, посвященных юбилейным датам г. Мурманска и Мурманской области, в чтениях известных поэтов, проводимых внутри школы, в округе, городе. Большую популярность у детей имеют викторины по истории и культуре г. Мурманска. Краеведение помогает детям ощутить связь времен, а библиотека оказывает им помощь в предоставлении художественных и документальных материалов.

Эстетическое воспитание как условие формирования культуры школьников.

Цель эстетического воспитания – выявление природных задатков и дарований человека и формирование на их основе способностей к творческому преобразованию мира по законам красоты, установление гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей.

Важное место во внеклассной работе по эстетическому воспитанию отводится таким видам деятельности, в которых развиваются творческие способности детей, художественный вкус. Занятия по “Этике и этикету” первоначально велись только на базе библиотеки. Их значение видели, ценили и дети, и педагоги. Под руководством библиотекаря детьми был создан фильм “Этикет”, который с успехом используется как учебное пособие школами города.

Сегодня этот курс – часть дополнительного образования гимназии. Занятия ведутся по программе Н.Е. Щурковой с 1-го по 9-й класс программа реализуется на трех уровнях: “Не мешай окружающим людям” (1–4-й класс), “Будь приятен окружающим людям” (5–6-й класс), “Помогай окружающим людям” (7–9-й класс).

Методическая база школьных дисциплин основана на принципах:

– единство материальной и духовной культуры;
– историческая преемственность в развитии материальной культуры.

Поэтому определены приоритетные направления работы нашей библиотеки:

– создание определенного запаса элементарных эстетических впечатлений;
– создание запаса эстетических знаний;
– формирование разносторонних способностей и ценностного отношения к миру;
– формирование индивидуальных эстетических творческих способностей;
– формирование эстетической культуры личности.

Признаки эстетической активности учащихся:

– эстетическое отношение к искусству;
– психологическая и практическая готовность к деятельности;
– активная позиция по отношению к явлениям в искусстве и жизни;
– способность к творчеству.

Художественные дисциплины

Литература

“От маленького писателя к большому читателю”.

Путь развития личности через выявление и формирование ее индивидуальных качеств, выявление учеником нравственных понятий и проблем, формирование качеств: воображения, фантазии, способностей к сопереживанию.

Музыка, ИЗО, МХК

Приобщение к общечеловеческим художественным ценностям.

Реализация возможности индивидуального выбора видов искусства.

Развитие индивидуального вкуса.

Развитие эстетических потребностей.

Развитие положительных установок по освоению народного искусства.

 Формы развития творческой активности школьников

– обсуждение и оценка творческих работ;
– тематические вечера;
– выставки творческих работ;
– посещение театров;
– обсуждение спектаклей;
– литературные встречи;
– творческие конкурсы;
– городские и внутришкольные акции;
– подготовка к предметным неделям;
– Интернет–конкурс по истории;
– конкурс рукописной книги “Всей планете о моей малой Родине”.

Включение учащихся в различные виды культурной деятельности позволило найти талантливых детей, создать условия для их самореализации. Этому способствуют проведение предметных недель в гимназии, творческих конкурсов, инсценирование театральных постановок, создание собственного печатного издания “Гимназические ведомости”, подготовка и проведение Дня гимназии.

Развивать культурные традиции, повышать уровень эстетического воспитания в школе можно только совместными усилиями библиотекарей, педагогов, родителей. В творческом содружестве рождаются новые формы, совершенствуется система. И тогда библиотека всегда останется под знаком прекрасного.