Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку младших школьников

Разделы: Иностранные языки


Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры речи и поведения.

Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически.

Я преподаю иностранный язык в начальной школе уже девять лет, используя при этом различные методические пособия, и все более убеждаюсь, что умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников – задача нелегкая и ответственная. Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно использует учитель различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а потому прочнее усваивается материал.

По моему мнению, большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи младших школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для осуществления общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание.

Я широко использую опережающее введение лексических единиц на всех этапах обучения в различной форме с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их подготовки. Опережение достигается во время фонетической зарядки (с использованием рифмовок и песен):

1. Good morning, good morning,
Good morning to you.
Good morning, good morning,
I am glad to see you.

2. One and two,
I and you.
One and two,
Who are you?
One, two, three,
He and she.
One, two, three,
Who is she?

3. I have a mother,
I have a father,
I have a sister,
I have a brother
And a grandmother
And a grandfather.

4. I am a dog.
My name is Jack.
My coat is white.
My nose is black.

5. One potato, two potatoes,
Three potatoes, four,
Five potatoes, six potatoes,
Seven potatoes more.

6. The ABC.

A,B,C,D,E,F,G,
H,I,J,K,L,M,N,O,P,
Q,R,S,T,U,V,W,
X,Y,Z.
Oh, well you see,
Now I know the ABC.

7. Little Mouse.

Little Mouse, Little Mouse,
Where is your house?
Little Cat, Little Cat,
I am a poor mouse
I have no house.
Little Mouse, Little Mouse,
Come to my house.
Little Cat, Little Cat,
I can’t do that,
You want to eat me.

8. Clap Your Hands.

Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.

Touch, touch, touch your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, touch your cheeks,
Touch your cheeks together.

Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Smile, smile, smile at your friends,
Smile at your friends together.

Порядок предъявления слов обуславливается легкостью их использования для общения, поэтому работу с лексикой можно начать с глаголов движения (jump, climb, run, swim, etc.). Это дает возможность детям общаться на новом языке, начиная с первых уроков.

Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. В процессе семантизации лексики я широко использую визуальные средства наглядности. Среди них большое место в моей практике занимают карточки с картинками. Яркие, многоцветные, они вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой.

Приведу пример использования таких карточек на начальном этапе при ознакомлении со словами: a dress, a coat, a hat, boots, a shirt, trousers, socks, a tie. Учитель готовит набор картинок по количеству учащихся. На одной стороне рисунок, а на второй стороне название предмета на английском языке и его транскрипция. Каждому ученику дается одна карточка. Эту карточку он держит так, чтобы картинку видели все, а слово только он. Каждый ученик спрашивает только то слово, которое он не запомнил:

Pupil 1: – What is English for “платье”?
Pupil 2: – A dress. What is English for “носки”?
Pupil 3: – Socks. Etc.

Каждый ученик сам определяет для себя, какое слово спросить и сколько раз.

Итак, мы ознакомили учащихся с новыми словами. Теперь нам нужно сформировать правильный звуковой образ слова. С этой целью учащиеся должны многократно проговорить слово изолированно. Для активизации изученной лексики, предлагаем учащимся

а) отгадать загадки:

Спереди пятачок,
Сзади – крючок.
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(A pig)

Голодная мычит,
Сытая жует.
Всем ребятам
Молоко дает.
(A cow)

Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?
(A horse)

Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку.
(A rabbit)

Отгадки учащиеся говорят по-английски;

б) соотнести произносимое учителем слово с картинкой или предметом. Учитель показывает предмет, называет его (может неправильно), а учащиеся говорят: “Yes” или “No”;

в) поиграть в игру “Веселый поезд”, которая развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Дети выстраиваются, образуя “поезд”. Учитель отдает команду: “Attention! We are leaving! Tch-tch.”. Затем он называет станции, на которые прибывает поезд. Станции могут быть самыми различными: “Fruit”, “Food”, “Animals”. Учащиеся должны назвать какой-нибудь предмет, который соответствует названию станции. Например, поезд прибыл на станцию “Vegetables”, каждый пассажир должен назвать по одному овощу по-английски. Пассажир, который не смог ответить, платит фант (штраф). В конце игры фанты отыгрываются;

г) вспомнить названия животных, которые заканчиваются звуками [t], [k], [g];

д) прослушать слова и повторить вслух знакомые:

Potato, pen, plan, pencil, plum;

е) прослушать несколько английских слов, постараться запомнить их порядок и повторить:

Onion, carrot, cabbage, cucumber.

