Урок музыки по теме: "Музыка и культура Белоруссии"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • формирование у учащихся конкретного представления об особенностях белорусской музыки и культуры;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, достижение дружеских отношений.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  • ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;
  • проверка домашнего задания;
  • проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
  • изложение нового материала;
  • первичное закрепление изученного;
  • подведение итогов урока.

Оформление доски:

  • нарисован перрон, поезд, вагоны, не дописан маршрут на вагонах Высокий – ………. ;
  • на доске находятся цветы красного и синего цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие “Музыкальный звонок” муз. Е.Тиличеевой.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Учитель: Добрый день! Я проводник поезда. Нам пора отправляться в путешествие, до отправления поезда осталось 5 минут. Чтобы путешествие было удачным, мы должны все вместе спеть песенку про паровозик. Я буду запевать, а вы все вместе петь слова: “ту-ту, чик-чик”.

У меня есть паровозик
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
Он меня по рельсам возит
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
У него труба и печка
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
И волшебное колечко.
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
Сяду у окна поближе
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик.
И доеду до ……….

– Ой, ребята, смотрите потерялась вывеска с маршрутом. Вы случайно не брали? Что же нам делать? Не знаете? Я, кажется, догадалась. У меня есть волшебный мешочек, загляну-ка я в него. Что там? (Достает мешочек, в нем письмо, читает.)

Письмо. Здравствуйте, ребята! Свою пропажу вы найдете, отгадав загадку:

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

(Хором дети отвечают, что это картошка.)

Учитель: Вы, молодцы, наверное, все отличники. Как показать, что вы молодцы? (Большой палец поднять вверх, подмигнуть, погладить по груди, по голове, все себя похвалили.)

Но при чем тут картошка, ребята? Наш поезд не называется ведь Высокий-Картошка. Я, кажется, снова догадалась. Мы сейчас вместе эту тайну разгадаем. Вам нужно выполнить задание, продолжить цепочку:

Русские – украинцы – ……………? = ……………?

Необходимо не только вставить пропущенные слова, но и объяснить почему. (Работа по рядам.)

– Так куда мы сегодня отправляемся? (В Белоруссию.)

– А кто знает столицу Белоруссии? (Минск.)

– Кстати, ребята, вы не знаете, кто является президентом Белоруссии? (Лукашенко.)

А ведь письмо пришло от него. И еще он вам с детьми из Белоруссии посылает подарок. Это картошка (достается из мешка). Удивительно. А знаете почему? Ведь загадка была про картофель. Потому что, Белоруссия славится богатым урожаем картофеля. Эта картошка необыкновенная, у нее есть зрение и слух. Она будет наблюдать за нами в течение всего урока.

Заняли свои места. Сели удобно, мы отправляемся в путешествие по маршруту Высокий-Минск, а значит цель нашего визита в Белоруссию, познакомиться с музыкой и культурой этого народа.

III. Объяснение нового материала, первичное закрепление.

На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян.

Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.

Дуда (показывается изображение). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.

Цимбалы (показывается изображение). Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии.

– К какой группе инструментов относится цимбала?

Давайте послушаем ее звучание, а затем ответите на вопрос. Вот звучание цимбалы.

(Звучит Вариации на тему “Перепелочка”.)

-К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент. Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет фортепиано. Послушайте белорусскую народную песню и помогите мне определить, что означает название песни. (Слушание белорусской народной песни “Бульба”.)

После слушания дети отвечают, что бульба – это картошка.

IV. Анализ музыкального произведения.

  • характер;
  • жанр;
  • лад.

(Разучивание песни, обратить внимание на охрану голоса.)

V. Концертное исполнение.

– Нам необходимо выбрать оркестр, который будет помогать в сопровождении хору. (Выбирается оркестр.)

Задача оркестра: придумать свой ритм сопровождения.

(После исполнения, участников оркестра оценивает хор.)

Физ. минутка — “Я художник”.

– Ребята, давайте мы тоже пошлем в Белоруссию подарок, мы нарисуем картину.

Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе – изображение листа бумаги. Указательный палец правой руки – карандаш. Проводим пальцем по левой ладони линию – дорогу).

На ней быка изобразил
А рядом с ним корову.

(Правая и левая руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят “Му – у”.)

Направо дом.
(Пальцы складывают домиком.)
Налево сад.

(Кисти рук скрещиваются в запястье – изображают деревья. Раздвинув пальцы, дети шевелят ими будто раскачивают ветки.)

В саду 12 точек.

(Указательным пальцем правой руки– карандашом рисуют точки на левой ладони).

На ветках яблоки висят,
И дождичек их мочит.

(Встряхивание кистей– имитация капель дождя).

Потом поставил стул и стол.

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой).

Тянусь как можно выше.

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянуться вверх).

Уф! Свой рисунок приколол –
Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок-поднятую в вертикальном положении ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)

– Хотите разучить белорусский танец? Называется он “Лявониха”. (Разучивание танца.)

Лявон Лявониху любил,
Лявонихе черевички подарил.
Лявониха была ласковая,
В черевичках так отплясывала.
Все девчонки, все девчонки аха-ха-ха,
Все мальчишки, все мальчишки охо-хо-хо.

-Кто дружнее танцует мальчики или девочки? (Танцуют по 2 ряда, остальные 2 ряда – в роли учителей, должны оценить танцоров, затем роли меняются.)

VI. Итог урока.

– Кстати, а что говорит картошка, прислушайтесь к ней, она вам поставит оценку. Поднимите руку, кому поставила “5”? А кому – “4”?

– А у нас зазвонил телефон, первым будет говорить Антон. Звони родителям, расскажи о нашем уроке. (Далее звонят ребята.)

VII. Рефлексия.

Вот и приблизилось к концу наше путешествие на поезде “Высокий-Минск”. Цветов на перроне видимо не видимо! Каждый может выбрать себе цветок и поместить его в общий букет (в вазе находится веточки, на них дети и прикрепляют свои цветы). Если урок вам понравился, украсьте наш букет красным цветком, а если все здесь происходившее вам не понравилось, то смело помещайте в букет синий цветок.

– Не торопитесь, соблюдайте правила дорожного движения, иначе попадете под поезд.

VIII. Домашнее задание (по выбору).

  1. Написать письмо в Белоруссию, президенту, рассказать о дружбе наших государств, о нашем уроке.
  2. Перечислить блюда из картофеля.
  3. Поделиться впечатлениями об уроке с родителями, друзьями.

Спасибо за урок!