Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Тема первого урока: Николай Васильевич Гоголь и его “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями; рассказать об истории создания сборника “Вечера…”; научить характеризовать героев повести “Майская ночь”.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг писателя; набор открыток палехского художника А. Куркина.

Эпиграф: “Истинно весёлая книга”. (А.С. Пушкин)

Ход урока

1. Беседа по вопросам:

– Ребята, известно ли вам имя писателя Н.В. Гоголя? Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали?

– Возможно, кто-то из вас видел кинофильмы, поставленные по мотивам произведений Гоголя. Поделитесь своими впечатлениями.

2. Слово учителя о биографии писателя. История возникновения сборника “Вечера…”.

  1. Рассказ о родителях, бабушке Гоголя.
  2. В имении Д.П. Трощинского.
  3. Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Гоголя (живопись, литература, театр).
  4. “Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия”.

Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.

Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.

Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.

В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.

3. Композиция сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

– Давайте посмотрим, какие повести входят в сборник “Вечера…”.

1-я книга

2-я книга

Предисловие

Сорочинская ярмарка

Вечер накануне Ивана Купала

Майская ночь, или Утопленница

Пропавшая грамота

Предисловие

Ночь перед Рождеством

Страшная месть

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Заколдованное место

В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.

4. Смысл названия повести.

– Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Руды?м Панько?м”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле? (Название это было наполнено для Гоголя глубоким внутренним смыслом. Диканька – родовое имение Кочубеев в Миргородском уезде Полтавской губернии, находившееся в 25 верстах от Васильевки. Старый дубовый лес в Диканьке был любимым местом прогулок юного Гоголя.)

– Как вы понимаете название этой деревни? (Диканька – это и нечто далёкое, удалённое от центра, от “света”. Диканька – первозданное, сохранившее свою самобытность, не затронутое цивилизацией. Но Диканька – это и нечто невероятное, “дикие речи, вздор, враки, пустяки”, как определено понятие “дичь” в словаре В.И. Даля, и не только “пустяки”, но и невероятно страшное, пугающее. Кстати, значение необычного, странного было дано в предисловии: “…нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечере у пасичника Рудого Панька”.)

– Почему же Рудый Панько? (Рудый – значит рыжий, указание на цвет волос. А Гоголь был в молодости несколько рыжеват, по-украински – “рудый”. Панько – уменьшительно-ласкательная форма имени Панас – прозвище по деду (его звали Афанасием, Панасом)).

– Замечу, что Гоголь подписывался различными псевдонимами: “В. Алов” (именно под таким псевдонимом вышла его первая поэма Гоголя “Ганц Кюхельгартен”), двойной фамилией, под которой в своё время писал его отец – “Гоголь-Яновский”, затем сокращённым от него – “Г.Янов”, а иногда – “ОООО”, поставленными слитно четырьмя буквами “О” (так как имелись в двойной фамилии: по тогдашней транскрипции говорили: Гоголь – Яновской).

– Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений? (Боялся, что его не поймут, поэтому “на всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом”, приводит слова непонятные в алфавитном порядке, даёт им объяснение)

5. Работа со словарём. Эпиграф к повести.

– Как называется набор слов, которые выписаны по алфавиту и объяснены? (Словарь)

– Прочтите несколько записей из этого словаря. Какие из этих пояснений вам были необходимы? Какие слова вы поняли и без объяснения?

– Итак, откройте повесть Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Впервые напечатана в 1831 г. в сборнике “Вечера” и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В. Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтоб мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде весёлых жизнерадостных парубков и дивчат, чтоб мы очаровались песенным складом украинской речи.)

6. Анализ 1-й главы. Главные герои повести. Работа с иллюстрациями.

– С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

– Как вы понимаете фразу – Парубки и девушки стремились “выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем”? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

– С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

– Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю)

– Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок)

– Нарисуйте словесный портрет героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях?

