"Я просто не люблю читать…", или Падение интереса к чтению у современных школьников

Разделы: Литература, Начальная школа


Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…

(А.Мирцхулава)

Давно ли вы были в библиотеке? Это святое место, в котором собрана чудесным образом вся мудрость человечества, накопленная тысячелетиями. Здесь ты можешь взглянуть на мир другими глазами, понять суть непознанных ранее тобой вещей, открыть для себя что-то новое.

Словно завороженные сидят за книгами ребятишки, кто-то уже полный решимости идет со стопкой книг к библиотекарю, а какой-то зевака с удивлением рассматривает огромные стеллажи. Вот замечательная картина!

Но это то, что было… А что есть? Полупустые пыльные полки, тишина, будто гробовая, и одинокий библиотекарь, в сердцах ругающий любого, потревожившего его покой. А на этом фоне – веселые оптовые рынки книг, так называемые "развалины", на которых можно найти массу литературы, особенно "легкой".

Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. "Что случилось с нашими малышами? – задает вопрос в своей статье заслуженный учитель России Е.И. Бесчастная. – Многие не хотят читать, боятся книг" [1].

Сегодня в стране более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6 раза.Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Тиражи и число названий книг для них резко сократилось. Детские и юношеские библиотеки получают в год 1-2 новые книги на одного читателя. В небольших провинциальных городах, поселках и селах вообще отсутствует книжная торговля. Таким образом, большинство граждан России отлучены от книги и ограничены в возможностях получения информации. При этом в массовых изданиях идет активная экспансия пошлости, преобладание низкопробной литературы, которая навязывает российским гражданам чуждые стереотипы восприятия, мышления и поведения [7] .

"В настоящее время возникла еще одна серьезная проблема духовной жизни человека: падает интерес к книге. Его заполняет телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу", – соглашается Н.Н. Губенко, председатель Комитета Государственной думы РФ по культуре и туризму [7].

А не так давно 1972-й год Генеральной конференцией ЮНЕСКО был провозглашен Международным годом книги. Информация об этой акции была отражена в книге "Чтение в изменяющемся мире". В ней представлены доклады, содержащие результаты проводившихся в те годы исследований в области читательских интересов и чтения в СССР (статья И.П.Осиповой "Распространенность чтения и изучение читателя в СССР") и других странах (доклад Я.Анкудовича из Польши "Динамика развития чтения в городе и деревне", доклад Алена М. из Канады "Психо-социологические исследования навыков чтения в Канаде", доклад Дарваша Й. из Венгрии и других авторов из ФРГ, Югославии, Италии, Норвегии, Франции, Великобритании, Чехославакии).

И.П. Осипова в своей статье пишет, что "…чтение является одним из древнейших средств приобщения к знаниям, к культуре, и по мере движения общества по пути научно-технического и культурного прогресса роль его возрастает".

Она восклицает, что во всем мире рост новейших средств информации вызвал тревогу за судьбу книги, но исследования чтения, проведенные в СССР, показали обратное: чтение в Советском Союзе приобрело всенародный характер, и СССР можно по праву назвать "страной читателей" (результаты отражены в таблицах, см.ниже).

Регулярность обращения к чтению и другим средствам массовой информации (в % к числу опрошенных)

 

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Газеты

Книги

Журналы

Радио

Телевидение

Кино

82

55

36

71

16

0,2

8

15

22

8

22

45

6

14

8

88

Количество читающих в различных социально-профессиональных группах (в % к числу опрошенных)

 

Газеты

Журналы

Книги

Специалисты

Рабочие

Колхозники

Служащие

Учащиеся

Пенсионеры

В целом

99

99

100

99

99

97

99

98

84

68

90

98

72

86

98

88

72

95

100

75

89

Результаты, приведенные в таблицах, ярко отображают, что в те годы население намного чаще обращалось к печатной продукции, чем к радио, телевидению и кино.

Кандидат педагогических наук Л.В.Беляков в предисловии к книге "Чтение в изменяющемся мире" пишет: "Возможно, в отдаленном будущем книга как форма хранения информации уступит место какому-то еще не известному виду "машинной памяти", но пока что все это относится к области фантастики".

