Школа здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Предложенная сегодня программа не окончательный вариант — окончательный вариант должен быть результатом творческого поиска всех педагогов.

В основе всех программ лежит методика коллективной творческой деятельности педагогов и детей. Мы не будем останавливаться на общих положениях теории проектирования и критериях, заявленных во Всероссийском Положении о конкурсе Программ (актуальность, новизна, экономичность и т. д.), посмотрим на программу глазами педагога.

1. Ведущим критерием качества программы, без сомнения, можно считать ее ориентированность на развитие детей, т.е. чем больше возможности для развития ребенка представляет программа, тем она лучше.

2. Успех обеспечен, если идею развития ребенка связать с обеспечением для него в единстве следующих условий и гарантий:

  • Защита жизни и здоровья;
  • Ощущения себя нужным и любимым;
  • Возможности достижения успеха и признание этого успеха, значимыми для ребенка людьми;
  • Расширяющегося поля выбора и инициативы по мере достижения успеха;
  • Сотрудничество с взрослыми в переустройстве мира.

3. Для того чтобы быть развивающей, хорошая программа должна быть интересной и для ребенка и для взрослого.

4. Хорошая программа содержит в себе “тонкие материи”

5. Хорошая программа также нуждается в эмблеме-талисмане

6. Хорошая программа должна быть хорошо названа.

Модель определяется по базису, форме и задачам.

САНАТОРИЙ “ДОМ”

Показатель Характеристика
Типология по базису Многопрофильный
Типология по форме Стационарный
Участники Воспитанники детских домов, коллективы классов, дети с ослабленным здоровьем
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса Воспитатели, педагоги, психологи, игротехники, психотерапевты, дефектологи, медики, педагоги- организаторы и т.д.
Информационно- методическое обеспечение Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, здравоохранения и образования. Региональные программы по проблемам семьи и детства.
“Дом” Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом; отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве; учитываются индивидуальные особенности детей; работа ведется группами; свободный выбор детьми содержания деятельности; гибкое планирование деятельности.
Материально — техническое обеспечение Помещение для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комната психологической разгрузки, зимний сад и т.д.
Реализация программы деятельности (преимущественно) Здоровье, физическое и духовное, “Здоровый образ жизни”, “Помоги себе сам”, “Познай себя”

В настоящее время особенно остро встает проблема телесного и духовного здоровья.

Главные задачи программы:

  • Ознакомить ребят с теоретическими основами оздоровления.
  • Научить самооздоровлению.
  • Сформировать мотивацию на познание самого себя.

Результатом реализации этой программы является осознание детей себя как целостной системы, познание самого себя и умение управлять собой.

Итак, задачи и формы работы нашего оздоровительного центра связаны с оздоровлением ребенка, включая купания, закаливания, упражнения, спортивные игры, прогулки в лес, фитолечение и т.п.

В таком заведении не должно быть ни курения, ни грандиозных ежедневных шумовых шоу, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка.

Здесь большая роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.

Программа “Школа здоровья”
“Физическое и духовное здоровье, культура”

Показатель Характеристика
Цель программы Формирование мотивации (потребности) на внутреннюю работу с собой, на максимальную, жизненную ориентацию: “Создать самого себя”.
Задачи программы Обучение основам психофизической саморегуляции и естественного оздоровления.

Обучение навыкам формирования собственной программы личностного развития.

Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации Программа адресована детям. В детском возрасте появляется возможность рефлексивного отношения к себе и к миру выбора жизненного пути. Это время формирования в человеке духовности и внутренних ценностей.

Программа содержит теоретические и практические занятия.

Прогнозирование возможных позитивных результатов Овладение навыков психофизической саморегуляции, умение правильно провести одно-двухдневное голодание, оценить качество продукта и степень его энергетической пользы, умение правильно сочетать продукты, овладение элементарными навыками нетрадиционного лечения простых заболеваний (головная боль, усталость, простуда...), умение составлять программы самолечения (под наблюдением специалиста).
Прогнозирование компенсации негативных результатов Работа в малых группах.

Индивидуальный подход.

Корректировка поведения на каждом этапе взаимного общения ребенка со специалистом.

Ресурсное обеспечение Программой руководит специалист, имеющий соответствующее образование и подготовку: валеолог, биолог, преподаватель физкультуры, эколог, специалист по гигиене, социальный педагог, медицинский работник, психолог и любой другой специалист, владеющий знаниями в области телесного и душевного здоровья.

Наконец, сама тематика в 21 тему. К каждой теме составляется план проведения занятий, как бесед, так и практических, подбирается литература, наглядный материал, составляются памятки (с собой) и т.д.

Выбор дети могут сделать сами, кого-то можно направить, согласно заболеваниям.

Итак, кратко по всем 21 темам.

Народная и нетрадиционная медицина

1. Водолечение (минеральная вода, баня, компрессы, обливание и т.д.)

