Этапы развития самоуправленческих способностей учащегося

Разделы: Общепедагогические технологии


Развитие самоуправленческих способностей ребенка является одним из основных условий формирования личности. Этот процесс непрерывный, длительный и индивидуальный. В отличие от способностей специальных, которые создают возможность для успешного определенного вида деятельности, самоуправление - способность универсальная, присущая в той или иной мере каждому человеку . Специальные способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способности к самоуправлению зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Н.Коупленд отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.»

Поэтому роль любой педагогической системы заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся непрерывно и целенаправленно развивать и совершенствовать способность управлять своей индивидуальной деятельностью, что предполагает:

  • способность ставить индивидуальные цели и работать над ними в плане конкретности и достижимости;
  • способность вычленять главное и логически выстраивать задачи с учетом их взаимодействия и соподчинения;
  • способность работать с информацией необходимой для достижения целей;
  • способность логически выстраивать деятельность и распределять события и действия во времени;
  • способность прогнозировать характер протекания процесса, предполагать возможные проблемы и трудности, находить пути их решения и устранения;
  • способность анализировать и оценивать результат своей деятельности.

Однако, исходя из того, что обучение – это передача индивидуального опыта, необходимо, чтобы человек, передающий этот опыт, сам обладал самоуправленческими способностями; умел эффективно организовывать обратные связи; учитывал возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возрастной период синзетивен для формирования определяющих качеств личности и усвоения необходимой информации, необходимых для развития способности к самоуправлению индивидуальной деятельностью.

Младший школьный возраст

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Образно это состояние можно назвать «созерцательная любознательность». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактному. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминает К.Д.Ушинский, призывая опираться в начальной школе на эти особенности детского мышления.

Память младшего школьника имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Лучше запоминается материал интересный, яркий. Однако ученику начальной школы трудно распорядиться своей памятью и подчинить ее целям обучения.

Исходя из психологической характеристики этого возраста, можно сделать вывод, что данный период сензитивен для формирования положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности и для обучения саморегуляции.

Если рассматривать саморегуляцию как способность учащегося управлять собственным состоянием и поведением, то она является первой ступенькой к развитию самоуправления. По причине слабо развитой саморегуляции младший школьник затрудняется принять и удержать в памяти учебную задачу, самостоятельно наметить способ выполнения и получить определенный результат.

Очень важна для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для учащегося задач, приобретает целенаправленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость.

Стремление к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытать двигательную активность естественно удовлетворяется в игре, как наиболее понятному и привычному виду деятельности.

В связи с этим уместно разобраться в весьма эффективной игровой технике.

Все виды игр можно разбить на две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так же разными формами активности ребенка.

I – группа – это обучающие или как принято называть дидактические игры, в которой взрослый обозначает цель, обуславливает правила, дает фиксированную программу действий для достижения результата. Чаще всего они направлены на усвоение определенной информации.

II – группа – это игры, где педагог или консультант принимает косвенное участие, как в их подготовке, так и в их проведении. Активность ребенка, при этом, имеет инициативный, творческий характер. В этом случае цель, развитие замысла игры, выбор эффективных способов достижения задач становится прерогативой самого ученика. В этой группе игр создаются условия для проявления инициативы, которая может рассматриваться педагогом как обратная связь несущая последнему информацию об уровне развитости самоуправленческих способностей, уровне интеллекта, ценностных ориентация, о познавательном и социальном опыте участника.

Ситуация поиска решения возникших в процессе игры проблем, естественным образом, повышает познавательную активность учащегося и способствует самостоятельному моделированию индивидуальной деятельности.

Именно поэтому появляется необходимость создания таких познавательных и обучающих игровых программ, которые бы способствовали активизации самоуправленческой активности, то есть ставили ребенка в ситуацию выбора путей и средств достижения цели, способствовали появлению потребности добиваться конкретного, осознанного результата индивидуальной деятельности, требующей определенных интеллектуальных затрат.

В этом возрасте очень важно развитие речевых навыков. Умение сформулировать и объяснить свою позицию себе и окружающим повышает самооценку учащегося и способствует развитию коммуникативных качеств.

В начальной школе ребенок еще очень зависим от взрослого. Поэтому огромную роль в развитии самоуправленческих способностей играют взаимоотношения с педагогом. Очень часто доминирование в диалоге учителя ставит учащегося в ситуацию подчиненности, лишает возможности высказывать свою точку зрения, анализировать свои поступки, мысли и деятельность.

В развитии самоуправленческих способностей учащегося серьезную роль может сыграть «Дневник достижений», с помощью которого младший школьник будет учиться самостоятельной работе с информацией.

