Бизнес-игра. Интегрированный урок: математика + физика. 7-й класс. Тема: "Линейная функция и её применение"

Разделы: Математика, Физика

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

1.Проконтролировать степень усвоения правил: определение линейной функции, взаимное расположение графиков линейных функций, определение прямой пропорциональности, умение применять правила в практической работе.

2. Систематизация знаний по данной теме.

3. Продолжение формирования умения планирования учебной работы с книгой, формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Воспитание коллективизма, гуманизма, отзывчивости, работоспособности.

Развивающие:

  1. Умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
  2. Развитие самостоятельности.
  3. Развитие умения преодолевать трудности.
  4. Умение показать единство теории математики и физики через межпредметные связи.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, групповой.

Вид работы: самостоятельная работа.

“Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждёт вас, друзья."
Академик А.С. Несмеянов.

Класс разбивается на две команды, каждая команда – на три группы. В команде есть свой банкир, который ведёт учёт заработанного капитала. Стартовый капитал каждой команды 500 у.е.

План игры:

  1. Накопление капитала.
  2. Денежные операции (кредит в банке не менее 1000 у.е., под 20%).
  3. Риск.
  4. Вложение капитала.
  5. Риск.
  6. Денежные операции.

Ход игры:

 I. Накопление капитала.

Командам предлагается ответить на вопросы по теме урока. За каждый правильный ответ команда получает 100 у.е., если команда не отвечает на вопрос, она ничего не получает.

Вопросы по алгебре демонстрируются на карточках.

  1. Что называется линейной функцией?
  2. Что является графиком линейной функции?
  3. Что нужно знать, чтобы построить график линейной функции?
  4. Что называется прямой пропорциональностью?
  5. Что является графиком прямопропорциональной функции?
  6. а). Является ли функция y= 7-9x линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  7. а). Является ли функция y = 2x – 3 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  8. а). Является ли функция y = -x/5 – 1/3 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  9. а). Является ли функция y = x/2 + 1 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  10. а). Является ли функция y = (10x – 3)/5 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  11. а). Является ли функция y = (7 – 4x)/3 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  12. а). Является ли функция y = -3 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  13. а). Является ли функция y = 7 линейной?
    б). Назвать, чему равны коэффициенты k и b.
  14. Является ли функция y = 2/x +1 линейной?
  15. Является ли функция y = x2 – 3 линейной?
  16. y = 7x - 2; y = -6x – 2.
    а). Каково взаимное расположение графиков функций?
    б). Где лежит точка пересечения графиков?
    в). Назвать координаты точки пересечения.
  17. y = 5x + 1; y = -2x +1.
    а). Каково взаимное расположение графиков функций?
    б). Где лежит точка пересечения графиков?
    в). Назвать координаты точки пересечения.
  18. y = 10x – 3; y = 2x + 6. Каково взаимное расположение графиков функций?
  19. y = -5x + 2; y = 4x – 9. Каково взаимное расположение графиков функций?
  20. y = 7x – 4; y = 7x + 5. Каково взаимное расположение графиков функций?
  21. y = - 4x; y = -4x – 1. Каково взаимное расположение графиков функций?

Вопросы по физике:

  1. Какое движение называется равномерным?
  2. а). Шмель летит со скоростью 18 км/ч, а стрекоза – 10 м/c. Кто летит быстрее, и во сколько раз?
    б). Какое из двух тел движется быстрее: проходящее за 10 секунд 30 метров или за 3 секунды 12 метров?
  3. а). Тело движется по прямой, при этом за любую секунду проходит путь один метр. Можно ли утверждать, что тело движется равномерно?
  4. б). Каждый свой рейс, автобус №4 совершает в одном направлении за 40 минут. Можно ли движение автобуса считать равномерным?

  5. а). Как, зная скорость и время движения найти путь, пройденный телом? Записать формулу.
    б). Что в этой формуле является функцией, аргументом, угловым коэффициентом?
  6.  

  7. Даны графики равномерного прямолинейного движения. Сравнить скорости тел.

