Применение современных образовательных технологий на уроках химии

Разделы: Химия


В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они хотят ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса является непригодность некоторых традиционных приемов и методов обучения для современных молодых людей. Освоение химии приходится в школе на 13 -16 лет, когда ребята пребывают в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического развития, перестройка прежних отношений к миру к себе, возникает потребность в самоопределении и самовыражении. У подростка вызывает скуку и раздражение авторитарный нажим, приказ. Я считаю в современной школе очень важен личностный подход, работать с каждым в зоне его ближайшего развития. Переходный период часто у детей протекает с обострениями хронических заболеваний, что вызывает применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов на уроке для ребенка является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, по – моему, должен построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения ( готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению.

Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как технология организации адаптационно – развивающих диалогов, адаптивная система обучения, мониторинг. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на моих уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий( наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии).Применение химического тренажера развивает у ребят умение участвовать в общем диалоге. Осуществлять само- и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в динамических парах и малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, ребенок может провести не только самооценку, но и самокоррекцию.

Урок. Предельные одноатомные спирты.

Цели:

  • образовательные:
    • продолжить формирование знаний о классах органических соединений, понятиях гомолог, изомер;
    • ознакомить с предельными одноатомными спиртами: химическим строением, гомологией, изомерией;
    • научить составлять структурные формулы и названия гомологов и изомеров.
  • воспитательные:
    • научить участвовать в общем, диалоге,
    • развивать способность отстаивать собственную точку зрения,
    • формировать адекватную самооценку.
  • развивающие:
    • формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

I. Мотивация.

С целью психологической настройки ребят на сотрудничество, провожу оценку настроения с помощью небольшого теста “ мордашки”.

Ребятам предлагается нарисовать улыбку на выданном рисунке: , если есть желание сотрудничать с учителем на уроке: ; если желания нет, то нарисовать . Урок провожу с учетом полученных данных от ребят.

Класс делится на 6 вариантов и предлагается работа с химическим тренажером (см. Приложение). С каждого варианта прошу дать ответ на следующие вопросы ( для этого называю координаты нужного мне вещества, все ребята имеют возможность контролировать ответы других и их корректировать):

– К какому классу органических соединений относится это вещество?
– Дайте название веществу.

По окончанию работы с химическим тренажером, специально прошу дать название веществу из класса спиртов. Ребята понимают, что для этого им не хватает знаний.

– Почему вы не можете назвать данное вещество?
– Что хотели бы узнать об этом веществе и классе, к которому оно относится?

Ребята сами формулируют (непроизвольно) цель урока. Я записываю их вопросы на доске. Возвращаемся к химическому тренажеру. Указывая на спирты, спрашиваю:

– Что общего в строении между веществами известными вам и веществами под № 6? (Ответ: углеводородный радикал)
– Что особенное в строении веществ вы видите? (Ответ: у всех веществ имеется гидроксогруппа)
– Органические вещества , состоящие из углеводородного радикала, который соединен с одной или несколькими гидроксогруппами, называют спирты.

II. Ориентация.

– Все спирты – яды. Например, несколько грамм метилового спирта вызывают потерю зрения и смерть. Сегодня в России массовое употребление этилового спирта – это национальная проблема. В результате употребления спирта нарушаются функции центральной нервной системы, происходит деградация личности.
Спирты – это обширный класс органических соединений. Но мы сегодня начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты. Записываем тему урока: "Предельные одноатомные спирты." Все ли слова в теме урока вам понятны?

Ученики спрашивают:

– Почему называют эти спирты предельными?
– Почему одноатомными спиртами?

Для этого предлагаю рассмотреть таблицу. В таблице названия закрыты, хорошо видны только формулы, по которым строится беседа по вопросам.

Таблица 1.

– Чем отличаются спирты 1-й и 2-й колонки? (Количеством гидроксогрупп)
– Какие спирты называют одноатомными? (Те, которые содержат одну гидроксогруппу).
– Правильно, (снимаю листочек , где написана классификация спиртов) по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные, а также спирты состоящие из бензольного кольца соединенного с гидроксогруппой называют – фенолы. Существует еще одна группа спиртов, которые называются – ароматические, но в средней школе они не изучаются. Это вещества более сложные по строению. Если вам интересно, то можно прийти на факультатив и я вам расскажу более подробно о них.
Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем изучать новый класс органических соединений? Ученики сами предлагают план изучения темы:

  1. Химическое строение
  2. Номенклатура
  3. Гомологи
  4. Виды изомерии.