Ганна

Левко

Белое личико, ясноокая красавица, белая ручка, беленькие ножки, гордая дивчина, девушка на поре 17 весны, будто звёздочки ясные очи, красное коралловое монисто, когда-то жила у матери. Молодой казак, с бандурою в руках, сын сельского головы, на нем решетиловская шапка. Казак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает; свитка, пояс; орлиные очи парубка, карие очи, бандура на длинном ремне, чернобровый козак, чёрные усы, есть отец, который не соглашается на их с Ганной свадьбу.

– А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

– Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина “Левко и Ганна”. Но прежде, что значит “палехский”? (Палехская миниатюра – вид народной миниатюрной живописи яркой темперой (краски, растёртые на эмульсии) и золотом на чёрных лаковых изделиях из папье-маше. По названию посёлка Палех, где в начале XX века на основе иконописного промысла возник соответствующий вид росписи.)

– Чем художник Куркин дополнил портреты героев? (Показал высокую стройную фигуру парубка, разукрасил красным и зелёным его одежду, мы видим вышивку на рубашке, и бандура расписана в духе народных традиций. Ганна нарядная, в её одежде яркие, сочные краски, национальная вышивка на переднике, блузке. У неё длинная чёрная коса, на голове венок с лентами)

– Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?

– Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

– Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

– Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

– Вы внимательно слушали мой рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

– Почему у Ганны недобрые предчувствия? (Недобрые здесь люди, не верит в возможность счастья с любимым. “Мне всё что-то будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто… Признаюсь, мне веселее у чужих было”.)

– Что её волнует? (Говорил ли Левко со своим отцом.)

– Что ответил ей Левко? Почему “унывно” зазвучало в его устах слово “говорил”? (Это синоним безнадёжности. Отец по обыкновению своему притворился глухим.)

– Как Ганна укрепляет решимость Левко, ободряет его? (Да тебе только стоит, Левко, слово сказать – и всё будет по-твоему”.)

– Найдите слова, подтверждающие, что Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её. (“Они замерли, очарованные…”)

7. Проверка домашнего задания. Задание. Подготовить пересказ легенды об утопленнице.

– Восхищаясь природой, молодые люди стремятся узнать то, что связано с местными поверьями, легендами. Левко рассказывает Ганне легенду о страшном доме на горе. Перескажите эту легенду.

8. Подведение итогов урока.

9. Объяснение домашнего задания. Задание. Перечитать 2-ую главу; подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи (индивидуально); вспомнить определения слов: “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”; выписать из первого абзаца 2-ой главы эпитеты, сравнения, олицетворения, оформив в виде таблицы.

Тема второго урока: Мир красок, звуков и запахов в повести Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”.

Цели урока: выявить фольклорные элементы в повести; показать мастерство Гоголя-художника; вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте; научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка; развить мышление, устную речь; привить любовь к природе, ко всему живому.

Эпиграф: “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль…” (В.Г. Белинский)

Ход урока

1. Беседа по вопросам:

– Что вы узнали о Гоголе на прошлом уроке?

– Как создавался сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

– Итак, на прошлом уроке мы узнали, кто такие Ганна и Левко. Страницы повести, рассказывающие о любви молодых людей, очень лиричны, песенны. Им как бы аккомпанирует пейзаж. Что такое пейзаж? (Описание природы какой-либо местности)

– Давайте прочитаем описание украинской ночи. (Выразительное чтение отрывка учениками) Понравилось ли вам оно? Чем именно? (Действительно, как всё точно, красиво, восхитительно.)

– Как вы представляете себе природу Украины?

– В каких образах предстаёт ночь на Украине? (В образах неба, леса, прудов, окружённых садами, села, белые хаты которого светятся под месяцем.)

2. Работа с репродукциями картин А. И. Куинджи.

