Литературно-музыкальный вечер "Ищу человека"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Для проведения вечера понадобятся следующие средства и оборудование: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, жалюзи или светозащитные шторы, подсвечник, свечи, красная скатерть, доска, мел, набор музыкальных записей.

Выключить свет, включить воспроизведение музыкального фрагмента “Intriduction” (композитор Vangelis, disk “Mythodea”).

Появляется ученик в костюме нищего. У него на лице маска, в руках посох и фонарь. Он идет, заглядывая в лица, освещая их.

Ведущий: Древняя Греция. IV век до н. э. По улицам одного города ходил странный человек. Звали его Диогеном. И днем и ночью он двигался с зажженным фонарем, заглядывая в лица прохожих. “Что ищешь ты?” - спрашивали у него. “Ищу человека” - отвечал Диоген. Он считал, что окружающие его люди погрязли в различных пороках и не достойны звания Человек.

Прошли века, но Диоген продолжает свой поиск.

А вы, готовы ко встрече с ним? (Ученик, играющий роль Диогена уходит). Пауза. Включается воспроизведение вступления “O Fortuna” (композитор Карл Орф).

Включить свет.

Ведущий: Добрый вечер! Мы собрались сегодня, чтобы обсудить одну очень важную и сложную проблему: “Что значит быть человеком?!”. Очень часто мы слышим в жизни выражения: “Ты человек или кто?”, “Будь человеком”, “Это человек с большой буквы”. Или приходим в библиотеку, а там на полке книга: Борис Полевой “Повесть о настоящем человеке”.

Так что же значит это выражение “Быть человеком”?

Далее ведущий предлагает вспомнить литературных персонажей, исторических деятелей, киногероев, того, кого можно назвать Человеком. Школьники чаще всего называют А. Македонского, Сократа, Юлия Цезаря, Ивана Сусанина, Георгия Жукова, Будду, Христа и многих других. Рекомендуется спросить, почему они назвали имя того или иного деятеля.

Далее ведущий спрашивает: “Что объединяет всех названных людей?”, “Какие черты характера?”. Школьники чаще всего называют известные им качества сильного характера (мужество, доброта, отвага, смелость и т. п.). Все названное следует записать на доске.

Далее ведущий подводит разговор к личности Жанны Д’Арк. Рекомендуется напомнить школьникам, кто это такая, в какое время жила, благодаря чему вошла в историю. Ведущий может сказать, что Жанна, будучи молодой девушкой, вобрала в себя многие из тех качеств настоящего человека, которые записаны на доске.

Далее идет демонстрация сценки суда над Жанной, сценарий которой рекомендуется дать предварительно написать группе учащихся. Для усиления эмоционального эффекта рекомендуется подготовить костюмы для судей Инквизиции, для Жанны, на стол положить красную и черную скатерть, изменить освещение (сумрак, свечи, синий свет боковой и т. п.).

В качестве источника для подготовки сценария можно использовать книгу для чтения по истории средних веков (Запорожец Н. И. Книга для чтения по истории Средних веков. – М.: Просвещение, 1986 стр. 171-176) или другие материалы по выбору учителя.

Далее демонстрируется отрывок из фильма “Жанна Д’Арк” (режиссер Люк Бессон) со сценой сожжения. Демонстрация сопровождается параллельным звучанием “Лакримозы” из “Реквиема” Моцарта.

Ведущий после паузы, включив свет, говорит: “История знала немало героев, и всем им приходилось делать выбор между любовью и ненавистью, правдой, истиной и ложью, жизнью и смертью. Ведь “во всем мире человеку принадлежит только одно – право выбора” (Луис Ривера), да и “человек – это не его положительные или отрицательные качества, а сделанный им выбор” (Дж. Роулинг)”.

Далее ведущий всем участникам предлагает сделать свой выбор. “Как бы поступили Вы, оказавшись на месте Ж. Д’Арк, или Дж. Бруно, Г. Галилея и многих других”. Предварительно всем участникам следует раздать небольшие карточки красного и черного цветов. Красный цвет – поступил также, как Ж. Д’Арк, черный – поступил по-другому. Данный момент важен не результатом, а самой ситуацией нравственного выбора. Во время выбора звучит “Зима” Вивальди.

Ведущий: “Многим было очень тяжело сделать выбор. Многие ловили себя на мыслях: “Я не так силен”, “Мне не хватило бы храбрости”, “Может быть и смог, но жалко близких”, “Это было давно, мы не знаем всех тонкостей дела” и т. п.”.

Но сегодня у всех участников есть уникальная возможность приобрести то положительное качество, которое присуще настоящему Человеку. Цена – семь ваших отрицательных качеств или качеств, от которых вы хотели бы избавиться. Вы можете купить 1 положительное за 7 отрицательных. На оставшейся черной или красной карточке участники пишут семь отрицательных качеств и бросают в коробку, которую носит помощник ведущего.

В момент “покупки” звучит Адажио (композитор Марчелло).

Этот момент важен с психологической точки зрения: школьники погружаются в состояние рефлексии и самопознания. Результаты могут быть использованы учителем при изучении нравственного сознания учащихся класса.

После того, как учащиеся совершили “покупку”, гаснет свет, и выходит участница, играющая роль Ж. Д’арк со свечой в руке. По выбору учителя она может прочитать стихотворение, которое вписывается в контекст мероприятия (например, Марина Цветаева “Уж сколько их упало в эту бездну” или любое другое).

Вечер заканчивается тем, что под музыку Карла Орфа “O Fortuna” вновь появляется Диоген с фонарем, который заглядывая в лица учащихся, обходит их по кругу и удаляется.