Урок-путешествие по теме: "Отдел Покрытосеменные растения"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • образовательные:
    • изучить особенности отдела "Покрытосеменные растения";
    • формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом;
  • развивающие:
    • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
  • воспитательные:
    • прививать навыки коммуникативного общения;
    • совершенствовать навыки работы с гербарием и по инструктивным карточкам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения: гербарные экземпляры цветковых растений, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка.

Презентация

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по страницам устного журнала в “Отдел Покрытосеменные растения”. Каждая страница устного журнала нам даст возможность еще раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. Цветковые растения (покрыто семенные) – самый обширный отдел растительного мира, к которому относятся больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 533 семейства, примерное 13.000 родов и не менее 350.000 видов. Я вам предлагаю сделать остановку на первой странице устного журнала. 1 страница: “Признаки покрытосеменных”.

Учитель предлагает определить правильную последовательность эволюции растений (рис. 1).

Рис. 1

Учитель. Чем был определён расцвет цветковых?

Ответы учащихся:

– Способностью переносить яркое освещение и сухость воздуха.
– Высокая приспособляемость и выносливость, в различных климатических и почвенных условиях, в том числе и на засоленных почвах.

Учитель. Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений.

Ответы учащихся:

– Среди Покрытосеменных в отличие от голосеменных есть не только деревья и кустарники, но и травы.
– Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшей сложности и разнообразия.
– Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения.
– У цветковых впервые появился новый орган – цветок. Семязачатки заключены в замкнутую полость завязи, образованную одним или несколькими сросшимися плодолистиками. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира.
– Изменения проявились в особенностях жилкования листьев, характере побегообразования, где стало преобладать симподиальное ветвление. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе. Основными проводящими элементами ксилемы взамен трахеид становятся сосуды, что значительно ускоряет движение восходящего тока. Во флоэме ситовидные клетки, обычно у прочих отделов высших растений, заменяются члениками ситовидных трубок. Одновременно появляются и клетки-спутницы, в известной степени регулирующие функции ситовидных трубок.

Учитель. Таким образом, покрытосеменные получили дополнительные возможности в конкурентной борьбе и в конечном итоге стали, по выражению известного ботаника М.И. Голенкина, “победителями в борьбе за существование”. Однако их принято делить на 2 класса: двудольные и однодольные.

2-я страница  “Классы покрытосеменных”.

Учитель предлагает учащимся выполнить работу в рабочей тетради №38. На рисунке соедините линиями признаки, характерные для растений класса двудольных и однодольных (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Затем всему классу предлагается работа по инструктивной карточке №1 (10 мин.)

Учитель. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса – однодольных и двудольных каждого класса, выпишите в таблицу.

А. В семени две семядоли.
Б. В семени одна семядоля.
В. Корневая система стержневая.
Г. Корневая система мочковатая.
Д. Жилкование листьев сетчатое.
Е. Жилкование листьев параллельное.
Ж. Запас питательных веществ расположен в эндосперме.
З. Запас питательных веществ находится в семядолях.

Класс однодольные   
Класс двудольные   

Проверка выполнения задания.

3-я страница “Семейство Покрытосеменных”.

Учащихся парами работают с гербарием.

Задание №1. Определить предложенные растения и результаты работы записать в тетрадь.

Задание №2. Индивидуальная работа по инструктивной карточке “формулы цветков” (рис. 3).

Рис. 3

Учитель. Самым многочисленным по числу видов является семейство сложноцветных. Оно насчитывает около 25.000 видов. Самым немногочисленным является семейство березовых, объединяющих около 130 видов растений.
Наше путешествие нас привело на заключительную 4-ю страницу, которая называется “Закрепление”.

Учитель предлагает учащимся выполнить компьютерный тест.
В конце путешествия по страницам устного журнала подводятся результаты работ учащихся.

Компьютерный тест