– А теперь посмотрите на картины известного художника Архипа Ивановича Куинджи “Ночь на Днепре”, “Лунная ночь на Днепре”. Как вы думаете, к какой из этих картин подходит только что прочитанное описание украинской ночи? (Да, вы определили верно. Это картина “Лунная ночь на Днепре”. И это не случайно, потому что именно она (картина) написана художником под впечатлением гоголевского пейзажа. Расскажу кое-что о первой картине. Когда в 1880 году в Обществе поощрения художников была выставлена картина А.Куинджи “Ночь на Днепре”, все были потрясены необычайной силой её воздействия. Некоторые даже пытались заглянуть за раму картины в надежде увидеть: не скрывается ли там какой-нибудь “волшебный фонарь”, создающий полную иллюзию струящегося, трепещущего лунного света, плавно и величаво движущихся днепровских вод.

– Чем отличается описание картины природы в литературе от пейзажа живописного? (В живописи художник изображает картину статическую, использует краски, светотень, рисунок. Писатель же даёт описание в движении, изменении. Кроме цвета, света, рисунка, он может словами передать звуки, запахи, осязательные ощущения; рассказать о своих чувствах, переживаниях.)

3. Работа с таблицей.

– Запишите тему урока. Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и оформим таблицу.

Краски (цвет)

Звуки

Запахи

Серебряный цвет месяца

Леса, полные мрака (чёрный)

Стены садов тёмно-зелёные

Девственные чащи черёмух и черешен (чистые, белые); Белея, блестят при месяце толпы хат

Шелест листьев

Шум ветерка

Величественный гром соловья

Тишина

Черёмуха; Черешня

Океан благоуханий

Чудный воздух и прохладно-душен и полон неги

– Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с блеском)

– Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где? (Ночью, когда серебряная луна заливает всё вокруг своим сиянием. Серебрятся зеленоватые воды Днепра, как мы видим на картине. Блестят огоньки в окнах низких крытых соломой хат. И сами белёные стены хат словно излучают серебряное сияние.)

– А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный, сказочный.)

– А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками мелодии, голоса. (От “величественного грома соловья” до “тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)

– А запахи? (Множество запахов, причем приятных.)

– Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.)

– Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной земле, природе.)

4. Проверка домашнего задания. Задание. Выписать определения понятий “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”. Заполнить таблицу примерами.

– Что такое эпитет? (Слово, поясняющее, характеризующее качество предмета или явления.) Сравнение? (Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.) Олицетворение? (Уподобление неживого предмета живому существу.)

– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Божественная ночь Очаровательная ночь Необъятный небесный свод Серебряный цвет месяца Величественный гром соловья Ключевой холод Как очарованное дремлет село Прекрасный ветреник – ночной ветер Листья лепечут, будто сердясь и негодуя Месяц глядит; Мрак вод угрюмо заключён; Листья лепечут; Ландшафт спит; Вверху всё дышит; Село дремлет; Ветер целует; Месяц заслушался

– Какова роль данных художественных средств в повести? (Они нужны, для того чтобы показать торжественную красоту украинской ночи, передать чувство восхищения автора этой красотой. Очеловечивая, одухотворяя природу, Гоголь тем самым создает атмосферу таинственную, чудесную, сказочную.)

5. Фольклорные признаки в повести.

– Да, украинская ночь сказочная. Как и в сказке, в ней есть преувеличения. Найдите их. (Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее; земля вся в серебряном свете; леса кинули огромную тень от себя; величественный гром украинского соловья и т.д.)

– Итак, мы с вами нашли такие признаки фольклорной основы в повести, как серебряный цвет, преувеличения, эпитеты, сравнения, олицетворения. Что можно сказать об отношении автора к описываемому? Какой человек мог написать подобное? Что помогло автору так точно передать красоту природы? Аргументируйте свой ответ! (Автор любит Украину, её чудесные ночи, восхищаться красотой, очарованием мира, говорит об особенном состоянии человека перед лицом божественной красоты: “А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений возникают в её глубине”.)