Выполнив примерно такие упражнения, можно переходить к тренировке употребления слов в речи. Например, учащимся предлагается

а) позвать игрушку, которая ему нравится:

Pupil 1: – Cat! Cat!
Pupil 2: – Dog! Dog! etc;

б) дрессировать зверей. (Ученик отдает команды, его команды выполняет весь класс).

Pupil 1: — Dance! Speak! Sing!
Pupil 2: — Fly! Run! Jump! etc;

в) ответить на вопросы:

Teacher: – What do you see in this picture?

Pupil 1: – I see a dress.

Teacher: — What colour is this dress?

Pupil 1: – This dress is blue.

Teacher: — Do you like it?

Pupil 1: — Yes, I do.

Teacher: — What do you see in this picture?

Pupil 2: — I see a blouse.

Teacher: — What colour is this blouse?

Pupil 2: — It’s red.

Teacher: — Do you like it?

Pupil 2: — No, I don’t. Etc.

Теперь учащиеся готовы употреблять слова в различных высказываниях. На этом этапе наиболее приемлемой формой работы является инсценировка различных сказок (“Репка”, “Колобок” и т.д.), так как именно волшебные истории обеспечивают мотивы, которые вызывают у детей желание услышать и сказать.

Приведу пример инсценировки сказки “Kolobok”.

Kolobok.

Scene 1.

Grandfather: Grandma, I am very hungry. Cook something sweet.

Grandmother: Oh, we have nothing to eat. I try to find something. Maybe we have some flour and sugar. (Старуха лепит колобок. Колобок появляется).

Grandfather: What’s that? Of course, it’s Kolobok. How beautiful it is!

Grandmother: How delicious it is!

Grandfather: Let us drink tea.

Grandmother: All right! (Уходят.)

Scene 2.

Kolobok: How beautiful the life is! The sun is shining. The sky is blue. The birds are singing. I want to sing and to jump.

Tra-la-la, tra-la-la,
Jump high, oh-la-la,
Jump, sing, play,
Grandma, grandpa don’t find me!

Bear: Good morning! Who are you?

Kolobok: I am Kolobok. Good morning, Mr. Bear. How are you?

Bear: I’m fine. Where are you going?

Kolobok: I don’t know.

Bear: If you don’t know, I’ll eat you.

Kolobok: No, no, Mr.Bear, don’t eat me. I am full of butter, salt. I am not delicious. Can I sing for you?

Bear: O’k, sing a song. (Колобок поет и убегает). Bye, Mr.Bear.

Scene 3.

Wolf: Oh, oh, it is something sweet. What is it? Who are you?

Kolobok: Good morning, I am Kolobok.

Wolf: What are you doing in the forest, my dear?

Kolobok: I am walking and singing my song.

Wolf: Are you? It’s fantastic! Chelentano, sing a song. (Колобок поет и убегает).

Scene 4.

Fox: Oh, my God, what is it? How beautiful it is! Oh, who are you, my baby?

Kolobok: I am Kolobok. And you, who are you?

Fox: I am the cleverest and the most beautiful animal in the forest.

Kolobok: Yes, you are beautiful, I like you.

Fox: Oh, come here, you are beautiful too. (Облизываясь). Let us make friends. Sing me your song.

Kolobok: Tra-la-la...

Fox: Sorry, my dear, sit down on my nose, maybe, I’ll hear you.

Kolobok: Tr...(Лиса съела колобка.)

Fox: Oh, a naive Kolobok. First I am hipocritical and then beautiful.F

Я думаю, что эти приемы опережающего введения лексики, раннее включение новых лексических единиц в сочетании с усвоенными, а затем систематическое повторение активного словаря школьника, — все это позволяет учащимся лучше подготовиться к использованию освоенной лексики при чтении и говорении на этапе применения. Очень важно, чтобы уроки английского языка не были скучными, а для этого нужно использовать разнообразную наглядность и много игр. Это сделает урок более интересным для детей.