Школа индивидуального выбора

Разделы: Начальная школа


ШИВ – это попытка решения проблемы свободы личности и необходимости, проблемы выбора. При отсутствии таковой. Поэтому гипотезой эксперимента стало развитие 4 “само” ученика. Если у ученика будут развиты его 4 “само”: самоосознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция, то: 1) ребенок будет готов в жизни осознанно делать свой выбор; 2) научиться определять свои стремления в познании окружающего мира; 3) будет уметь реализовывать все свои знания в жизни; 4) научиться регулировать все свои познания и преобразовывать их в таланты, определяя самостоятельно степень погружения в различные предметы. Исходя из этого мы создавали педагогику основанную на идее личностно-ориентированного образования в условиях предоставления ребенку и учителю выбора – поэтому взяли за основу название, а так же элементы разработок предложенные Е.Ю. Гончаровой “Модель школы индивидуального выбора”, основную концепцию Монтессори-педагогики “Помоги мне сделать самому”. И я создала свою модель, которая подходит и реализовывает мое понимание в решении проблемы гуманизации и личностно ориентированного обучения детей.

Тип школы

Муниципальная общеобразовательная массовая школа, I ступень обучения, основанная на идее дифференцированного, личностно-ориентированного образования в условиях предоставления ребенку и педагогу выбора – школа индивидуального выбора.

Философские ориентиры модели ШИВ.

Исходная точка для философского обоснования модели ШИВ (школы индивидуального выбора) в том, что образование это составная часть более широкого понятия “космос” (предложенного Монтессори-педагогикой и его составная часть от понятия “культура”. Под “культурой” понимается проявление человечности, лучших черт характера личности (сама воплощенная сущность человека). Ещё одна составная часть Монтессорианского понятия “космос” – “культура детства”. Неповторимый мир ребенка имеет свои психические, психологические, моральные ценности и идеалы. Общение двух миров (взрослого и детского) и создает диалог на основе взаимопонимания и взаимообогащения.

Образование – процесс усвоения учеником знаний, приобретения умений и навыков, необходимых для подготовки человека к жизни и труду; обучение и его просвещение.

Школьное образование – звено в цепи реально происходящего в повседневной жизни, в процессе образования ребенка.

Школа – структура, которая должна помочь реализовать свое человеческое начало и свои образовательные запросы.

Образование в модели ШИВ ориентировано на положительный идеал личности ребенка, на необходимость каждого в доброте, развитии, любопытстве, стремлении к красоте, справедливости и деятельности. Создать условия для развития именно гуманной развивающей среды обучения – вот задача ШИВ.

Философской основой эксперимента является:

  • свобода личности и необходимость, проблема выбора;
  • проблема личности и общества;
  • закономерности и случайности;
  • цель и смысл жизни.

Социально-педагогические задачи.

Социально-педагогическими задачами “ШИВ” являются:

  • становление личности ученика, осознавшего собственную самоценность в процессе обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности, коммуникабельности, чуткости, отзывчивости и толерантности;
  • нацеленность детей на внутренне мотивированное и внешне стимулированное стремление к знаниям;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • предоставление ребенку возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
  • формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка.

Принципы обучения и воспитания в ШИВ.

Фундаментальным является принцип: ребенок успешнее учится в такой социальной среде, которая способна поддержать его уникальное развитие.

Основные принципы этой теории следующие:

1. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого ребенка.
2. Принцип целенаправленной деятельности.
3. Принцип развития умственных возможностей для “впитывания” знаний из Среды, в которой находятся дети.
4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития ученика.

Педагог – создатель культурно-развивающей среды. Он играет роль помощника и наблюдателя, тем самым, отдавая всю активность ребенку, и это становится наивысшим условием его свободной работы.

Таким образом, школа индивидуального выбора призвана дать шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Педагогические идеи ШИВ.

1) Реализация государственного стандарта образования, минимум содержания образования.
2) Вариативность программ обучения, утвержденных и рекомендованных Министерством образования РФ.
3) Индивидуализация процесса образования.
4) Личностный подход к каждому ученику.
5) Формирование познавательных интересов и потребностей.
6) Учет динамичности познавательных интересов и потребностей ученика.
7) Самореализация возможностей каждого ученика.
8) Педагогическое сотрудничество на началах реального гуманизма.

Полная интеграция учебного процесса, внеклассной образовательной и внешкольной деятельности.

Свобода выбора содержания, форм организации учебной и внеучебной деятельности.

Успех как социально-педагогическое условие образования.

4 “САМО” как обязательное условие развития процесса образования:

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ как способ социализации личности (нравственная культура человечества, культура семьи, рода, культура человеческих взаимоотношений, культура школы, культура детства).

Ученик – субъект образовательного процесса.

 Модель выпускника школы.

Выпускник школы – это человек: образованный, знающий, самостоятельно добывающий знания.

Осознающий:

  • разнообразие жизненных ценностей (знание, свобода, сотрудничество, уважение другой личности);
  • собственную самоценность.

Умеющий:

  • осуществлять выбор;
  • жить и работать в разновозрастном коллективе.

Способный:

  • планировать свою жизнь в соответствии с целями;
  • принимать решения.

Имеющий:

  • жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с компьютером.

Структура учебного заведения.

В МОУ СОШ №8 сохраняется ШИВ на I ступени обучения:

1 ступень – начальное обучение (1- 4 класс);

В классе “ШИВ” формируются группы для занятий по выбору с учетом:

  • разнообразия выбора предмета (в рамках расписания);
  • интереса;
  • добровольности выбора;
  • на основе опорных знаний;
  • мотивов обучения;
  • ориентации на “победное учение”;
  • доступного ребенку уровня сложности учебного материала.