2. Волшебная сила витаминов.

3. Пчелы и лечебные свойства меда.

4. Популярная косметика

5. Биополе человека. Самомассаж.

6. Животворящая сила слова.

7. Тайны трав (ароматеропия, сборы, составление чаев и т.д.)

8. Целебная сила фруктов и ягод (абрикос — сердце, арбуз- почки)

9. Философия питания (вегетарианство, чудо — голодание, диетическое питание, раздельное питание для полных детей и т.д.).

10. Оздоровительная система Порфирия Иванова (13 заповедей, “Детка”, Человек — космос).

11. “Чудодейственное касание”. Точечный массаж (классический, китайский, японский, профилактический в домашних условиях)

12. Чудеса мочевой терапии.

13. Медицинская астрология (мир цветов, камней, деревьев, металлов; стихии — земля, воздух, огонь, вода).

14. Магнитотерапия (стельки, браслеты, клипсы, пояса, магнитная вода).

15. “Как научиться правильно дышать?” (для астматиков, по Бутейко).

16. Музыка и эмоции (дискотеки и т.д.)

17. Тайна здоровья — в единстве тела и души (лечение души человека).

Бог — это дух, который нельзя определить. Хирурги, вскрывая сердце, не видят в нем ничего кроме сосудов и крови, а говорят, что в сердце — любовь, зло, камень, ненависть, добро... Но кто видел это из хирургов?...

18. “Сырые соки — источник бодрости” (фруктовые, овощные, из трав и т.д.).

19. Как помочь глазам?

20. Ваши волосы и ваше здоровье.

21. Оздоровление души в тесной связи с природой.

1. Водолечение

Живая клетка на б0-99% состоит из воды, что позволяет утверждать: “Живой организм — это одушевленная вода. Чем моложе, тем больше жидкости”.

Важное значение придается минеральной воде. Железистые (как у нас) воды стимулируют образования крови. Такую воду полезно пить при малокровии.

При неврозах пьют воду с содержанием брома (например, талая вода). Талая вода является сосудистым средством, способствует уменьшению сердечных болей и даже рассасывание тромбов.

Есть инструкции по ее применению, компрессы, ванны, пользование паром, обливание и питье.

Есть рекомендации Севастьяна Книтппо, автора книги “Моя вода”. Лечение основано на 40- летнем опыте: ножные ванны, глазные ванны, сидячие ванны.

О Бене “Щедрый дар” (о воде живой и мертвой).

2. Волшебный мир витаминов (для ослабленных детей)

Вита — это жизнь (перевод). Если при обработке витамины разрушать, человек жить не сможет.

Существует группами. Витамин А — роста. Витамин В — нервы. Витамин С — позволяет ошутить всю прелесть жизни, сохраняет иммунитет.

3. Пчелы и лечебное свойство меда

Испокон веков пчелы удивляют нас своей мудростью в выборе ценнейших веществ, входящих в состав нектара и пыльцы. Мед может восполнить любой пробел в ежедневном питании. Есть книга “Мед и склонность детей мочиться в постель”.

  • Эффективное средство лечения мочеиспускания.
  • Мед в качестве снотворного.
  • Старое испытанное средство от кашля.
  • Мед и спазмы мышц.
  • Лечение ожогов.

Медовые соты (на рамке, из которой полностью откачали мед; жевать) — прекрасное средство лечение дыхательной системы.

4. “Популярная косметика”

  • Опасность использования импортной косметики.
  • Привлечение натуральной косметики. Маски из тертых овощей.
  • Наши предки знали и использовали различные домашние продукты в этих целях: дрожжи, мякиш хлеба и т.д.
  • Как избавиться от заусениц, веснушек, если шелушатся губы и т.д.

5. Путь к себе. Основы лечения биополя

  • Биополе человека и растений.
  • Экстрасенс глазами физики.

Примеры:

  • Бывает, что жалуются на постоянные головные боли в холодное время года, причиной которых является ношение шапок из меха животных, биоэнергетика которых на данного человека влияет отрицательно.
  • Бывает, возникают боли в сердце от ношения вещей из синтетики.
  • Негативно на самочувствие человека влияют высоковольтные линии электропередач.
  • Если вы хотите лучше воспринимать всякую информацию - повернись лицом на восток, а если, космическую — спите головой в направлении Полярной звезды, которая считается центром Вселенной.

6. Животворящая сила слова

Всем известно: слово может ранить, повергнуть в отчаяние и вызвать постоянную боль, но оно способно и врачевать, залечивать душевные раны.

  • Отличная книга Сытина.
  • Сытин долгие годы собирал и изучал старые дедовские заговоры. Но вся эта работа потребовалась лишь для того, чтобы понять принципы построения и воздействия лечебных текстов народной нелекарственной медицины.
  • “Ни таблеткой, ни уколом, а добрым словом”.
  • Библиотечные уроки. Чтение в тихий час, перед сном.

