Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе

Разделы: Литература


Эпиграммы М. Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6 классе

Изучая поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова в 6 классе, учащиеся знакомятся с новым жанром – эпиграммой. Я работаю по программе Т. Ф. Курдюмовой, которая предлагает рассмотреть эпиграмму как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. К сожалению, материал учебника недостаточен для проведения целого урока по данной теме, довольно сложной для 6-классников, но и интересной, поэтому я предлагаю свою разработку такого урока.

Цели урока:

1. Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов.

2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование урока:

1. Портрет М. Ю. Лермонтова <Рисунок 1>

2. Портрет Ф. В. Булгарина <Рисунок 2>

3. Карточки для самостоятельной работы учащихся (см. Приложение 1).

(На уроке может быть использована презентация – см. Приложение 2)

Ход урока.

I. Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (на прошлом уроке мы говорили о биографии и основном мотиве лирики поэта):

1. Учащиеся вспоминают основные биографические сведения о М. Ю. Лермонтове:

  • Родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
  • Детство поэта прошло в имении бабушки Е. А. Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии.
  • В сентябре 1834 г. выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
  • В апреле 1840 г. переведен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.
  • Погиб 15 июля 1841 г., участвуя в дуэли в Пятигорске. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

2. Разговор об основном мотиве лирики поэта уместно начать с толкования теоретического понятия МОТИВ.

  • Мотив – устойчивая тема в произведениях писателя или поэта.
  • Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.
  • Мотив одиночества звучит в следующих стихотворениях Лермонтова: “Парус”, “Листок”, “Утёс”, “На севере диком”, “Тучи”.

II. Знакомство учащихся с новым жанром лирики:

1. Работа с материалами учебника.

В учебнике литературы 6 класса (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2003 г. Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова) учащиеся читают эпиграмму Лермонтова:

Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.

Затем знакомятся со статьёй учебника на стр. 116. и определением:

Эпиграмма – жанр лирической поэзии, чаще всего остросатирического содержания; бывает очень краткой и обычно состоит из одной строфы.

Вопросы:

1) Как вы поняли смысл эпиграммы?

2) Что такое эгоизм? Сравните с толкованием в словаре: ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego — я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.

3) Можно ли утверждать, что чувство одиночества поэта напрямую связано с его эгоизмом? Ответ подтвердите, опираясь на материал статьи учебника.

2. Эпиграмма М. Ю. Лермонтова “На Ф. Булгарина”.

  • Учитель знакомит учащихся с эпиграммой Лермонтова “На Ф. Булгарина”:

Россию продаёт Фадей
Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль, заложена в казну.

  • Понять смысл эпиграммы 6-классникам поможет сообщение о Ф. В. Булгарине, подготовленное одним из учащихся.

Булгарин Фаддей Венедиктович—писатель. Окончив Сухопутный кадетский корпус в 1806 г., Булгарин определился в уланский Государя Цесаревича полк, принял участие в кампании 1806 — 1807 г. Возвратившись из похода, Булгарин сочинил сатиру на полкового командира, за что его перевели в Кронштадтский гарнизонный полк, из которого в 1810 г. он перешел в Ямбургский уланский полк. В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. В 1814 г. Булгарин был взят в плен прусскими войсками; после войны возвратился в Варшаву, из которой переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться. С 1825 по 1859 годы издавал газету “Северная пчела”. Булгарин известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга. В 1837 г. под именем Булгари-на вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в “Северной пчеле” объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм.

(М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1988. – Том первый. Комментарии И. С. Чистовой, стр. 679-680)

  • Анализ эпиграммы по вопросам:
  1. Перечислите слова эпиграммы, отрицательно характеризующие её адресата.
  2. Какой смысл заключается в первых двух строчках эпиграммы?
  3. Как вы думаете, почему поэт так резко выступает против Ф. В. Булгарина?

3. Самостоятельная работа “Найди эпиграмму”.

Учащимся предлагается выразительно прочитать данные отрывки и определить, какое из стихотворений является эпиграммой:

Кто знатен и силен, да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода ...

(И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня)

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..

(М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.)

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

(А. П. Сумароков. Эпиграмма.)

III. Творческое домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем:

  • О книге, самостоятельно мной прочитанной.
  • О новом фильме.
  • О взаимоотношениях наших одноклассников.
  • Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

2. Найдите (в периодической печати, в поэтических сборниках) эпиграммы современных поэтов.

IV. Выводы по уроку:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах?

2. Как вы думаете, с какой целью создаются эпиграммы?

3. Актуален ли этот жанр в современной поэзии? Свой ответ аргументируйте.