Урок с применением мультимедийного курса "Путешествие в конструирование". Тема: "Виды прямых линий"

Разделы: Начальная школа


Предмет – конструирование.

1-ый класс.

Тема урока: Виды прямых линий (вертикальная, горизонтальная, наклонная).

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – урок с использованием ИКТ

Место урока в учебном плане – 2-ой урок темы «Точки и линии»

Цель: Познакомить учащихся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.

Задачи:

  • Обучающая: сформировать представление о понятиях «горизонтальная линия», «вертикальная линия», «наклонная линия»; научить различать виды линий;
  • Развивающая: развивать внимание, память, графические навыки и логическое мышление;
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к чужому мнению, толерантность.

Методы: наглядно – иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный.

Оборудование: цветные карандаши, линейка, простой карандаш, тетрадь, компьютеры. Мультимедийный курс «Путешествие в конструирование». Авторы Буримова И.И.,

Пономарева Ж.А., доска, рисунки для логической разминки.

План урока:

1. Организационный момент – 1-2 мин.

2. Логическая разминка – 3-5 мин.

3. Актуализация опорных знаний – 8 мин.

4. Физминутка – 3 мин.

5. Объяснение нового материала – 9 мин.

6. Гимнастика для глаз – 2 мин.

7. Первичное закрепление – 10 мин.

8. Рефлексия (итог урока) – 3-4 мин.

9. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку.

2. Логическая разминка.

А) 10 с смотри на картинку. Нарисуй в тетради то, что запомнил.

Это задание направленно на активизацию внимания и позволяет ребенку включиться в работу.

Б) Не нарушая закономерности, нарисуй недостающий шарик.

Задание продолжает логическую разминку. Его материал активизирует визуальное восприятие детей. Кроме того, оно приводит учащихся к пониманию, что все изображенные фигуры состоят из линий, что является важным фактором для следующего этапа урока.

- Из чего состоят все изображенные фигуры? (Ответы детей: «Из линий».)

3. Актуализация опорных знаний.

Повторение материала, изученного на прошлых уроках.

- Какие виды линий вы знаете? (Ответы детей: «Кривые, прямые, замкнутые, спиральные, незамкнутые, пересекающиеся»). Примеры ответов на доске и в тетради.

- Продолжите фразу: «Любую линию можно провести…(Ответы детей: «…не отрывая карандаша от бумаги»)».

- Следующие несколько заданий мы с вами выполним при помощи компьютера.

(К началу урока учитель заранее подготавливает нужный материал: определяет нужные кадры с заданиями, прописывает путь ученика от содержания до нужного кадра с целью рационального использования рабочего времени)

Дети пересаживаются от рабочего стола за компьютеры. Учитель объясняет путь к заданиям в курсе «Путешествие в конструирование», дети выполняют указания учителя: кадр «Содержание» - кнопка «Фигуры» - заголовок «Плоские геометрические фигуры» - кнопка «Линия» - по правой навигационной стрелке три щелчка. (ПУТЬ: Содержание – Фигуры - Плоские геометрические фигуры – Линия - по правой стрелке 3 щелчка - 2 задания)

Выполняем первое задание (Найди лишнюю линию). При успешном выполнении задания ребенок переходит к следующему кадру с новым заданием (Разбей фигуры на две группы). После выполнения заданий учащиеся возвращаются в кадр «Содержание».

При выполнении заданий ребенок имеет возможность немедленно получить результат своей деятельности (обратная связь) в виде благодарности (при правильном выполнении работы) или установке на вторую попытку (слова «Подумай еще»). Учитель тем временем может контролировать правильность выполнения работы визуально и оценивать ее в журнале.

4. Физминутка.

5. Объяснение нового материала.

На доске изображение цветных линий – кривых и прямых. Лучше, если прямых линий каждого вида учитель изобразит не меньше двух в разных местах доски. Это позволит убедиться, что дети отличают один вид прямых линий от другого при нахождении их на рисунке во время работы с новым материалом.

Проблемная ситуация, при решении которой дети выводят тему урока:

- На какие 2 группы можно разделить все нарисованные линии? (На прямые и кривые)

- С видами каких линий мы уже знакомы? ( Кривых)

- А о каких линиях мы еще мало знаем? (О прямых)

- Сделайте прогноз: чем мы с вами займемся на уроке сегодня? (Видами прямых линий)

- Совершенно верно. Мы познакомимся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.

Для того, чтобы провести кривую линию нам достаточно… чего? (Карандаша). А чтобы начертить прямую линию достаточно ли одного карандаша?

( Нет. Необходим инструмент - линейка).

Работа детей в тетради:

- Начерти карандашом сверху вниз прямую линию. Эта прямая линия – вертикальная.

Найди на рисунке такую линию.

- Синим карандашом поставь точку слева от линии, а красным – справа. Запомни, где правая сторона, где – левая. Проведи через эти точки вертикальные линии того же цвета.

- Как ты думаешь, сколько вертикальных линий можно провести через одну точку? (Ответ детей: «Одну»)

- Существуют еще линии, которые называются горизонтальными. Они получили свое название от слова «горизонт». Горизонтальная линия проводится слева направо или справа налево.

- Найди на рисунке такую линию. Какого она цвета? (Ответ детей)

- Поставь над ней желтую точку, а под ней – зеленую. Проведи через них еще 2 разноцветные горизонтальные прямые.

- Есть ли еще на нашем рисунке прямые линии? (Ответ детей)

- Какого они цвета? (Ответ детей)

- Они вертикальные или горизонтальные? (Ответ детей)

- Как бы вы их назвали? (Ответ детей: «Наклонные»)

- Прямые не вертикальные и не горизонтальные, а слегка наклоненные, так и называются – наклонные.

- Начерти такие линии у себя в тетради.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное закрепление.

Для оперативной проверки качества усвоения нового материала учитель прибегает к работе с компьютером, где используемые задания помогают отследить усвоение полученных знаний. Дети же получают возможность на практике применить новые знания.

Учащиеся пересаживаются за компьютеры и по команде учителя начинают работу: «Содержание» - «Плоские геометрические фигуры» - «Линии» - по правой стрелке четыре щелчка. Рассматривание информационных кадров (В зависимости от уровня подготовленности класса можно рассмотреть разное количество информационных кадров - от 1 до 5).

img3.jpg (27653 bytes)

После фронтального разбора информационных кадров учащиеся выполняют три задания: «Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет», «Горизонтальными линиями соединить картинки», «Вертикальными линиями соединить картинки». При правильном выполнении последних двух заданий предметы на картинках сближаются (используется анимация), что вызывает большое количество положительных эмоций у детей.

img4.jpg (29013 bytes)

img5.jpg (20291 bytes)

Работа с использованием ММК.

- Обратимся к компьютеру. ПУТЬ: 1 щелчок по правой стрелке – Виды прямых линий.

- Рассмотреть кадры с видами прямых линий. После разбора информационных кадров выполнить задания (3):

  • Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет.
  • Горизонтальными линиями соединить картинки.
  • Вертикальными линиями соединить картинки.

8. Рефлексия (Итог урока).

- Сегодня на уроке к своим знаниям мы добавили новые. Какие? (Идет обсуждение.)

- Давайте еще раз вспомним самое главное. (Дети называют виды прямых линий по их расположению в пространстве.)

- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)

- У кого были затруднения?

- Удалось ли их преодолеть?

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

9. Творческое домашнее задание.

Сделать иллюстрацию к любимой сказке, используя изученные виды линий.