Свободолюбивый характер Мцыри

Разделы: Литература


Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

ХОД УРОКА

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Перечитайте тему урока. Что требует от нас формулировка темы: рассуждения, описания, рассказа?
По поводу чего мы будем рассуждать? Что же главное? (Свободолюбивый)
Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, в процессе нашей работы мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия. Чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и их причины.

– С чего начнем разговор?
– С определения значения слова “свобода”.
– Каково значение слова “свобода” по словарю В.И. Даля? (Проверка домашнего задания)
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
– Что же значит слово “свободолюбивый”?

II. Беседа по тексту.

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. Рожденный среди вольного народа, он был обречен на жизнь в тюрьме – монастыре.

– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что передано с молоком матери, заложено природой. Какие черты?

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов
. …

…Даже слабый стон из детских
губ не вылетал
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

– Дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Нет. Обобщенный портрет. Судьба многих горцев. Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.
– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);
“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);
“Судьбой монах” (божий человек, чистый).

– Какая была мечта?
– Какие причины побега?
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
– А какие ещё черты характера проявились во время побега?
– Почему так много пейзажных зарисовок? Чуткость души через понимание природы свободе Мцыри мог любоваться природой. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.

Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Всё ему кажется родным и близким. Он получает удовольствие от борьбы с бесконечным лесом, от тревожных ночей.

Ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов.

Мцыри наделяет природу фантастическими, незримыми существами, знающими тайну неба и земли. Синеву и чистоту небес он воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полет.

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам.

Красочность и сочность языка особенно ощутима при описании природы. Очень выразительные сравнения:

Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

Вывод. Все изобразительные средства направлены к тому, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Богатство изобразительных средств стоит в тесной связи с богатством внутреннего мира героя поэмы. Любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие ещё черты характера проявились во время побега? Смелость. Бой с барсом. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его?
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)

Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек,
Как зверь степной.

В борьбе с барсом Мцыри узнал, что он силен и смел.

Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви.

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

За этим образом скрыт образ сестры, образ матери, любимой девушки.

– Итак, какими же чертами характера обладала Мцыри? Мы доказали, что из многих черт характера выделяется свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить.

III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

Примерный план.

  1. Значение слова “свобода” по словарю В. Даля.
  2. Истоки и проявление свободолюбия.
    • Черты характера, заложенные природой.
    • Обобщенный портрет. Судьба многих горцев.
    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
    • Чуткость души через понимание природы.
    • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
    • Мцыри – человек, жаждущий любви.
  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий.

Домашнее задание. Подготовить устное сочинение на тему: “Свободолюбивый характер Мцыри”.