Режим дня

1. Занятия проводятся по шестидневной неделе, сменность занятий определяется администрацией школы.
2. Учебная неделя делится на 2 части:

1 часть – дни погружения в предмет (1- 2 дня)
2 часть – занятия по индивидуальному выбору (4- 5 дней)

Недельная нагрузка соответствует максимальному объему учебной недельной нагрузки по базисному учебному плану Российской Федерации для шестидневной учебной недели:

  • длительность уроков – 40 минут;
  • начало занятий – в 8 часов 30 минут;
  • перед уроками – ежедневный круг;
  • на базе классов ШИВ организована группа продленного дня.

Организация педагогического процесса, построение учебных планов.

1. Учебно-воспитательный процесс имеет гибкое строение.

Цель конструирования – воссоединить, взаимосвязать, создать условия для взаимопроникновения учебного и воспитательного процессов, обеспечить превращение учения в форму жизнедеятельности учащихся (наряду с классно-урочной предметно-урочная, а также цикло-блочная система организации УВП).

2. Ориентация УВП на сформированность детей, их познавательный интерес, свободу выбора, готовность к восприятию различной учебной информации, выполнению различных учебных видов деятельности; использование в качестве ориентиров, отражающих процесс развития учащихся, целостных навыков и умений (общеучебных, предметных, коммуникационных и др.) дает возможность решать проблему индивидуализации обучения.

3. Система оценки результатов труда предполагает учет сугубо индивидуальных параметров. Важно оценивать этапы развития личности, а не сравнивать ребенка с другими детьми или абсолютным (усредненным) эталоном. Ориентация на фиксацию индивидуальной динамики продвижения в развитии учащихся. Критерии оценки – интерес и сформированность навыков. Оценка должна отражать личностный рост ученика.

4. Основными формами организации образовательного процесса являются: “самообучение под наблюдением”, “круги”, проектное обучение.
Занятия в форме “самообучение под наблюдением” обеспечивает решение трех важных задач:

1. Учебная: качественное усвоение ЗУН, составляющих содержание учебных программ.
2. Организационная: соблюдение традиционного содержания обучения.
3. Психологическая: развитие навыков целеполагания, планирования, взаимо- и самоконтроля. Формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные силы, возможности и интересы.

Смысловая нагрузка изменений – обеспечение целостности картины мира через процесс образования, “научение” способам саморазвития, самоопределения и саморегуляции. Ориентация на варьирование выбора предмета образования с учетом индивидуальности детей и особенностей личности педагога.

Гуманитарные предметы, творческие занятия, круги, проекты играют особую роль в “очеловечивании”, “становлении личности”, в формировании приоритетного типа жизнедеятельности. Задачей гуманитарного образования является понимание каждым индивидуального сознания, как феномена современной общечеловеческой культуры и культурных традиций.

5. Формирование установки на сочувствие, сопереживание событий, понимание другого как ценности, причастность и развитие соответствующих умений в целенаправленном учебно- воспитательном процессе.

Естественнонаучное образование призвано формировать целостное мировоззрение учащихся о природе, путях ее защиты, преобразования, о природопользовании, цивилизации. Естественнонаучное образование осуществляется через решение исследовательских задач, с его помощью ученик проходит путь научных открытий.

Общекультурное образование предполагает обогащение трудовой, эстетической, языковой, моральной и физической культуры учащихся. Развитие органически умений детей, их теоретическое осмысление, поиск ребенком форм самовыражения, коллективной и индивидуальной деятельности.

 Требования к личности педагога

  • высокий профессионализм на фоне отсутствия ролевой профессиональной деформации, свобода от стереотипов и педагогических догм как в организации, так и в содержании учебно- воспитательного процесса;
  • способность к творчеству и креативности мышления;
  • широкая эрудиция, позволяющая обеспечить интегрированное изложение материал, увязать его в единую систему и тем самым способствовать формированию в сознании ребенка целостной картины мира;
  • высокий уровень психолого-педагогической подготовки, обеспечивающий возможность реализации подлинно индивидуального подхода к организации как учебного, так и воспитательного процесса, создание эмоционально насыщенной атмосферы взаимоотношений с детьми и родителями, профессиональное владение широким набором психолого-педагогических методик и техники и др.;
  • высокая культура и гуманные установки по отношению к людям.

Дидактическая основа ШИВ

Индивидуализация образования вводится через организацию образовательного процесса:

  • уроки;
  • ЗИВ (занятия индивидуального выбора);
  • опорное погружение;
  • практикумы;
  • консультации;
  • экскурсии;
  • тренинги.

Формы образовательного процесса:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  • самостоятельные;
  • бригадные.

Методы образовательного процесса:

  • проблемно-поисковые;
  • проблемные;
  • экспериментальные;
  • проектные;
  • аналитические, самостоятельные;
  • фронтальные, объяснительно-иллюстративные.

Структурно-функциональная модель ШИВ

Используемая литература

1. Вентцлер К.И. Нравственное воспитание и свобода // Свободное воспитание. Вып.1.М., 1992.

2. Выготский Л.С. Собр.соч. : В 6 т. М., 1982.

3. Гончарова Е.Ю. "Модель школы индивидуального выбора" 2000г.

4. Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.

5. Зеньковский В.В. Педагогика. Париж-Москва. 1996.

6. Кошелева О.Е. Гуманистическая и православная педагогические традиции всвете проблем создания новой системы образования// Историко-педагогические исследования и проблема стратегии развития современного отечественного образования. М., 1993.

7. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.2000.

8. Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении.

9. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.1994.

10. Селевко Г.К. Дифференциация обучения – Ярославль, 1995