 

Дневник достижений (начальная школа)

хочу узнать, научиться, применить где найти? кто поможет? что делать? (порядок действий) узнал, научился, применил отношение

Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность, но эти действия есть ни что иное, как реализация функций управленческого цикла.

Таким образом, в начальной школе важно:

  • развивать способность учащегося к саморегуляции;
  • расширить его информационное поле об окружающем мире, то есть о физических, социальных, духовных явлениях;
  • формировать положительную мотивацию к познанию, через изучение сферы его интересов, врожденных интеллектуальных способностей и потребностей;
  • развивать коммуникативные способности (письменное и устное изложение своих мыслей, чувств и желаний, культура общения и речи);
  • создавать условия для самостоятельной работы ученика с информацией.
  • применять соответствующие возрастным особенностям ребенка педагогические технологии.

 

Средний школьный возраст

 

В подростковом возрасте возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, поэтому для подростка характерна повышенная возбудимость.

Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание избирательно: интересные дела очень увлекают подростка, он может долго сосредотачиваться на одном материале или явлении.

Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность (основа для контроля и самоконтроля). Он не опирается слепо на авторитет учителя или другого носителя педагогической информации, он стремится иметь свое собственное мнение, видение, отношение; склонен к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст – наиболее благоприятен для развития творческого потенциала.

В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Это говорит о том, что в общении и обучении педагогу необходимо как можно чаще применять равноправный диалог. Тогда занятия, независимо от того индивидуальные они или коллективные, будут направлены не на информирование подростка, а на обмен информацией по рассматриваемому вопросу.

Социальные потребности преобладают над познавательными, поэтому этот возраст синзетивен для формирования «персонального лидерства», то есть способности к самопознанию и самоопределению.

Чтобы не упустить возможности данного периода, психологи советуют предлагать учащемуся решать проблемные задачи, сравнивать, вычленять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости предметов и явлений, но эти мыслительные действия есть ни что иное, как элементы системного анализа.

В средней школе, где ребенок достигает подросткового возраста и пытается занять определенную социальную нишу среди сверстников, появляется необходимость ориентироваться на организацию групповой деятельности в образовательном процессе. Группа-сообщество – необходимое условие для одновременно и социализации и индивидуализации ученика. Условия групповой работы позволяют последнему более адекватно оценивать и анализировать результаты своей мыслительной и практической деятельности. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, позволяет пополнить свой интеллектуальный багаж путем обмена информацией по обсуждаемому вопросу в условиях равноправного диалога. И конечно, для работы в группе учащимся необходимо иметь способности к управлению индивидуальной и групповой деятельностью. Происходит разделение ответственности с лидером (педагогом). Группа создает модель руководства, основанную на сотрудничестве и партнерстве, где цели, планы, формы и содержание работы определяются совместными усилиями педагога и учащихся. Традиционное взаимодействие, которое организовано на классическом уроке меняется на открытые эвристические отношения, на неформальное обсуждение проблем и рефлексию.

Группа – это команда, для которой характерны:

  • ответственность за совместный результат и за самих себя;
  • развитие индивидуального и общего интереса к исследовательской работе;
  • становление способности деятельностной оценки и качественной публичной экспертизы;

Группа работает как обучающая лаборатория:

  • удовлетворяет потребности своих членов;
  • предлагает новые идеи и подходы к решению познавательных задач;
  • предполагает возможность выбора;
  • поощряет исследовательские подходы к поставленным проблемам;
  • разрабатывает предложения, высказанные участниками;
  • координирует организацию деятельности;
  • оценивает процесс и перспективы продвижения;
  • побуждает к использованию накопленного опыта;
  • способствует принятию компромиссных решений;
  • ставит каждого в позицию руководителя на определенном этапе или при решении определенной задачи.

В конечном счете, группа помогает учащемуся в его стремлении самостоятельно решать свои проблемы.

Параллельно продолжается работа по активизации самоуправленческой деятельности через «Дневник достижений».

Дневник достижений (средняя школа)

Цель

План действий

Достижения Анализ достижений
Направление

Время

Исходя из выше изложенного, можно определить и основную задачу средней школы, которая заключается в том, чтобы способствовать формированию у подростка «персонального лидерства», то есть способности определять жизненные и профессиональные долгосрочные цели, убедительно и доказательно обосновывать свой выбор. Для этого ему необходимо проделать, достаточно интересную работу, которая заключается в следующем:

  • изучение своей ментальности, личностной характеристики, своих способностей и возможностей;
  • получение информации о соответствующих личностным интересам и ценностной ориентации профессиях;
  • практическое применение полученной информации в деятельности;
  • и как результат выполнения предыдущих пунктов осознанный подход к постановке жизненных и профессиональных долгосрочных целей.

