Введение родителей в школьную жизнь

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Работа с родителями


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.

На наш взгляд, развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Вместе с тем, увлечение многих школ платными образовательными услугами в расчете на высокооплачиваемых родителей или инновации, порожденные внутришкольными проблемами в ущерб интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

Мы считаем, что в современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детский сад, переход к обучению с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы рассчитаны на своевременное включение родителей в школьную жизнь и требуют "готовой" родительской позиции.

Однако, у большинства родителей будущих первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь.

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы мы предлагаем строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

Мы считаем, что активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей.

Для организации адаптационного периода мы предлагаем использовать алгоритм, разработанный в соответствии с концепцией ОУ Начальная школа – детский сад № 34 г.Сочи и позволяющий координировать взаимодействие многих участников адаптационного периода. Алгоритм проведения адаптационного периода предусматривает множество форм работы с семьей и возможность выбора наилучших вариантов для данного контингента родителей.

Для родителей работа по алгоритму означает их знание логики и шагов алгоритма, возможность участия в планировании предусмотренных алгоритмом мероприятий и выбора способов своего включения в школьную жизнь. Для этого каждая семья обеспечивается алгоритмом – памяткой на весь адаптационный период.

К концу адаптационного периода мы предполагаем достижение качественно нового уровня взаимодействия с родителями, что позволит выработать и согласовать условия индивидуального Родительского договора с каждой семьей, заключение которого по итогам адаптационного периода будет не формальной правовой процедурой, а механизмом развития образовательного учреждения.

Нами используется многолетний опыт работы учителей ОУ Начальная школа – детский сад № 34 города Сочи по поиску оптимального варианта сопровождения первоклассников и их семей в адаптационный период (в статусе Федеральной экспериментальной площадки). Основные идеи работы могут быть реализованы в условиях любой другой начальной школы, работающей в режиме полного учебного дня.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

"Современная школа" понимается нами как идеальная личностно-ориентированная система, способная учитывать интересы и возможности каждого участника образования. Это предполагает развитие реального образовательного учреждения:

– от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей,
– от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье,
– от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ,
– от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.
"Введение родителей в современную школу" означает для нас:
– создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи,
– расширение представлений родителей о современной школе, активизация родительской позиции во взаимодействии со школой,
– подготовка родителей к заключению и выполнению индивидуального Родительского договора,
– развитие родительского сообщества, формирование родительского актива.

В результате особой работы с родителями ожидается повышение результативности адаптационного периода. В соответствии с концепцией и моделью ОУ Начальная школа – детский сад № 34 результаты адаптационного периода могут быть оценены по схеме, которая предусматривает учет вклада всех участников адаптационного периода:

 

Результаты адаптационного периода

Перспектива "Образовательные программы"

Качество освоения образовательных программ

Активность освоения программ дополнительного образования

Достижения повышенного уровня

Готовность к продолжению образования

Перспектива "Спецпомощь"

Состояние здоровья

Гармоничность психофизического развития

Удовлетворение особых потребностей

Мотивация к здоровому образу жизни

Перспектива "Развивающая среда"

Рациональное использование учебного дня

Включенность в разные детские коллективы

Активность родителей в школе

Психологическая комфортность обучения

Перспектива "Административное управление"

Рост образовательного потенциала педагогов

Стабильность педсостава и детского контингента

Удовлетворенность родителей школой

Общественное мнение в регионе о работе ОУ

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР (ПРОЕКТ)

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад № 34 г.Сочи, именуемое в дальнейшем Образовательное учреждение, в лице директора Н.Н. Власенко, с одной стороны, и

Гражданин,  являющийся родителем (законным представителем) обучающегося , именуемый в дальнейшем Родитель, с другой стороны,

в соответствии с Уставом Образовательного учреждения заключили настоящий договор о взаимных правах и ответственности.

Образовательное учреждение:

Предоставляет обучающемуся бесплатное начальное общее образование в пределах государственных образовательных стандартов с нормативным сроком освоения 4 года.

Устанавливает режим полного учебного дня с 8.00. до 18.00. при пятидневной учебной неделе.

Самостоятельно определяет содержание, формы и методы обучения и воспитания, учебные нагрузки, порядок аттестации обучающегося.

Создает благоприятные условия для разных видов деятельности обучающегося с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей в режиме полного учебного дня.

Отвечает перед Родителем за жизнь и здоровье обучающегося, качество образования, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания во время образовательного процесса.

Предоставляет возможности получения дополнительного образования, оказывает платные дополнительные услуги за пределами образовательной программы на договорной основе.

Обеспечивает обучающегося горячими завтраками и обедами с оплатой согласно меню и существующим расценкам с учетом дотации из бюджета на питание школьников.

Принимает меры для сохранения имущества обучающегося.

Регулярно информирует Родителя о состоянии здоровья, успешности освоения образовательной программы, особенностях развития обучающегося.

Организует психолого-медико-социальную помощь обучающемуся в случае необходимости.

Оказывает консультативную помощь Родителю по вопросам обучения и воспитания обучающегося.

Открывает по запросу Родителя группы кратковременного пребывания.

Обеспечивает по запросу Родителя преемственный переход обучающегося в пятые классы средних общеобразовательных школ Центрального района г.Сочи для продолжения образования.

Поддерживает дисциплину на основе уважения законных прав и интересов обучающегося.

Родитель:

Выбирает индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося в пределах реализуемых образовательных программ.

Определяет набор дополнительных услуг для обучающегося.

Оплачивает платные дополнительные услуги согласно отдельным договорам не позднее 15 числа текущего месяца.

Вносит установленную плату за питание не позднее 15 числа текущего месяца.

Своевременно ставит учителя в известность о болезни обучающегося или возможном его отсутствии.

Несет ответственность за воспитание обучающегося в семье и обеспечение преемственности требований Образовательного учреждения и семьи.

Обеспечивает обучающегося необходимыми средствами для обучения и воспитания.

Оказывает помощь Образовательному учреждению в создании необходимых условий для обучения и воспитания обучающегося.

Несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Образовательному учреждению по вине обучающегося, возмещая стоимость имущества или осуществляя ремонт за свой счет.

Ставит в известность администрацию Образовательного учреждения о том, кто забирает обучающегося из Образовательного учреждения.

Обращается к администрации Образовательного учреждения для разрешения конфликтных ситуаций в отношении обучающегося.

Вносит предложения по улучшению деятельности Образовательного учреждения и организации дополнительных образовательных услуг.

Участвует в управлении Образовательным учреждением через работу в Попечительском совете, родительских общественных объединениях.

Настоящий договор вступает в силу после подписания его обеими сторонами и действует на период обучения обучающегося в Образовательном учреждении. Необходимые изменения могут вноситься по согласованию сторон.

Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой стороны.