Разработка урока развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: «Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"»

Разделы: Русский язык


Тема: Сочинение – описание по картине А. А. Пластова «Летом».(упр.106)

Цель:

1. Знакомство с типом речи «описание».
2. Обучение правилам сбора и систематизации материла,  редактированию текста.
3. Активизация лексики учащихся по теме «Лето».

Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Летом».

 

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.

2. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне ( «Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.

3. Беседа по картине «Летом».

1. Что прежде всего привлекает внимание?
2. Кого изобразил художник? Опишите их.
3. Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?
4. Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.
5. Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?
6. Что можно сказать о лице девочки?
7. Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?
8. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
9. Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
10. Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?
11. Какие краски преобладают в картине?

4. Слово учителя о цветовой гамме картины.

С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.

Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

5. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу.

План описания Рабочие материалы
Женщина Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон,..
Девочка Яркое красное платье, оно притягивает наш взгляд,..
Собака Верный друг, устала бегать по лесу, в тени,..
Природа Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики,.. и т.д.

6. Обсуждение возможного начала описания:

На картине А.А.Пластова изображен знойный летний полдень…

и финала описания:

Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Редактирование написанного текста.

9. Написание чистового варианта сочинения.

Примечание:

1. Варианты начала и финала сочинения-описания в форме карточек раздаются каждому ученику.
2. Таблицы для сбора рабочих материалов раздаются каждому ученику.