Старший школьный возраст

Юношеский возраст – это период формирования мировоззрения, самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего. «В огне, оживляющем юность, отличается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни боятся его, ни смотреть на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М; Л.; 1946 – с.221).

У старшеклассника ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значительных для жизненного успеха знаниях. Восприятие характеризуется целенаправленностью. Внимание – произвольностью и устойчивостью. Память – логическим построением.

Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования. Самостоятельность мышления приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Все эти возрастные психологические качества способствуют активному формированию «персонального управления» или самоуправления индивидуальной деятельностью.

Если к окончанию средней школы у учащегося достаточно устойчиво сформировано «персональное лидерство», то есть, обозначена долгосрочная жизненная и профессиональная цели, то в старших классах естественно приступить к их достижению.

Поэтому основное предназначение старшей школы заключается в том, чтобы предоставить возможность учащемуся для системного-целевого подхода к самоуправлению индивидуальной деятельностью.

В условиях педагогической системы, речь идет о делегировании управленческих функций обучающего обучаемому. Делегирование управленческих функций имеет целью обеспечение минимального вмешательства педагога в деятельность старшеклассника и минимальной коррекции этой деятельности.

Однако этот процесс не осуществим до тех пор, пока какие-либо цели перед учащимся будут ставить родители или учителя, что собственно и происходит на данный момент даже в развивающихся педагогических системах. Естественно возникает вполне уместный вопрос: «Сможет ли когда-либо ученик качественно осуществить самоуправление индивидуальной деятельностью, не имея представления об управлении как таковом?». Конечно, нет. На современном этапе процесс обучения за редким исключением не предоставляет такую информацию. Старшеклассник приобретет способность усмотрения принципа реализации цели тогда, когда у него сформируется внутренняя система логически последовательных шагов от существующего состояния к желательному через ряд промежуточных состояний, то есть, говоря кибернетическим языком, когда в его голове есть алгоритм такого перехода. Следовательно, если мы хотим помочь будущему выпускнику в развитии самоуправленческих способностей, необходимо дать ему этот алгоритм и научить им пользоваться. Такой алгоритм известен, понятен и применяем в управлении любыми социальными системами. Он является основой системно – целевого подхода.

  1. Диагностируемая цель – результат.
  2. Планирование деятельности.
  3. Организация деятельности с учетом временной составляющей.
  4. Контроль протекания и результатов.
  5. Анализ достижений и потерь.

Одним из важных условий усвоения и практического применения этого алгоритма является продолжение индивидуальной работы с «Дневником достижений». Естественно его содержание станет более осознанным и глубоким, как в силу возрастных особенностей старшеклассника, так и в результате предшествующей целенаправленной совместной с педагогами работы и самостоятельной его деятельности.

Дневник достижения (старшая школа)

Программа действий по реализации цели

Результаты Анализ результатов
Задача Средства достижения Этапы продвижения Шаги Достижения Потери

Работа с дневником предполагает следующие шаги:

  1. Сформулировать реально достижимые задачи на определенный период.
  2. Определить содержание информации и пути ее получения в строгом соответствии с поставленными задачами.
  3. В каждом конкретном случае точно знать, на решение какой задачи направить усилия в данный момент.
  4. Спланировать свою деятельность по решения задачи, разбив ее на конкретные шаги.
  5. Продумать вариативность и продуктивность выбора средств.

Однако надо помнить, что результат применения одного и того же алгоритма зависит от того, как он будет инструментирован и технологически выполнен и насколько учащийся умеет работать с информацией.

Необходимо отметить, что при этом информация должна отвечать требованиям персонолизации, вариативности, продуктивности и технологичности, однако никакая информация не поможет в развитии самоуправленческих способностей и останется ненужным грузом, если учащийся не научится сам моделировать информационные процессы внутри себя.

Таким образом, для развития самоуправленческих способностей учащихся необходимо опираться на следующие положения:

  1. Развитие самоуправленческий способностей – процесс длительный, непрерывный и индивидуальный для каждого учащегося.
  2. Самоуправленческие способности в отличие от способностей специальных, которые создают возможность для конкретного вида деятельности, определяют качество процесса выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений.
  3. Каждый возрастной период синзетивен для формирования определяющих качеств личности и усвоения информации, необходимых для развития способности к самоуправлению индивидуальной деятельностью.
  4. В младшем школьном возрасте необходимо развивать познавательную и самоуправленческую активность, формировать качества, способствующие саморегуляции и самопознанию.
  5. Подростковый возраст синзетивен для формирования потребности в личностном и профессиональном самоопределении и развития «персонального лидерства».
  6. В старшем звене возникает необходимость в получении информации об управленческих технологиях и применении их для успешной самореализации.