 

  1. Какая из ранее изученных формул является линейной функцией. ( m = p * v).

II. Денежные операции.

Каждая команда берёт в банке кредит от тысячи у.е. За предоставляемую услугу банк берёт 20% от взятой суммы.

III. Риск.

1. На столе расположена рулетка с карточками в виде разноцветных лепестков. Каждая команда по очереди раскручивает рулетку и вытягивает выпавший ей лепесток (половина лепестков оставляется для пункта 5 плана (риск)).

Лепестки:

1.Ваше состояние удваивается.
2. Ремонт оборудования обошёлся вам в 300 у.е.
3. Ваше состояние утраивается.
4. Ваш конкурент дарит вам 200 у.е.
5. У вас день рождения и вы получаете подарок от конкурента 100 у.е.
6. Вас посетил рекетир и забрал 200 у.е.
7. Рост цен на сырьё принёс вам убыток в 300 у.е.
8. Неожиданный подарок родственнику разорил вас на 100 у.е.
9. Заплатите штраф за нарушение экологии 300 у.е.
10. Вы заключили выгодную сделку и получили доход в 500 у.е.
11. Вас посетил рекетир и забрал 200 у.е.
12. У вас сгорел склад и вы понесли убыток 200 у.е.
13. Удачная коммерческая операция принесла доход в 1000 у.е.
14. Стихийное бедствие нанесло вам убыток в 500 у.е.
15. Вы получили наследство 500 у.е.
16. Экспорт продукции принёс доход в 400 у.е.

IV. Вложение капитала.

Команды с помощью рулетки разыгрывают отрасли хозяйства и выкупают их у банка. Стоимость пакета акций оценивает уровень сложности заданий предложенных на карточках.

  1. Сельское хозяйство – 200 у.е.
  2. Строительство- 300 у.е.
  3. Торговля – 400у.е.
  4. Образование – 500 у.е.
  5. Медицина – 800 у.е.
  6. Наука – 1000 у.е.

Каждая группа учащихся получает свою карточку с заданиями и начинает выполнять задания. Верно выполненное задание оценивается.

Сельское хозяйство:

1. Заполните таблицу и постройте график линейной функции  y = -x + 4.

x 0 2
y    

100 у.е.

2. Используя график функции y = -x + 4, определите:

а). Чему равны значения функции при значении аргумента, равном 1; -1; 0; 2?
б). При каком значении аргумента значение функции равно 3; -1; 0; -2?

100 у.е.

3. Не выполняя построения графика функции y = 1,2x – 7, выясните, проходит ли этот график через точку А ( -10;5 )?

100 у.е.

4. Найдите координаты точки пересечения графиков, не выполняя построения: у = 10 – 8x, у = -3х +5.

100 у.е.

5. Трактор за пять минут проехал 600 метров. С какой скоростью двигался трактор? 200 у.е.

Строительство:

    1. 1. Заполните таблицу и постройте график линейной функции у = 2х + 6.
      x 0 -2
      y    

      150 у.е.

2. Используя график функции у = 2х + 6, определите:

а). Чему равно значение функции, при значении аргумента, равном 1; -1; 0; 2?
б). При каком значении аргумента значение функции равно 3; -1; 0; -2?

150 у.е.

3. Не выполняя построения графика функции y = 1,2x – 7, выясните, проходит ли этот график через точку А ( -2; -9,4 )

150 у.е.

4. Найдите координаты точки пересечения графиков, не выполняя построения: у = 4х + 9, у = х – 5.

150 у.е.

5. Какой путь прошло тело за 2 часа, какова его скорость (км/ч; м/с)?

400 y.e.

 

Торговля:

1. Построить графики функции

а). у = 3х – 2 100 у.е.
б). у = 3х 100 у.е.
в). у = -2 100 у.е.

2. Найдите координаты точки пересечения графиков, не выполняя построения: у = -4х + 2, y = 2х – 3. 300 у.е.

3. Дана функция у = - 3х + 4. Задайте формулой какую – нибудь линейную функцию график которой

а). Параллелен графику данной функции
б). Пересекает график данной функции

200 у.е.