Сегодня мы уже осознаем, что это не фантастика, а реальность. Чтобы убедиться в этом, стоит хотя бы вновь прочитать цитату из анкеты старшеклассника, выведенную в название данной статьи. И, действительно, в результате проведенного нами анкетирования старшеклассников (которое входило в исследовательскую часть дипломной работы на тему "Формирование интереса к чтению") было выявлено, что к концу обучения в школе у учащихся значительно снижается интерес к чтению (см. анкету).

Старшеклассники не получают эмоционального удовлетворения от чтения, что подтверждают ответы на вопросы № 1 и 7: "Не люблю вообще читать, нервов не хватает", "У меня кроме чтения, есть, чем заняться", "Я предпочитаю активный отдых", "Я не очень люблю читать, так как это занимает много полезного времени". Чтение вызывает лишь у половины опрошенных стремление познать новое (вопрос № 6), остальные же умеют читать для того, чтобы: "получить образование", "чтобы учиться", "чтобы продвигаться в жизни, получить хорошую работу". Преодолеть, возникшую на пути такую трудность как неумение читать (вопрос № 10), захотели только 8 старшеклассников из 49. Самым популярным из печатной продукции оказался журнал: 71% учеников предпочитают книге чтение журнала, типа "Авто", "РС", "Хулиган", "Хакер", "Игромания" и др. При этом 53% старшеклассников не имеют никакого отношения в своей семье к покупке книг, ссылаясь или на то, что этим занимаются родители, или на то, что дома итак большая библиотека книг. Чуть больше половины старшеклассников регулярно бывают в библиотеках (55,3%), но, к сожалению, только по причине того, что их вынуждает к этому школьная программа. По своему желанию туда ходят лишь 4 человека из 49, другие 4 человека никогда там не были и не имеют желания туда пойти, а некоторые откровенно заявляют, что пойдут туда "…только если больше делать нечего, когда по литературе хотят "2" поставить". При этом есть подростки, которые осознают важность чтения в своей жизни: "Без книг человек не может считаться полноценно развитым", "Читайте! Судьбу выстраивают книги", "В книгах больше информации, чем в других источниках", "Нужно уметь читать, чтобы нормально общаться с людьми. А-то некоторые два слова связать не могут", "Если человек не умеет читать, то он – редиска, нехороший человек". Но таких ответов не много и вывод таков: нынешнему подростку читать не интересно.

Подтверждением этому может служить и диаграмма, приведенная на данной странице, хорошо иллюстрирующая нелюбовь старшеклассника к книге и чтению вообще. "Молодежь все реже и реже обращается к книге, а если и обращается, то либо из чисто прагматических соображений, либо к книгам сомнительной художественной ценности; тихо и почти незаметно для широкой общественности чтение перестало быть любимым занятием россиян", – утверждает Ольга Никулина, председатель Координационного Совета общественных организаций и объединений редакций средств массовой информации.

При этом социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность… [7]

"Государству нужны читающие люди! Потому что только от них оно может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве", – заявляет Елена Голубева, сотрудник Российской государственной детской библиотеки. Да, государству нужны образованные люди, но будут ли они таковыми, если их рука не коснется книг В. Шекспира, Ф. Достоевского, А. Пушкина, П. Толстого, Н. Гоголя и др.

Тут возникают два исконно русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"… Но это уже темы для других статей, я думаю, вы сами найдете ответ на первый вопрос прочитав приведенные ниже цитаты старшеклассников и первоклассников.

Ответы старшеклассников на вопрос "Является ли чтение твоим любимым занятием?"

Ответы первоклассников на вопрос "Представь, что с детства тебя не научили читать. Все умеют читать, а ты – нет. Как ты отнесешься к этому?"

Литература по данной теме.

  1. Бесчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. // Начальная школа, 2000, № 9.
  2. Глушаков П.С. Неисчерпаемость слова: заметки о детском чтении. // Начальная школа, 2002, № 10.
  3. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа, 2000, № 9.
  4. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения. // Начальная школа, 2000, № 11.
  5. Светловская Н.Н. Когда и почему ребенку читать не хочется? // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ Под ред. М.С.Соловейчик и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 340–345 с.
  6. Чтение в изменяющемся мире. – М, 1974.
  7. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения. – М.: СИРПП, 2001.
  8. Шелестова З.А. Чтение – превосходный профессор литературы. // Литература в школе, 1999, № 7.