Переворачиваю доску, где еще до урока написан план изучения темы.

– Посмотрите наша цель урока и план работы у нас общие: начать знакомство с предельными одноатомными спиртами, изучить их строение, гомологию, виды изомерии, номенклатуру. Рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2.

– Посмотрите на первых трех представителей группы предельных одноатомных спиртов. Как вы считаете, кем они являются по отношению друг к другу? (Гомологами)
– Какие вещества называют гомологами? По международной номенклатуре предельным одноатомным спиртам, дают названия ( рассматриваем на примере из таблицы) :

1. Находим в молекуле самую длинную углеродную цепь, связанную с гидроксильной группой.
2. Пронумеруем атомы углерода в этой цепи так, чтобы атом “С”, связанный с группой – ОН, имел наименьший номер.
3. Называем алкан, соответствующий самой длинной цепи, указав положение всех заместителей.
4. Обозначаем гидроксильную группу суффиксом – ОЛ.
5. Цифрой указываем положение группы – ОН.

– Кем являются эти вещества по отношению друг к другу? (Изомерами).
– Какие вещества называют изомерами? В ходе беседы открываю понятия “гомолог”, “изомер”.
– Посмотрите на вещества бутанол-1 и бутанол-2, назовите вид изомерии.
– Посмотрите на вещества бутанол-1 и 2-метилпропанол-1, какой вид изомерии здесь?
– Какой можно сделать вывод?

Ребята отвечают.

– Запишем в тетрадь схему как в таблице ( по которой строилась беседа).Для спиртов характерен еще один вид изомерии – это межклассовая, с простыми эфирами (рассматриваем пример) .

III. Операционный этап.

Работа в динамических парах. Каждая пара за 4 минуты, поочередно выполняет 4 карточки. Карточки под номерами, они остаются на столе, передвигаются только дети. Номер карточки соответствует номеру стола на этом ряду. За одну минуту надо дать ответ письменно в тетради, с обратной стороны карточки есть правильный ответ ( для самопроверки), взяв с собой ручку и тетрадь пересесть ученикам из-за своих столов по схеме: 1 стол переходит на 2, 2 на 3, 3 на 4, 4 на 1. Пересаживаются по сигналу учителя.

Карточка № 1.

Назовите спирт по международной номенклатуре:

Карточка № 2.

Назовите спирт по международной номенклатуре:

Карточка № 3.

Назовите спирт по международной номенклатуре:

Карточка № 4.

Назовите спирт по международной номенклатуре:

Карточка № 5.

Назовите спирт по международной номенклатуре:

Обсуждение результатов в течение 1 минуты.

IV. Энергетический этап.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выбирает консультанта, который будет представлять работу группы, анализируя ее. Каждой группе выдается лист ватмана, на котором написано задание.

Задание. Составьте как можно больше возможных изомеров вещества состав, которого С7Н16О. Дайте названия веществам .

Каждый консультант вешает на доску творческую работу своей группы, анализирует, комментирует, все вместе исправляют ошибки. По итогам работы группа оценивает деятельность каждого на специальном листке и отдает учителю. Вместе ребята делают вывод сами (предельными одноатомными спиртами называют…..).

V. Оценочный этап.

Оценивается и комментируется деятельность каждого ученика.

Домашнее задание.

– Если хотите получить оценку “4” – прочитайте параграф и выполните № 1 в конце. Если хотите получить оценку “5” – предположите, какое влияние оказывает атом кислорода в молекулах спиртов. Предположите, как это будет сказываться на химических свойствах спиртов.

Рефлексия.

– Какую мы цель ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Чему вы научились? Были ли моменты непонимания? Смогли мы их разрешить в ходе разговора? Было ли результативным наше сотрудничество?
А сейчас покажите ваше настроение в конце урока. Если настроение хорошее, урок прошел для вас успешно, то нарисуйте улыбку на выданном листочке, если настроение плохое, то нарисуйте изгиб вниз, если вам все равно нарисуйте прямую линию.
Урок завершен, спасибо за сотрудничество.

Приложение.