4. Не выполняя построения графика функции y =3х - 1, выясните, проходит ли этот график через точку А ( -2; -7; )

200 у.е.

5. В течении 30 секунд поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч . Какой путь прошёл поезд за это время?

300 у.е.

Образование:

1. Построить графики функций

а). у = 4х – 6 100 у.е.
б). у = 4х 100 у.е.
в). у = 3 100 у.е.

2. Найдите координаты точки пересечения графиков, не выполняя построения: у = 16х – 7, у = 2х + 8. 300 у.е.

3. Дана функция у = 3х – 4 . Задайте формулой какую – нибудь линейную функцию, график которой

а). Параллелен графику данной функции
б). Пересекает график данной функции

200 у.е.

4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у = 47х – 37, у = -13х + 23. 300 у.е.

5. За сколько времени плот, плывущий по течению пройдёт 100 метров, если скорость течения 1,8 км/ч? 300 у.е.

Медицина:

1.Построить графики функций

а). у = -3х + 6 200 у.е.
б). у = -3х 200 у.е.
в). у = -2 100 у.е.

2. Не выполняя построения графика функции y = -2х + 7, выясните, проходит ли этот график через точку А ( 2; 9 )? 300 у.е.

3. Приведите пример линейной функции, график которой пересекает ось У в той же точке, что и график функции у = х + 11.

500 у.е.

4.. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у = 47х – 37, у = -13х + 23. 300 у.е.

5. Какое расстояние за 1час пройдёт пешеход, двигаясь со скоростью 0,7 м/мин? 300 у.е.

Наука:

1. Построить графики функций

  1. у = -2х + 4 200 у.е.
  2. у = -2х 200 у.е.
  3. у = 3 100 у.е.

2. Не выполняя построения графика функции y = -2x + 3, выясните, проходит ли этот график через точку А ( -3; -3 ). 300 у.е.

3. Приведите пример линейной функции, график которой пересекает ось У в той же точке, что и график функции у = -9х – 6. 600 у.е.

4. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = 3х – 7 и проходит через начало координат. 600 у.е.

5. Одна машина двигалась равномерно со скоростью 54 км/ч в течении 10 секунд и прошла такой же путь, как и вторая за 15 секунд. Какова скорость второй машины? 500 у.е.

 V. Риск.

Раскручивается рулетка и разыгрываются остальные лепестки.

VI. Денежные операции.

Команды подсчитывают доходы, отдают банку кредит и 20% ссуды. Банкиры подсчитывают выручку.

В это время предлагается командам отгадать физический кроссворд, а так же пословицы и поговорки их которых нужно выбрать те, где речь идёт о прямой пропорциональности ( при наличии оставшегося времени ).

Подводится итог работы, определяется победитель. В это время появляется рекетир со сложными заданиями. Если команда не отвечает на вопрос то у неё забирается 25% выигранного капитала.

1. Похищенного рекетирами ребёнка везут в автомобиле. Сквозь щель в кузове ребёнок замечает, что расстояние между двумя cоседними километровыми столбами автомобиль проезжает за 50 ударов пульса. С какой скоростью едет автомобиль, если за 1 cекунду происходит 2 удара пульса. (Ответ: 40 м/сек).

2. Радиолокатор ГАИ засёк положение автомобиля на прямолинейном шоссе. Первое измерение дало расстояние до автомобиля 500 метров. Второе, проведённое через две секунды, дало расстояние 440 метров. Превысил ли автомобиль допустимую на этом участке скорость, если был знак 80 км.

ПОСЛОВИЦЫ.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.
2. Семь раз отмерь – один отреж.
3. Кто много знает, с того много и спрашивается.
4. Медведь неуклюж, да дюж ( силен).
5. Рыба худа – не наварна уха, рыба жирна – янтарна уха.
6. Рыбак рыбака видит из далека.
7. Сытый голодному не товарищ.
8. Что рано посеешь, рано пожнешь.
9. Не спеши языком, спеши делом.
10. Ум хорошо, а два лучше.