7. Тайны трав

Лечение травами и цветами — фитотерапия, сборы, составление чаев и т.д.

Ароматеропия — листы герани, ванили, липы, используются для расслабления мышц, укрепление сердечного ритма. Использовали ее еще в древней цивилизации, в основе метода лежит ароматизация помещения эфирными маслами растительного происхождения (базиликовые и лавандовые масла).

8. Целебная сила фруктов и ягод

Каждый фрукт — это, например:

  • Абрикос — сердце,
  • Арбуз — почки.

Есть и дикорастущие, съедобные растения — боярышник, калина.

К этой же теме можно отнести и овощи (лук, чеснок).

9. Философия питания

Например, для полных детей:

  • Вегетарианство;
  • Чудо — голодание;
  • Диетическое питание;
  • Раздельное питание и т.д.

10. Оздоровительная система Порфирия Иванова

  • 12 заповедей.
  • “Детка”.
  • Обливание.
  • Хождение босиком.
  • Любовь к природе.
  • Учит быть человеком высоконравственным.
  • В основе — связь человека с космосом.
  • Есть у нас уже и практика в этом виде.
  • Постулаты: “Нельзя из себя выплевывать ничего”.

11. “Чудотворное касание” - массаж

  • точечный;
  • классический;
  • китайский;
  • японский;
  • профилактический, в домашних условиях.

12. Чудеса мочетерапии

Это не новый метод, а проверенный временем метод лечения болезней, передававшийся из поколения в поколение.

Книга “Тысяча замечательных вещей”, вот выдержки из нее:

  • Теплой мочой мой уши;
  • Мой и массируй ею руки, и она снимет онемение, удалит трещины и ссадины;
  • Обливание ран.

13. Медицинская астрология

Мир цветов, камней, деревьев, металлов, стихий — земля, воздух, огонь, вода.

14. “Магнитотерапия”

  • Стельки, браслеты, клипсы, пояса, магнитная вода.
  • Магнит помогает при переломах.
  • Человек и магнитные бури. Как сохранить здоровье в неблагоприятные дни.

15. Как научиться правильно дышать

  • Для астматиков. Дыхание по Бутейко. Йоговское.
  • Воздух, окружающий нас, содержит в 250 раз меньше углекислоты, чем надо.
  • Поэтому окружающий нас воздух, если его вдыхать полной грудью, становится ядовит для наших клеток. Нас спасает защитный, непроницаемый для газов барьер — кожа и бронхи, имеющие кожистый вид. Тем не менее, усиленное дыхание приближает нас к гибели.

16. “Музыка и эмоции”

Расслабление и ощущение психологического комфорта достигаются воздействием различных факторов:

  • Обстановки (быт, уют, красота)
  • Музыки, цвета, ощущения, кинозарисовок,
  • Просмотра фильмов (тщательный отбор видеотеки - строжайшее запрещение демонстрации фильмов ужасов).
  • Музыка при сопровождении основных мероприятий, утренняя гимнастика, подъем, дискотека, отбой и т.д.
  • Психологические и музыкальные работники могут помочь подобрать музыку.

17. “Тайна здоровья - в единстве тела и души”

  • Оздоровление души человека.
  • Бог — это дух, который нельзя определить.
  • Хирурги, вскрывая сердце, не видят в нем ничего, кроме сосудов и крови, а говорят, что в сердце — любовь, зло, камень, ненависть, добро... Но кто видел это из хирургов?

18. “Соколечение”

  • Соки фруктовые, овощные, из трав.
  • Как приготовить соки в домашних условиях.
  • В каком количестве можно пить соки.
  • Соки живые и мертвые, как определить?

19. Как помочь глазам?

  • Ваши глаза то, что вы едите.
  • Как расслабить глаза?
  • О ношении очков.
  • Промывание глаз.
  • Что надо знать об освещении. Как помочь глазам отдохнуть.
  • Влияние солнца и телевизора на глаза. Пища и зрение.
  • Можно лечить глаза без лекарств.

20. Ваши волосы и ваше здоровье

  • Как расчесывать волосы. Массаж кожи головы.
  • Как выбрать мыло, шампунь. Как правильно мыть голову.
  • Сушить волосы на солнце. Перхоть, мертвые волосы.

 21. Оздоровление души в тесной связи с природой

  • Ознакомление детей с жизнью растений и животных. Оздоровление с помощью природно-климатических условий (природа Высоковского бора, родники, Волга, зимний сад и т.д.).
  • Формирование ответственного отношения к природе.
  • Экологические игры, экскурсии, наблюдения.
  • Специалисты, работающие с детьми, должны хорошо знать и любить природу.

Итак, роль педагога заключается в том, чтобы увлечь ребенка идеей “самостроительства”, создать условия для гармоничного развития его личности.

Ребенок напоминает бутон в руках педагога – воспитателя, который является садовником.