Экономика в начальных классах. Уроки "Государственный бюджет", "Экологическая безопасность". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы:

  1. Обучение на высоком уровне трудности.
  2. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения “Экономики”, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.

  3. Быстрый темп изучения материала.
  4. На каждом этапе ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

  5. Ведущая роль теоретических знаний.
  6. Она заключается в выявлении, осознании основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.

  7. Осознание процесса учения.
  8. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

  9. Оптимальное развитие всех детей.
    Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяет в рамках предмета “Экономика”, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Цель: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи: формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных знаний об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов). Объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей - в семье, в городе, в стране, основных экономических принципов и законов.

Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе.

Создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Интегрированный урок “Экономика”, “Природоведение”, “Мир вокруг нас”

Тема: “Государственный бюджет. Экологическая безопасность”.

Цель:

проверить в игровой форме знания, полученные на уроках.

Задачи:

  • проверить, как учащиеся усвоили понятия и термины;
  • продолжать развивать представления детей о связи экологических и экономических проблем;
  • развивать способности анализировать события, создавать условия для развития их воображения и творчества.

Ход занятия:

I. Организационная часть.

  1. Пожелание хорошего настроения.
  2. Сценка “Однажды”.

Однажды встретились две мышки.
Разговорились между собой
- Ну, как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед обществом:
Хозяин мой
Работу предоставил с мясом мне,
Да что работу –
Не платит он зарплату!
Не хочет предоставить выходной!
Боюсь, не выдержу, сорвусь.
И съем все мясо разом.
А у тебя – то, как дела?
- Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтоб бизнес мой мне прибыль не принес
И в банк тотчас же деньги не отнес
Курьер мой – на хранение,
Чтоб получить еще процент, ко вкладу моему.

Если хотите добиться успеха
Без рыбки золотой,
Изучайте экономику прямо сейчас
А не потом!

Вот мы и начнем работу факультатива “Экономика в начальных классах”.

II. Сообщение темы:

“Государственный бюджет. Экологическая безопасность”.

Для счастливой и радостной жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя – в природе, в своем доме, везде. А еще нам нужны любовь и внимание близких людей. И самим кого-то любить и заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно проводить время и которые помогут в трудную минуту.

  • А как же называется все то, что нужно людям для жизни? (Потребности)

У каждого есть потребности в воде, в воздухе, в еде, в одежде, в обуви и т.д.

  • Откуда берется все то, что необходимо для удовлетворения потребностей? (Многое дает природа)
  • Какая главная задача экономики? (Удовлетворить потребности людей)

III. Как же мы удовлетворим потребности людей?

1. Рассказ 1 ученика.

В далеком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трех китах. Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение “три кита”, которое означает основу. Есть свои три кита и у экономики

2. Рассказ 2 ученика.

Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Эти богатства разнообразны. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые.

К великому сожалению, многие богатства люди используют жестоко, не думая ни о судьбе самой природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может.

Богатство природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить нам природный дом.

  • С какой наукой взаимосвязана экономика?
  • Что вы можете рассказать о капитале?

3. Рассказ 3 ученика.

Капитал – так называют все то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг. Это здания фабрик и заводов и т.д. Руководители стараются увеличить свой капитал.

  • Имея природные богатства и капитал – без чего нельзя обойтись?

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он нужен, чтобы создавать капитал. В экономике необходим труд людей самых разнообразных профессий. Успех труда зависит от их образования, от здоровья людей.

  • Мы говорим о производстве товаров и услуг, а сможете ли вы определить, что есть товар, а что услуга (2 класс), общественные услуги и частные услуги?

IV. Игра “Товар или услуга”.

Поставь "+" рядом с тем словом, которое связано с общественными услугами:

книга
перевезти
научить
помочь
вылечить
телевизор
школа
такси
картина
подстричь
парикмахерская
бензозаправка
библиотека
милиция
больница
ларек

V. Физминутка.

VI. “Дополни строчку”.

  1. Та сумма, что заплатит покупатель                Что такое цена?
  2. Та сумма, что устроит продавца,
    Как мера для обмена всех товаров
    На рынке называется … (цена)

  3. Угадай, как то зовется,                  Что такое товар?
  4. Что за деньги продается
    Это не чудесный дар,
    А просто-напросто … (товар)

  5. Чтобы врач купил пирог                      Что такое налог?
  6. Заплати скорей … (налог)

  7. Ты сразу все орехи – в рот,
    А мудрый папуас,
    Чтоб лакомиться целый год
    Отложит про … (запас)

VII. Закрепление предыдущей темы “Государственный бюджет”.

Раздаются карточки каждому ученику:

  1. Купил себе землю
  2. Выиграл большую сумму в игре
  3. Прибыль от предприятия
  4. Большую ссуду в банке
  • Вы получили прибыль. Ваши действия? (Заплатить налог)
  • Для чего нужен налог? (Чтобы пополнить денежную сумку государства)
  • Как это происходит? (На что расходуется госбюджет? Что произойдет если неправильно распределить госбюджет? Как избежать этой опасности?)

VIII. Физминутка.

IX. Почему погибли дубы? (рассказ учителя).

1. (Та-а-к) Однажды гном Эконом очутился в “Мертвой дубраве”, среди огромных высохших дубов. Та-а-а-к, вокруг дубов какие-то следы. …Следы копыт! Вон большие копыта, вот поменьше, а вот совсем маленькие! Кто же здесь ходил?

Может тут побывали черти? Но что они здесь делали? Может Баба Яга их послала погубить сказочный лес? Почему разыгралась страшная трагедия?

2. Работа в группах (составьте страшную-страшную цепочку, которая привела к уничтожению дубов.) (человек, …)

3. Вывод: человек должен задумываться о последствиях своих действий.

X. Экологическая безопасность.

Мы уже знаем, что люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Человек вынужден (посмотрите на цепь загрязнения) дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.

Может ли человек оставаться при этом здоровым? Нет, конечно!

  • Что такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного действия, испорченной окружающей среды)
  • Как защититься от загрязненного воздуха? (Никогда не останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Дым сигарет – опасный загрязнитель воздуха.)
  • Как защититься от загрязненной воды?

Вывод.

XI. Разработка проекта.

Предлагаю вам начать какое-то “дело”. Придумайте вид деятельности (производство товаров и услуг), которые могли бы пользоваться спросом у населения. В качестве сырья использовать ненужные, использованные упаковочные материалы, бросовый материал. Это заставит задуматься о проблеме утилизации мусора.

Требования к проекту:

  • Какие потребности удовлетворяет проект?
  • Перечень ресурсов, необходимых для их удовлетворения.
  • Способы привлечения этих ресурсов.
  • Какова цена производимых изделий?
  • Кто и как будет их производить?
  • На что будут тратиться полученные при продаже деньги?
  • Какова заработная плата производителей?
  • Как рекламировать товар, продукты своего производства?

XII. Итог.

Оцените свою работу по 10-баллной системе. И работу учителя. Но одно условие: пользоваться только своим мнением и своим решением. Награда за качественную работу:

Лучший знаток экологии,

Лучший знаток экономики,

Лучший знаток природы.