Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1-го класса: "Что и как читать?"

Разделы: Начальная школа


Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.

Что можно сделать сегодня, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в овладении чтением? Как привить интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя у младших школьников? Как включить в процесс активного чтения каждого ученика?

Для решения поставленных задач предлагается “Читательский дневник” для учащихся 1, 2, 3, 4 классов. Учебное пособие адресовано ученику, учителю, родителям для организации целенаправленной работы по формированию читателя.

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По азбуке дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. С первой учебной недели параллельно с обучением чтению по азбуке и учебным книгам учитель может ввести детей в большой мир литературы: познакомит с широким кругом доступных книг, предложит заниматься чтением литературы регулярно с использованием заданий “Читательского дневника”.

Прежде чем давать дневник ребенку, учителю надо внимательно просмотреть его, оценить содержание и простроить свои действия по работе с ним.

Предлагаемое пособие знакомит учителя с одним из эффективных вариантов формирования у учеников интереса к книгам и желания их читать.

Пособие состоит из четырех брошюр.

В первой излагается работа по формированию у первоклассников индивидуального опыта самостоятельного чтения. Учитель знакомит с требованиями к навыку чтения, показывает далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводится консультация по работе с дневником. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Особое внимание следует уделить рубрике “Научись меня читать”, в которой предлагается целенаправленная методика работы по работе с книгой. В первой брошюре эта работа начинается, во второй – расширяется, а в третьей и четвёртой – совершенствуется. Читая каждый день, ребенок постепенно приобретет навыки читателя, научится ориентироваться в мире книг. Наряду с чтением предлагается занимательный материал и творческие задания. Дети могут проявить самостоятельность при выполнении таких заданий. Если этого не случится, не надо огорчаться, а просто научить их, как такие задания сделать. Предложенный занимательный материал может явиться стимулом к поиску подобных заданий, а также к самостоятельному составлению их, т. е. развитию творческих способностей. Чтение в течение учебного года рефлексируется ежемесячно с помощью старших, результаты отмечаются в таблице. Таким образом, ребенок имеет возможность реально наблюдать свои читательские достижения. Закрашивание “окошечка” может явиться стимулом к дальнейшему чтению. В итоге детям ненавязчиво прелагается продолжать чтение и летом.

Во второй брошюре продолжается работа, начатая в первом классе. Ученики уже имеют навыки самостоятельного чтения. Родители привлекаются только для контроля ежедневного чтения. Включается новое задание: научиться письменно рассказывать о том, почему понравилось прочитанное произведение. Учитель руководит этой работой. На этапе рефлексии вводится самозамер скорости чтения.

Третья брошюра предлагается ученикам третьего класса. Она предлагает дальнейшую работу по формированию читателя. Наряду со знакомыми заданиями и советами введена рубрика “Читателю на заметку”, включающая краткие литературные сведения о стилях и типах письменного текста, а также задания на развитие устной речи. Рефлексия направлена не только на чтение вслух, но и на чтение про себя.

Для учащихся четвертых классов предназначается четвертая брошюра. Работа по формированию читателя расширяется, углубляется, усложняется. Вводятся рубрики “Проба пера”, “Для любознательных”. На страничках “Читательского дневника” звучит “гимн” книге. На протяжении четырех лет самым активным участником формирования грамотного чтения является ученик. И вот на этапе рефлексии в четвертом классе результаты покажут уровень готовности ученика к работе в пятом классе.

Надеемся, что предложенная система работы, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей младшего школьника позволит ребенку:

  • полюбить книгу и процесс чтения;
  • повысить качество чтения;
  • расширить кругозор читателя;
  • развить его творческие способности.

В качестве примера предлагается один из “Читательских дневников”.

Учебное пособие по организации внеклассного чтения предназначено для оказания помощи каждому ребёнку в достижении успеха по овладению чтением.

Пособие адресовано учащимся первых классов Образовательной системы “Школа 2100”.

Дорогой первоклассник!

Хочешь как можно скорее научиться очень хорошо читать? Да?

В этом ты можешь помочь себе сам, а предлагаемый дневник призван стать твоим помощником в овладении чтением.

В нём ты найдёшь несколько советов по чтению, а также список книг, читая которые, ты будешь тренироваться.

Выбрав книгу, старайся её читать вслух.

Возвращайся к её чтению несколько раз в день.

Заканчивай день чтением перед сном.

К концу учебного года ты должен читать не менее 30 слов в минуту (в гимназических классах – 60 слов). При этом следи за тем, чтобы смог рассказать, о чём прочитал.

Желаем тебе успеха!

 

Уважаемые родители!

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Нормы чтения в начальной школе:

1 класс25-30 слов в минуту (в конце года)

2 класс40-50 слов в минуту (в конце года)

3 класс65-75 слов в минуту (в конце года)

4 класс85-95 слов в минуту (в конце года).

Скорость чтения – самый важный фактор, который влияет на успеваемость.

Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту).

Уважаемые взрослые, прочитайте ребёнку это стихотворение. Побеседуйте по его содержанию.

 

 

 

Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Не просто всё – гляди:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте,
Один лишь ключ, что у меня,
Замки отроют те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды,
Мой ключ – уметь читать.
Е. Федорин.

 

Просьба книги: научись меня читать

  1. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  2. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  3. Предположи, о чём я тебе расскажу.
  4. Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  5. Подумай, почему у меня такое название.
  6. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

 

 

 

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

№ п/п

Автор и название книги

Отметка о том, когда прочитано

1

Аким Я.

Стихи.

 

2

Барто А.

Знаю, что надо придумать.

 

3

Граубин Г.

Незнакомые друзья (стихи).

 

4

Демьянов И.

Ребятишкина книжка.

 

5

Заходер Б.

Стихи и сказки.

 

6

Зощенко М.

Самое главное (рассказы).

 

7

Коваль Ю.

Воробьиное озеро (рассказы).

 

8

Коршунов М.

Петька и его, Петькина, жизнь (рассказы).

Дом в Черёмушках (повесть).

 

9

Маршак С.

Стихи для детей.

 

10

Мориц Ю.

Попрыгать, поиграть (стихи). Малиновая кошка (стихи).

 

11

Носов Н.

Приключения Незнайки.

 

12

Остер Г.

Вредные советы.

 

13

Пришвин Н.

Рассказы.

 

14

Скребицкий Г.

Рассказы.

 

15

Сладков Н.

Рассказы.

 

16

Токмакова И.

Рассказы

 

17

Успенский Э.

Крокодил Гена и его друзья.

 

18

Цыферов Г.

Что у нас во дворе!

 

19

Чарушин Е.

Никита и его друзья (рассказы).

 

 

Памятка

“УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”

 

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чём читаешь.
  5. Читай ежедневно:

· вслух

 

 

· “про себя”

 

Твой читательский ежедневник.

Дата

Автор, название книги

Время, потраченное на чтение

Подпись

родителей

учителя

сентябрь

1

       

2

       

3

       

……

       

30

       

……………..

май

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

6

       

7

       

8

       

9

       

10

       

11

       

12

       

13

       

14

       

15

       

16

       

17

       

18

       

19

       

20

       

21

       

22

       

23

       

24

       

25

       

26

       

27

       

28

       

29

       

30

       

31

       

 

Как готовить рассказ о книге?

  1. Запомни автора, название книги.
  2. Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.
  3. Теперь обдумай свой рассказ,
  4. Не заучивая фраз.
    И задумайся о нём:
    Что рассказано? О чём?
    Что за чем произошло
    И к чему всё привело?
    Прочитай же ещё раз –
    И запомни свой рассказ.

  1. Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги.

Пуговка – верёвочка,
Палочка – воровочка!
Пряткой будет Женька.
Прячься хорошенько!
Где мы все и сколько нас.
Долго нам рассказывать.
Только очень просим вас
Женьке не подсказывать.

 РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ

Разгадывание ребусов – увлекательное дело. Но ещё интересней составлять их самому.

Составь ребусы

 

Желательно, чтобы было прочитано и это.

№ п/п

Автор и название книги

Отметка о том, когда прочитано

1

Балинт А.

Гном Гномыч и Изюмка

 

2

Барто А.

Стихи.

 

3

Волков А.

Волшебник Изумрудного города

 

4

Драгунский В.

Денискины рассказы

 

5

Дружков Ю.

Приключения Карандаша и Самоделкина

 

6

Житков Б.

Что бывало. Рассказы о животных.

 

7

Катаев В.

Цветик – семицветик.

 

8

Козлов С.

Сказки.

 

9

Линдгрен А.

Малыш и Карлсон.

 

10

Маршак С.

Стихи и сказки.

 

11

Михалков С.

Дядя Стёпа. Стихи.

 

12

Носов Н.

Рассказы.

 

13

Остер Г.

Задачник.

Зарядка для хвоста.

 

14

Погодин Р.

Кирпичные острова.

 

15

Погодин Р.

Маленькая Баба-Яга.

Маленький Водяной.

 

16

Родари Д.

Приключения Чиполлино.

 

17

Сладков Н.

Под шапкой – невидимкой.

Лесные сказки.

 

18

Толстой А.

Золотой ключик, или приключения Буратино.

 

19

Успенский Э.

Дядя Фёдор, пёс и кот.

Крокодил Гена.

 

20

Чаплина В.

Фомка – белый медвежонок.

 

21

Чарушин Е.

Тюна, Томка и сорока.

 

22

Чуковский К.

Сказки и стихи.

 

Если книга очень понравилась:

  • создай рисунки на основе прочитанного (комиксы).
  •  

     

Если книга очень понравилась:

  • можешь нарисовать понравившегося героя;
  • можешь “послать” ему письмо.
  • А ещё не забывай читать летом

    Продолжение следует