Свои чувства Гоголь выражает и с помощью риторических вопросов (Знаете ли вы украинскую ночь?) и восклицаний (Божественная ночь! Очаровательная ночь!). Помогли автору выразить свои чувства, передать красоту ночи и те материалы, что сам собирал, которые присылала его мама, помогли и рассказы отца, бабушки.)

6. Работа с эпиграфом.

– Прочитайте слова В.Г. Белинского, выбранные в качестве эпиграфа к уроку. Можно ли согласиться с великим критиком? Прав ли он? Перепишите эпиграф к себе в тетрадь.

– Какова роль пейзажа в данном произведении? (Описание природы, фон, на котором разворачиваются события; и в то же время пейзаж помогает передать автору своё настроение, состояние души.)

7. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

– Постарайтесь самостоятельно записать вывод, ответив на вопросы “Как через пейзаж Гоголь передаёт своё чувство к Украине?”, “С помощью каких художественных приёмов и средств?”, “Какова роль пейзажа в этом произведении?”. (Таким образом, восхитительная картина природы у Гоголя поражает нас своей яркостью, пышностью, блистательностью поэтических красок. Все строки пронизаны чувством восхищения красотой украинской ночи. Мы не только видим, но и слышим, даже чувствуем. Только человек, полный нежной влюблённостью в красоту этой ночи, мог так всмотреться в неё, так красиво описать её и так точно передать нам свои чувство. А чтобы передать красоту украинской ночи, чтобы создать атмосферу радости, веселья, праздничности, торжественности и полноты жизни, чтобы выразить глубокое и взволнованное чувство любви к природе, к родной земле Гоголь использует, как мы увидели, яркие сочные краски, художественные средства, приём контраста.)

– Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души (“А на душе и необъятно, и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно связанное. И, конечно же, прав В.Г. Белинский, сказав, что “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить сюда слова “и чувствуешь”.

– Давайте еще раз прочитаем описание украинской ночи, пытаясь передать чувства и настроение автора. (Если останется время)

8. Объяснение домашнего задания. Задание. Написать сочинение-подражание на тему “Зимняя ночь”; найти в словаре значение слов “юмор”, “свояченица”, “винокур”; подготовить пересказ легенды винокура; прочитать 3-ю и 4-ю главы, найти в них народные приметы, обычаи, суеверия.

Тема третьего урока: Гоголь – царь русского смеха. (А.В. Луначарский)

  1. Образ головы.
  2. Анализ юмористических эпизодов.
  3. Картины народной жизни.

Домашнее задание. Дочитать повесть; вспомнить, что такое фантастика; сравнить описание русалок Гоголя и Андерсена; нарисовать иллюстрации; выписать реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы.

Тема четвертого урока: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя “Майская ночь…”.

  1. Описание русалок. Русалки Гоголя и Андерсена. Русалки на картине И. Крамского “Русалки”.
  2. Мотив ночи. Название повести “Майская ночь…”.
  3. Композиция повести “Майская ночь…”.
  4. Характерные черты повести “Майская ночь…”.

Список использованной литературы

  1. Бражник Н.И. Повести “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”… . Сб. ст./ Под. ред Л.И. Тимофеева и Н.В. Колокольцева. М.; 1954.
  2. Гинзбург Л.Г. Занимательно о литературе: Пособие для учителей. – М.; 1990.
  3. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М.; 1974.
  4. Гоголь в школе. Сб. статей / Под ред. В.В. Голубкова и А.Н Дубовикова. М.; 1954.
  5. Капитонова Л. Почему лесной дед мочит бороду в воде? “Вечера на хуторе близ Диканьки” Н.В. Гоголя на уроках литературы в школах инновационного типа // Литература. Приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. – № 43. – С. 5 – 8.
  6. Мальцев М. Н.В. Гоголь в средней школе. Томск, 1951.
  7. Марченко Н.А. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.; 1979.
  8. Савченкова Г.Ф. Литература: 5 класс: Метод. пособие для учителя. – М; 2002.
  9. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – М.; 1997.
  10. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе: Книга для учителя. – М.; 2000.